Курс ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Тема «Православный храм»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

ШИБАНОВА Юлия Геннадьевна

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

 

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  5. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_orkse.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Курс ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

Тема «Православный храм»

Тема: «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  5. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

     Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

     Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

  1. Актуализация знаний учащихся

   Попробуйте  дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.

(учащиеся дают определения слову «храм»)

-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

    Зачем люди посещают  храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

  1. Изучение нового материала. 

     Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».  

 

1.Беседа с учащимися.

    На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

     Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

      Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

    Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест. 

    Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.    Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

     Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

     Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

     Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

     Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

    Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

     Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

    Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).  Иногда строят и большее количество глав.

     Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

    Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

     Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

  • Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
  • Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
  • Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

    Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

  1. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

     Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

- Мысли о храме, церкви, России…

  1. Изучение устройства храма.

     Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

     Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

     Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  

     Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

     Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения.

     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

   Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

4. Творческие работы учащихся.

    А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о храмах города Тамбова.

    Спасо-Преображенский собор.

В 1677 году главная, Спасо - Преображенская, церковь Тамбова была преобразована в соборную. Величественное  здание собора торжественно поднимается над берегом Цны, привлекая внимание человека, подъезжающего к Тамбову со стороны Рассказовского шоссе. Строительство и перестройка этого крупнейшего в Тамбове храма продолжались более двухсот лет. Возведение собора было задумано и начато епископом Тамбовским и Козловским, святителем Питиримом.

   Покровский собор.

Согласно исторической справке, в Покровской слободе, расположенной к югу от крепости, находились две церкви: первая – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и вторая - во имя Великомученицы Параскевы Пятницы. Обе церкви располагались в одном деревянном здании. Во время  сильного пожара в 60-х годах XVIII столетия деревянная постройка была полностью уничтожена. До наших дней сохранилось двухэтажное здание каменного Покровского собора, строительство которого началось в 1763 году, - лёгкое,

стремительно взметнувшееся ввысь.

  Казанский Богородичный мужской монастырь.

Более трёх столетий назад за чертою Тамбова был основан Казанский Богородичный мужской монастырь. Его архитектурный облик многократно менялся из-за частых пожаров. Каменное строительство в Казанском монастыре началось в последние десятилетия ХVIII века. Исключением было только строительство колокольни. Её построил над святыми воротами

епископ Феодосий в последние годы своего служения в Тамбове.

  1. Коллективная работа.

       Часто ли вы бываете в храме?

       Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

       Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

          Богомольцев не толкай,

          К чину в храме привыкай.

          Не гляди по сторонам —

          Неполезно это нам...

          Хоть старушка, хоть девица

          Не посматривай на лица,

          Глазки в землю опусти,

          О грехах своих грусти.

  Учитель:        

         И скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

        Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

        Даром время не губи,

        Службу Божию полюби.

        Воскресенья подожди,

        На молитву приходи.

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

  1. Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Давайте организуем группы по 4 человека и составим синквейн на тему нашего урока.

Прочитаем, что у вас получилось.

  1. Домашнее задание.

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, какие храмы есть в нашем городе

- прочитать стр.48-51 учебника

- ответить на вопросы стр.51

Индивидуальное:

-  нарисовать храм вашей мечты

-  подобрать  и выучить стихотворение о храме

- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".

Конспект ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм  и другие святыни. Монастырь".Ссылка на презентацию (архив):https://cloud.mail.ru/public/7a0ce9641294/%D0%A3%D1%80...

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики", тема: "Дружба"

Урок по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Модуль Основы светской этики. Тема урока "Дружба". Урок по назначению учебный, культурно - воспитательный; по содержанию - нравственный. Урок...

Курс ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры. Урок "Храм".

Цель урока: создать представление о назначении православного храма и его устройстве....

Методическое пособие по курсу ОРКСЭ ,модуль " Основы исламской культуры"

Учебное пособие знакомит школьников с основа­ми духовно-нравственной культуры ислама. Уча­щиеся узнают о жизни пророка Мухаммеда, об ис­тории появления, основах ислама и исламской этики, о...

Обобщение по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы исламской культуры"

Обобщение учебного  материала за год представлено в виде "Своей игры"...

Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»

Урок обобщения и систематизации знаний.Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»...