«Россия – наша Родина».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Объяснять, что объединяет всех людей, живущих в России.

           Объяснять, что кроме различий в национальности, языке и культуре у всех народов есть общечеловеческие ценности.

           Объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Светская этика.

(4-й класс)

Урок 2.

Тема: «Россия – наша Родина».

Цели: 1-я линия развития личности:

        Объяснять, что объединяет всех людей, живущих в России.

        Объяснять, что кроме различий в национальности, языке и культуре у всех народов есть общечеловеческие ценности.

        Объяснять систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика.

2-я линия развития личности:

        Формировать умение жить в обществе вместе с людьми других национальностей.

Оборудование: знаки и символы, используемые в учебнике.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Проверка домашнего задания.

1 2 1 2 

 – Домашнее задание мы проверим с помощью игры «Продолжи фразу».

1. Я буду изучать «Светскую этику», потому что…

2. Учебник по этому курсу поможет мне…

3. Для меня очень важным в жизни является понятие …, так как …

Заслушиваются ответы детей, также рекомендуется устроить в классе выставку детских проектных работ по теме.

Познавательные УУД

1. Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Использовать изучающее чтение при поиске информации.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Допускать возможность существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с собственной.

2. Формулировать своё мнение, свою позицию.

 

Личностные результаты

1. Анализировать и оценивать тексты учебника и учебные задания, позволяющие понять, что значит быть гражданином своей страны.

II. Актуализация знаний.

1 2 1 2 1 2

– Заметили ли вы в учебнике знакомых персонажей? (Оля и Игорь Сазоновы, Антошка, их одноклассники и друзья.)

– Среди нас есть ребята, которые незнакомы с этими персонажами, потому что учились по другим учебникам. Давайте расскажем им, для чего в учебнике появляются персонажи. Кто они, сколько им лет?

– Какие цветовые метки у заданий учебника на с. 9–14? Чему учат эти задания?

Можно предложить детям игру «Узнай знак или символ». Учитель демонстрирует знак, а ученики его отгадывают или учащимся предлагается вставить в готовый текст пропущенные знаки и символы.

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

1 2 3 1 2 1 2 1 2

Работа с текстом на с. 8–9 до чтения.

– Прочитайте тему урока на с. 8.

Учитель пишет на доске: «Россия – наша Родина!»

– Почему именно с этой темы мы начинаем изучение курса? Какие мысли у вас вызывают эти слова?

– Что вы видите на рисунке в начале параграфа? (Карту России.)

– Что изображено на карте? (Символы.)

– Знакомы ли вам эти символы?

– Встречались ли вы с ними в жизни? Что означает каждый из них? Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.

– Смотрите, сколько разных предположений. Какие вопросы у вас возникают в связи с этим рисунком? (Что обозначают эти символы и как они связаны с нашей страной?)

– Может быть, ответ есть в тексте учебника?

– Прочитаем текст, прокомментируем и посмотрим, какой вопрос удивил сегодня наших героев.

Работа с текстом на с. 8–9 во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

Вечером близнецы Оля и Игорь Сазоновы вышли во двор. Они качались на качелях вместе с Антошкой, когда увидели, как из подъезда дома вышел незнакомый мальчик.

– Это кто? – спросил Антошка. – Вы его знаете?

– Знаем, – кивнула Оля. – Его Дандар зовут. Он вчера с родителями к нам в дом переехал. Издалека – из Бурятии!

– А Бурятия – это что, страна такая? – не понял Антошка.

В О (А вы слышали? Бурятия – это...)

– Нет! – ответил Игорь. – Это республика в составе России, за озером Байкал.

– А он на нас совсем не похож, – удивился Антошка, провожая мальчишку взглядом.

В О (Представили? Чем Дандар может быть непохож на ребят?)

– Правильно, – кивнул Игорь. – Там люди другие живут, на другом языке разговаривают, религия у них другая – буддизм называется.

В О (Слышали о такой религии?) 

Мы с папой туда в поход на байдарках ходили.

– Интересно получается! – заметила Оля. – В нашем подъезде ещё один мальчик живёт – Марк. Он с родителями по субботам в синагогу ходит,

В О (А синагога – это...)

потому что у них религия – иудаизм. Этажом выше – Вика. Её мама – православная христианка и по воскресеньям ходит в церковь. А в соседнем подъезде живут Марат и Ахмет. Они мусульмане. Только у Марата предки из Татарстана, а у Ахмета – с Северного Кавказа. Мы с Маратом вместе ходили в поход, так он шашлык из свинины есть отказался: сказал, что его вера не позволяет.

– А ещё, – оживился Игорь, – его очень удивляло, что наши девчонки могут нас перебивать и встревать в мужской разговор.

В О (Вы встречали такие ситуации?)

– Получается, – заметил Антошка, – мы с ними совсем разные...

– Так и мы с тобой тоже не похожи! – пожал плечами Игорь. – Я люблю в походы ходить, а тебе это кажется совсем неинтересным.

– Я лучше про походы по телевизору посмотрю, – хмыкнул Антошка. – Так, значит, у нас нет ничего общего?

– Нет, ну почему же! – возмутилась Оля. – Мы все в одном доме живём, и вообще мы все граждане одной страны.

– И что это значит? – не унимался Антошка.

– Ну как что... – растерялась Оля. – Вот, например, когда за границу едешь, пограничники паспорта проверяют – кто откуда приехал. Я наших, из России, сразу замечаю – у нас паспорта красные.

– Подожди! – остановил качели Игорь. – Но должно же у нас быть что-то общее кроме цвета паспорта?!

Работа с текстом на с. 8–9 после чтения.

– Итак, ребята каких национальностей живут в одном доме?

– Понятно ли стало из текста, что означают символы, изображённые на рисунке в начале параграфа? (Прямого ответа в тексте нет, но мы с этими условными обозначениями, символами религий, встречались в учебнике «Окружающий мир». Все четыре религии упомянуты в тексте: буддизм, иудаизм, православное христианство, мусульманство.)

– Что ребята обсуждали вечером во дворе? (Что у них может быть общего.)

– Что же у них общего кроме большого дома, в котором они живут? (Страна – Россия.)

– Какое противоречие заметили ребята во время разговора? (Мы все такие разные, а живём в одной стране.)

– Какой вопрос следует из этого противоречия? (Что объединяет разных граждан России?)

Учитель записывает сформулированный учащимися проблемный вопрос на доске:

Что объединяет всех граждан нашей страны – России?

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

1 2 3 1 2 1 2 1

– Из разговора Оли, Игоря и Антошки мы узнали об их соседях по дому, ребятах разных национальностей. О каких отличиях между ними говорится в тексте? (Есть или не есть свинину – это отличие в национальной кухне, религиозных традициях; можно или нельзя девочкам перебивать мальчиков – это отличие в культуре отношений; упоминаются отличия в интересах, увлечениях.)

– А что у них всех общего, если не считать цвета паспорта? (Они – граждане одной страны.)

Планирование работы.

– Что поможет нам найти ответ на главный вопрос урока? (Тексты, иллюстрации, задания.)

– Попробуем составить план нашей работы.

Учитель предлагает кому-нибудь из класса записать на доске план:

        1. Прочитать тексты учебника, комментируя их с использованием жизненного опыта.

        2. Проанализировать иллюстрации.

        3. Выполнить задания на с. 9–14.

Работа с таблицей на с. 10.

Учитель предлагает рассмотреть с. 10.

– В какой форме здесь представлена информация? (В форме таблицы.)

– Попробуйте сформулировать своими словами вопрос перед таблицей.

– Как бы вы ответили на вопрос, используя таблицу? А используя весь свой жизненный опыт?

– Какие вопросы у вас возникают?

– Сколько языков может знать один человек? (Один или несколько.)

– А может ли у человека быть несколько родных языков, то есть выученных в раннем детстве от родителей, бабушек и дедушек? (Может, если в его семье есть люди разных национальностей)

– К какой языковой группе вы отнесли свой родной язык?

– Какие слова являются общеупотребительными и есть во всех языках мира?

– Если у всех людей, независимо от языка, есть общие понятия, о чём это говорит? (Во всех языках есть слова добро, жизнь, свобода, правда, красота, совесть. Представления о том, как нужно жить, не нарушая общепринятых норм, близки у всех народов.)

– Рассмотрите иллюстрации в нижней части с. 9. Помните эти сказки из уроков 2-го класса?

– Давайте подробно вспомним их сюжеты.

– Прочитайте задание к иллюстрациям на этой странице.

– Что же общего во всех этих сказках? (Читая сказки разных народов, мы говорили о том, что у всех людей есть главные богатства: жизнь, доброта, счастье и т.д. Их нельзя купить или продать.)

– Что нового вы узнали из таблицы?

– Какой вывод мы уже можем сделать? (Люди разных национальностей часто говорят на разных языках, у них могут быть разные религии и традиции, но у всех людей есть общие понятия, которые звучат по-разному, а обозначают одно и то же: свобода, правда, красота, совесть... Даже в сказках пишут про одни и те же пороки и достоинства независимо от того, о героях какого народа эти сказки.)

Работа с текстом «Что для нас всего дороже?» до чтения.

– Прочитайте заголовок следующей части текста.

– Что имел в виду автор, задавая этот вопрос в заголовке? Как вы думаете, что он считает самым дорогим для всех людей? О чём хочет сказать?

– Прочитайте задания перед текстом и объясните своими словами, что нужно сделать.

Работа с текстом «Что для нас всего дороже?» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

– Прочитайте текст, выделяя маркером или подчёркивая карандашом те слова, которые, на ваш взгляд, помогут ответить на проблемный вопрос урока.

          В каком бы уголке России ни жили граждане нашей страны, на каком бы языке они ни говорили, все они используют в своей речи такие слова, как «справедливость», «честь», «совесть», «красота». Когда человека обманывают, он возмущается: «Это нечестно!» Когда человека обижают (например, незаслуженно наказывают), он кричит: «Это несправедливо!» Если кто-то рисует на стене лифта какую-нибудь гадость, то мы не можем сдержаться: «Фу, как некрасиво!»

        Получается, нас очень сильно волнуют мысли, выраженные этими словами, понятиями. Нам не нравится, когда нарушают правила, основанные на этих понятиях. Мы высоко ценим эти правила, поэтому называем их нашими ценностями. Их нельзя измерить деньгами, как цены на продукты. Ведь каждый человек сам определяет, насколько важны для него те или иные правила. Кто-то, проходя через двери, пропускает девочек вперёд, а кто-то не обращает на это внимания. (Подумайте, считаете ли вы обязательными правила вежливости.) 

Для разных людей могут быть значимыми разные ценности, но есть и такие, которые являются общепризнанными.

В О (Можете ли вы их назвать?)

        Следуя этим ценностям, мы ставим цели, общие для всех жителей нашей страны. Например, нам всем хочется, чтобы в стране не было бедных, чтобы все жили в достатке, но этого очень трудно достичь. Всем нам хотелось бы, чтобы люди не обманывали друг друга и всегда оставались честными, и мы стараемся следовать этому правилу, но это не всегда получается. Для нас всех важно, чтобы в стране был мир, однако конфликты и столкновения между людьми всё ещё случаются, и поэтому нужно научиться мирно разрешать споры. К этим и другим идеалам стремятся граждане нашей страны, они служат нам образцами поведения.

Работа с текстом «Что для нас всего дороже?» после чтения.

– Какие слова вы выделили и почему?

– Опираясь на текст, сформулируйте своими словами, что такое «ценности» и «идеалы», а потом сравните эти определения с определениями в словаре учебника. (Ценности – это что-то важное, но не то, что покупается за деньги. Идеалы – это то, к чему стремятся люди.)

– Итак, что же такое ценности?

– Чем их измеряют?

– Они одинаковы для всех?

– А что такое идеал?

– А кто решает, что такое идеал?

– Всех нас объединяют ценности, то есть те общечеловеческие понятия и качества, которые понятны всем людям независимо от того, на каких языках они говорят. Эти общие понятия и качества помогают людям, говорящим на разных языках, договариваться и сотрудничать.

– Можно ли сказать, что общечеловеческие ценности – это богатство?

– Что же для нас дороже всего? Как можно ответить на вопрос в заголовке текста? (Наши общие ценности и идеалы.)

– Вернёмся к главному вопросу урока: что же объединяет разных граждан России?

Работа с текстом «Чем богат духовный мир человека?» до чтения.

– Как вы понимаете словосочетание «духовный мир человека»?

– Посмотрите на иллюстрацию к рассказу Виктора Драгунского. Может быть, она подскажет ответ на этот вопрос? (Для Мишки главным интересом была еда, а для Дениски совсем другое: дела, любимые книги, отношения с людьми. Значит, духовный мир человека – это что-то связанное с его внутренними потребностями, но не еда.)

– А как можно сделать богатым свой духовный мир?

– Найдите в тексте ответ на этот вопрос и прочитайте его.

Работа с текстом «Чем богат духовный мир человека?» после чтения.

– Так можно ли сделать свой внутренний мир богаче? Как именно? Приведите примеры.

– Чем богат духовный мир человека? (Когда человек может переступить через свой животный интерес, увидеть красоту леса, радость от дружбы, взаимопомощи, честности. Это и есть высокие духовные ценности. Это и подтверждает, что ты – человек. Это общее для всех людей. Людей, живущих в нашей стране, объединяют общие ценности и идеалы, которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом, возвыситься над простыми «животными» интересами. Богатство духовного мира заключается в том, чтобы стремиться к справедливости, дружить, помогать друг другу, слушать музыку, читать, рисовать, изобретать...)

V. Выражение

решения проблемы.

1 2 1 2 1 2 3 1 2

 – Ответили ли мы на главный вопрос урока? Что нас всех объединяет?

Сравним наши ответы с мнением авторов учебника. («Людей, живущих в нашей стране, объединяют общие ценности и идеалы, которые помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом, возвыситься над простыми «животными» интересами».)        

 

VI. Выполнение продуктивных заданий по теме.

1 2 3 1 2 1 2 1 2

Учитель предлагает учащимся выполнить продуктивные задания по теме урока (с. 14).

– Объясните своими словами, как вы понимаете смысл выражений. Можете использовать свой жизненный и читательский опыт, а также тексты учебника (с. 8–13).

1-я группа: духовные ценности общества.

2-я группа: духовные идеалы общества.

3-я группа: название учебника: «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Выступление каждой группы заслушивается и оценивается.

Учитель предлагает учащимся решить жизненную ситуацию (с. 14).

Ситуация. Ты очень спешишь домой, где тебя ждут вкусный обед, интересная книга, увлекательная игра. Открыв дверь подъезда, ты видишь соседку, которая пытается выйти на улицу, держа на руках маленького ребёнка и толкая перед собой коляску. Не останавливаясь, ты пробегаешь первые ступеньки лестницы и только тогда соображаешь, что соседке будет очень непросто самой открыть дверь подъезда.

– Как поступить в этой ситуации, чтобы почувствовать себя настоящим человеком?

Заслушиваются мнения детей.

– А теперь попробуйте придумать другую похожую жизненную задачу.

Учащиеся предлагают свои ситуации и обсуждают их.

VII. Домашнее задание.

– Выберите один из вариантов домашнего задания или составьте своё по теме урока.

  1. Подбери пословицы разных народов России на любую тему, которая поможет тебе доказать общность духовных ценностей и идеалов у людей разных национальностей.
  2. Собери с помощью одноклассников рецепты вкусных и полезных национальных блюд. Создай книгу самых интересных рецептов.
  3. Узнай, ребята каких национальностей учатся в твоём классе. Устрой с их помощью выставку – демонстрацию национальных костюмов.

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

1. Проверка домашнего задания.

* Отметить учеников, давших наиболее полные ответы на вопросы, а также детей, представивших проекты по теме.

2. Актуализация знаний. 

* Отметить учеников, которые верно вставили в текст пропущенные символы.

3. Решение проблемы, открытие новых знаний.

* Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы.

         4. Выражение решения проблемы.

* Отметить учеников, наиболее полно сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока.

5. Выполнение продуктивных заданий по теме.

* Отметить учеников, которые представляли работу группы, верно решили жизненную задачу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия – наша Родина.

Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...

Россия - наша Родина

Разработка урока ОРКСЭ по теме: Россия - наша Родина...

Презентация "Россия-наша Родина"

Презентация(измененная) к уроку "Россия - наша Родина" по курсу ОРКСЭ, модуль Светская этика....

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Россия-наша Родина

Разработка урока и методические рекомендации к уроку  с презентацией "Наша Родина-Россия" по предмету "Основы мировых религиозных культур" 4 класс....