РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики, 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Лемасова Разида Мохэряэмовна

Данная рабочая программа по ОРКСЭ по УМК "Школа России" (модуль «Основы светской этики»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ose_razida.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа №1»

 Елабужского муниципального района  РТ

Обсуждено

Руководитель ШМО МБОУ

"СОШ №1" ЕМР РТ

__________________ Н.В.Донаурова

Протокол  № _1______

от  «26 » августа 2014 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ №» ЕМР РТ

_______________ Т.Е.Трофимова

 

«27» августа 2014 г.

Утверждаю

Директор МБОУ "СОШ №1" ЕМР РТ

__________________ Р.Д. Оленева

Приказ № _____

от «28 » августа  2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам религиозной культуры и светской этики, 4 класс

                                                                                     (модуль «Основы светской этики»)

Лемасова Разида Мохэряэмовна

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол №  1

от « 28 »  августа 2014 г.

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Данная программа рассчитана на изучение основ светской этики на базовом уровне и составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, рабочей программы по курсу «Основы светской этики» под редакцией М. Т.Студеникина, учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» ЕМР РТ, соответствует федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения.

Количество часов -  34 часа

в неделю – 1час

Учебник         М. Т. Студеникин

                        Основы светской этики 4  класс

                        Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

                        М.: Русское слово, 2012 г.

Тематический план

Тема

Количество

часов

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

3ч.

Основы религиозных культур и светской этики

16ч.

Духовные традиции многонационального народа России

15ч.

Итого

34ч.

Планируемые результат освоения  учебного предмета

В результате изучения модуля «Светская этика»  обучающейся будет иметь представление о понятиях:

- этика, этикет, светский;

- Родина, Россия, национальность, раса;

- манеры, нравственность (мораль);

- вежливость, уважение, тактичность, скромность;

- добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие;

- честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон;

- гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие;

- обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание;

- терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень;

- род, родословие, семья, фамилия, традиция, семейная этика, любовь, забота;

- правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость;

- праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести ;

- Отечество, защитник, патриот, воин;

В результате изучения модуля «Светская этика»  обучающейся должен уметь:

- проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них;

- показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь;

- следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни;

- осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома;

- выявлять элементы общечеловеческих ценностей;

- оценивать позитивные качества честности;

- проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России;

-  выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям;

- проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи, поддерживать дружеские взаимоотношения в семье;

-выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок;

- проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии;

- уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945

№ п/п

Тема урока

Тип

урока

Планируемые результаты

Характеристика

деятельности

учащихся

Дата проведения урока

Дата проведённого урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества-3ч.

 

Знакомятся  с общественными нормами нравственности и морали.

Знакомятся с историей развития представлений человечества  о морали  и нравственности.

Введение в предмет

Вводный

Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа мультфильма «Крошка Енот».

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, выразительно читать; осуществлять словарную и графическую работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; читать по ролям и обсуждать сказку «Вежливый кролик»

Компетенции: дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета

Россия — Родина моя

Урок первичного изучения  

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме

Регулятивные: определение алгоритма составления простого плана.

Познавательные: работа с физической настенной картой «Россия в XXI веке», атласом для 3—5 классов, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, с загадками. Коммуникативные: взаимопомощь и доброжелательность общения в коллектив

Компетентность: интерес к познанию родной страны, усвоение понятий патриот, патриотизм

Россия — Родина моя

Закре-пление

Основы религиозных культур и светской этики-16ч.

Этика и этикет

Комбинированный

овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления эти кета в обыденной жизни. Пробуждать стремление совер-шать добрые дела

Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа с карточками по определению значений слов; работа со схемами, со словарем. Коммуникативные: культурное и вежли-вое общение в кол -лективе

Компетентность в разрешении элементов практических ситуаций этикета в обыденной жизни. Пробуждение стремления совершать добрые дела

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры и морали.

Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Этика и этикет

Комбинированный

Вежливость

Комбинированный

Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности неформального соблюдения правил вежливости и этикета

Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.

Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы; проведение инсценировки с цветами. Коммуникативные: неформальное общение, соблюдение правил вежливости и этикета

Компетентность осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдение правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома

Вежливость

Комбинированный

Добро и зло

Комбинированный

Формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности , уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела

Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового. Познавательные: работа с карточками по определению терминов и понятий; практическая работа с предметами. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил  разговорной речи.

Компетенции: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; проявлять заботу о родных и близких, о нуждающихся в помощи людях

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку  в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Добро и зло

Комбинированный

Дружба и порядочность

Комбини- рованный

Формировать нравственные качества личности: умение дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу

Регулятивные: разработка правил работы в парах.

Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практического задания; работа с таблицей, материалами блок-пакетов; анализ правил дружбы; объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах; определение правил соревнования команд

Компетенции: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Дружба и порядочность

Комбини- рованный

Честность и  искренность

Комбини-рованный

Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать свои поступки. Воспитание нравственных принципов собственного развития

Регулятивные: при по- мощи учителя определение нравственных принципов собственного развития. Познавательные: составление схемы; от- работка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по рисункам учебника; соотнесение иллюстрации с текстом; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний

Компетенции: критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению

законов художественного произведения, вы- являть в нем

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

Честность и  искренность

Комбини-рованный

Гордость и гордыня

Комбини-рованный

Формирование эмоционально по - ложительной кон - цепции развития личности: «Я могу, способен,значу»; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня; реали- зация межпред- метных связей с окружающим миром, литера- турным чтением, русским языком

Регулятивные: опре - деление правила со- ставления схемы. Познавательные: от- работка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; заполнение плаката; составление кроссворда; ответы на воп- росы; работа с иллюстрациями учебника. Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение стихов; работа с пословицами

Компетенции по проявлению поря - дочности и скромности, гордости за поступки героев России; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, вы- являть в нем этические понятия гордость и гордыня

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

Гордость и гордыня

Комбини-рованный

Обычаи и обряды

Комбини-рованный

Раскрытие межпредметных связей с литературным чтением, музыкой. Пробуждение у учащихся интереса к народным праздникам. Воспитание уважения к традициям своего народа

Регулятивные: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей.

Познавательные: работа с учебником; чтение стихов, текстов народного фольклора (заклички); просмотр фрагмента видеофильма А. Роу «Морозко» (сватовство невесты, свадьба); игра «Бояре»; применение схем; проведение беседы; лепка из соленого теста; раскраска и рисование, прослушивание музыки; составление плана изучения нового. Коммуникативные: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями

Компетенции: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений культурных традиций.

Обычаи и обряды

Комбини-рованный

Терпение и труд

Комбини-рованный

Реализация межпредметных связей с музыкой, технологией, литературным чтением. Воспитание трудолюбия, целеустремленности и деловитости, ответственности за порученное дело, уважения к людям труда

Регулятивные: определение принципов применения блок-пакетов на уроках этики. Познавательные: использование блок-пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщения учащихся; чтение текста по ролям

Компетенции: знать основы самообслуживающего труда; выполнять порученное дело, практические задания; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в  произведениях  литературы и искусства.

Терпение и труд

Комбини-рованный

Духовные традиции многонационального народа России-15ч.

Семья

Комбиниро-ванный

Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.

Разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения членов семьи.

Уважительно относиться к родителям, членам семьи, к близким людям

Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению разумных потребностей. Познавательные: ответы на вопросы анкеты; отгадывание ребуса; составление схем; подбор к иллюстрациям слов из текста. Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки фотовыставки, древа родословия

Компетенции: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений культурных традиций.

Осуществляют поиск необходимой  информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщения по выбранным темам (теме).

Семья

Комбиниро-ванный

Семейные традиции

Комбини-рованный

Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье.

Продолжить работу по изучению семей классного коллектива. Развитие у учащихся интереса к истории семьи, семейным традициям, воспитание чувства гордости за свою семью

Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению традиций. Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках; составление схем, таблиц; графическая работа. Коммуникативные: правила выступления с сообщениями; умение отвечать на вопросы; правила проведения словесных игр

Компетенции: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; подготовить мини-сочинение; соотнести части пословиц

Семейные традиции

Комбини-рованный

Сердце матери

Комбини-рованный

Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения. Воспитание у учащихся  чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме

Регулятивные: определение правил изучения общечеловеческих норм. Познавательные: выполнение графического задания; работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей;„определение частей речи; работа с анкетой, со схемами и таблицами; просмотр фрагмента видеофильма «Марья-искусница»; проведение игры «Моя семья»; сценка «Мама и солнышко». Коммуникативные: определение правил работы в группах

Проявлять компетентность во внимательном и уважительном отношении к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх

Сердце матери

Комбини-рованный

Правила твоей жизни

Комбини-рованный

Развитие умения замечать, кому нужна помощь, не дожидаясь подсказки взрослых. Формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма. Воспитание у учащихся этических норм поведения в школе, дома, на улице, внимательное, чуткое отношение к своим близким

Регулятивные: составление практических заданий по решению жизненных ситуаций. Познавательные: выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, беседа по картине Ф.П. Решетникова «За уроками»; участие в игре, отработка логических операций. Коммуникативные: определение правил работы в командах

Компетенции по соблюдению требований дисциплины, выполнению правил самообслуживания; умение и желание поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности

Правила твоей жизни

Комбини-рованный

Праздники народов России

Урок первичного изучения

Активизация межпредметных связей с окружающим миром, литературным чтением. Воспитание желания узнавать новое о жизни разных народов, уважительно относиться к любой религии. Воспитание у детей чувства радости от общения с людьми, чувства бескорыстного, уважительного, терпимого отношения к людям любой национальности и религии

Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с открытками, карточками и схемами.

Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок-пакетами; выполнение заданий в парах.

Коммуникативные: развитие культуры поведения на праздниках

Компетенции: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет

Праздники народов России

Закрепление новых знаний

Защитники Отечества

Комбини-рованный

Реализация межпредметных связей с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этикета.

Воспитание у учащихся уважительного отношения к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны, чувства гордости за своих предков, жертвовавших собой во имя свободы и независимости Родины

Регулятивные: основы составления простого и сложного плана.

Познавательные: работа с учебником, с иллюстрациями, с репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри»; с фотографиями Могилы Неизвестного Солдата, памятника Г. К. Жукову; с изображением Георгия Победоносца; чтение стихов и былин, слушание музыки и рисование. Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе

Компетенции: проявление уважительного отношениия к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отече- ственной войны. Умение подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; находить в тексте детских произведений знания этического характера

Защитники Отечества

Комбини-рованный

Итоговый урок

Повто-рительно-обоб-щающий

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета. Подготовка к восприятию и усвоению курса этики в 5 классе

Регулятивные: составление тестового задания.

Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. Коммуникативные: основы работы в парах и группах

Компетенции владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами; выполнение тестовых заданий

Итоговый урок

Повто-рительно-обоб-щающий

Итоговый урок

Повто-рительно-обоб-щающий

Дополнительная литература:

  1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения, СПб, 2005
  2. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике, Москва, 1990
  3. http://www.pedsovet.su//
  4.  http://it-n.ru
  5.  http://school-collection.edu.ru//
  6. http://www.solnet.ee//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Образовательной программы школы,  примерной (авторской) программы по Основам ре...

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс

Программа составлена на основе авторской программы А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», М., Просвещение, 2013 год, учебника...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)

Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")

Рабочая программа  "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики» 4 класс

Данная рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики»» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований к предметным и метапредметным  резуль...

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии ...