Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур". 4 класс. "Храм".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Урок ОРКСЭ, Программа  "Школа России". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Тема: Храм. С применением технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_orkse_yashchenko_a.v.6.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с дидактической структурой урока.  

Ф.И.О.  Огородникова Анна Николаевна
Предмет:  ОРКСЭ
Класс:  4
Тип урока: открытие нового знания

Тема

 Храм

Цель

 Познакомить учащихся с устройством православного храма и   православными традициями поведения в храме.

Задачи

Образовательные: узнать об устройстве православного храма, назначении предметов, находящихся в храме; формировать умения работать с учебным материалом.

Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.

УУД

  • Личностные УУД:

Формировать положительное отношение к уроку.

             Проявлять интерес к изучаемому материалу урока.

             Формировать эмоциональное, позитивное отношение к                                

            себе и окружающему миру.

  •  Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  •  Коммуникативные УУД:

строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;

  • Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой учебной информации;

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Планируемые результаты

Предметные: Понимание места и роли храма в православной культуре, в жизни православного человека.

Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину, осознания своей принадлежности к культуре и уважение к традициям народов России.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

Коммуникативные УУД : участвовать разговоре с одноклассниками  в рамках учебного диалога, использовать в своей речи термины; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать.

Познавательные УУД: стимулировать познавательный интерес учащихся с помощью проблемных заданий.

Основные понятия

 Обычай, обряд, помолвка, венчание.

Межпредметные связи

 

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, плакаты, диск «Основы православной культуры»

мультимедийный комплекс.

Формы урока

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Технология

 технология деятельностного метода

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

 

Деятельность

 учителя

 

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

 

УУД

(Познавательные УУД).

(Коммуникативные УУД).

(Регулятивные УУД).

1.Мотивация к учебной деятельности.

 Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Психологический настрой учащихся.

Слушание аудиозаписи.

Ответы детей  (фронтальная работа)

Подготовка эмоционального настроя к уроку.

Включается

аудиозапись

колокольного звона.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я шла в школу мимо храма. Иногда там раздается колокольный звон. В этот момент ощущаешь особое чувство.

- Ребята, что вы сейчас слышите? Правильно это колокольный звон. Вслушайтесь.  Что, вы представляете, когда слышите этот звон?

 . С этим звоном на Русской земле связано очень много. Колокола звенели и звенят в праздники и в будни, в дни беды  и в дни радости.

Личностные УДД

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УДД

Умение развернуто давать ответ на поставленный вопрос и точно выражать свои мысли.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

Учащиеся отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями от посещения храма.

Примерные ответы учеников: «Мы должны сегодня узнать об устройстве храма и как  вести себя в нём».

Принятие проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации.

Фронтальная беседа:

  • Как вы понимаете слово «храм»?
  • Кто из вас был хоть раз в православном храме?
  • С кем вы туда ходили?
  • Как вы там себя вели?
  • Отличается ли храм от обычного здания?

Определение  обучающей  задачи для данного урока.

- Что мы с вами должны узнать на уроке, с чем познакомиться?

Уметь  называть изученные понятия

Регулятивные УУД

 Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.  

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места,где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, не хватает для дальнейшей работы.

Составляют предложения, затем озвучивают их перед классом.

Учащиеся находят толкование слов в словаре.

Работа с понятием «храм».

- Составьте и запишите два предложения со словом «храм».

-  Предлагается  записать определение «храма» из словаря.

Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Уметь находить определение слов

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации.

Работа в группах. Используют для своего выступления диск «Основы православной культуры, урок «Храм», интерактивные модели.

Используют материал учебника

стр. 48-51, иллюстрации.

Используя свои знания, учебный материал, учащиеся разрабатывают правила этикета при посещении православного храма.

Используя учебник, плакаты подобрать изображения храмов.

Предлагает прочитать текст  в учебнике.

Распределение на группы

Первая группа: «Экскурсия  по  храму».

Задача: подготовить рассказ об архитектуре храма  (внутреннее строение, назначение частей)

 

Вторая группа: Работа с понятийным материалом.

Задача: объяснить понятия – священник, икона, свеча, Царские врата, канун, алтарь, иконостас, кадило.

Третья группа:  Правила  церковного этикета.

Задача: разработать правила поведения в православном храме.

Четвёртая группа: Русские храмы.

Задача: подобрать изображения православных храмов различных исторических периодов, сравнить их архитектурное устройство.

Уметь рассказывать о традициях, которые сохранились  в семье каждого ученика.

Регулятивные УУД

Определение последовательности своих действий с учетом конечного результата; составление плана последовательности действий.

Познавательные УУД

Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам;

 выделение существенных и несущественных признаков;

поиск и синтез  необходимой информации.

Коммуникативные УУД

Использование  речевых средств  для решения коммуникативных задач, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Каждая группа  защищает свой проект. Учащиеся других групп оценивают выступающих с учётом содержания материала, задают вопросы.

 Учитель предлагает поочерёдное выступление группам.

Каждая группа, получив своё задание, готовит выступление.

Уметь представлять свою работу.

Познавательные УУД

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать

других участников беседы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

 Работа в рабочей тетради

Работа в парах.

Задание по рабочей тетради.

Уметь применять полученные знания

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с партнером, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном,

организация ситуации успеха для каждого ученика.

Заполнение пропусков на схеме.

Самопроверка по образцу (схема на слайде)

 

Индивидуальное задание для учеников  на карточках

У каждого ученика на столе схема храма, но без указания  его частей    

Регулятивные УУД

Контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном с целью обнаружения недочетов и отличий от эталона.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания.

Работа в группах

Составление   синквейна  

(существительное - ХРАМ)

Познавательные УУД

Умение выделять главное из общей информации,  давать определение понятий.

Коммуникативные УУД

Умение сотрудничать  с партнером.

9. Рефлексия учебной деятельности.

 Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, определение затруднений как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Индивидуальные ответы детей.

Фронтальная беседа.

- Почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

- Что вас заинтересовало на сегодняшнем уроке?

- Над чем вы задумались на этом уроке?

- О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке?

-Мое ощущение на уроке:

 ( тестирование «Это Я»),

предлагается поднять таблички со смайликами.

Домашнее задание с элементом творчества:  нарисовать храм.

Регулятивные УУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностные УДД

Умение задуматься над вопросом -  какие знания были приобретены мною на уроке?

Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ. "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"

ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ ОРКСЭ. МОДУЛЬ "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"...

ОРКСЭ. Модуль: мировые религиозные культуры. Священные сооружения христианства, ислама, буддизма и иудаизма

Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Данная работа включает в себя общие особенности главных священных сооружений христианства (более конкретно правос...

ОРКСЭ основы мировых религиозных культур

Тема "Возникновение религий" 4 урок...

КТП по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры"

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры"....

Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...

Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"...