Открытый урок по "ОРКСЭ и русскому языку"
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

  Разработка открытого урока комбинированного типа «ОРКСЭ и русский язык». Этот урок необычен тем, что  он начинается с «Основ светской этики, на котором разбирается тема «Справедливость», а затем переходит в урок русского языка. Где продолжается разговор о справедливости в письменной речи. Записывая предложения, закрепляются знания о правописании безударных окончаний существительных в предложном падеже.

Скачать:


Предварительный просмотр:

03.12 2014г.                Открытый урок

 Основы  светской этики и русский язык

Целевая аудитория    4»А» класс МБОУ СОШ №33 им. З.Калоева

Учитель    Бобылёва А.В.

УМК     «Школа России»

Тема урока: «Справедливость.  Безударные окончания существительных в предложном падеже».

Цели урока:

I.   Организационный момент

   -  Сегодня у нас необычный урок. Это комбинированный урок:  начнём с основ светской этики и перейдём в русский язык.

  - В отношениях между людьми важную роль играет справедливость. Каждый человек хочет, чтобы к нему относились справедливо.

  -Поэтому сегодня мы на уроке поговорим о справедливости.

II.  Новая тема

-Так  что же такое справедливость? Как вы думаете? (ответы  детей)

-Тогда давайте сделаем вывод:

Справедливость -  это…     (слайд )

После первого слайда вопрос:    - А что же такое мораль? Мораль – это …  ( слайд )

-Как мы уже с вами не раз говорили в разные времена были разные представление о морали , о доброте  и пороке , то конечно и о справедливости были разные представления.   (Чтение отрывка из учебника с пояснениями)

-Так как же определить справедливо или несправедливо?

- Для этого существуют основные признаки, по которым можно судить о справедливости: (слайд)

-Соразмерность и уравнивание   (слайды)

-Соразмерность - означает, что поступок должен быть оценён по заслугам. За добродетельный поступок человек заслуживает награду, похвалу. За плохой поступок он должен быть справедливо наказан.    (слайд)

-Уравнивание – это значит «равное за равное», требует равенства  труда и оплаты, ценности вещей и её цены, вреда и его возмещения.

Далее чтение текста из учебника.

-А как вы считаете,  какими моральными качествами нужно руководствоваться,  чтобы справедливо относиться к другим?  (ответ детей)

-Давайте определим эти моральные правила.   (слайд)

-Я хочу вам зачитать некоторые высказывание о справедливости философов, писателей.   (слайды)

-В народных сказках и сказах авторских тоже говорится о справедливости и  несправедливости. (слайд)    В них говорится о доброте и пороках людей.  Но в них всегда добро побеждает зло.

-Расскажите случаи из жизни, когда с вами поступали несправедливо.

-А можно  ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении  А.Барто  «Я лишний»?  (слайд)  (чтение стихотворения и высказывание детей)

III.   Выводы.

-И так, прочитайте в учебнике последний абзац.

- А дома подготовьте примеры о справедливых и несправедливых  поступках. Найди осетинские народные сказки о справедливости.

IV.  – А теперь, переходим к русскому языку.

 Организационный момент.

-  Запишите число:            Сегодня - …       ( слайд)

-На какие буквы мы должны обратить внимание при написании числа?

V.  Сообщение темы и цели урока.

-Закончите предложение и запишите его. (слайд)

-Возникли ли затруднения при написании недостающего слова?   (слайд)

Сегодня на уроке русского языка мы говорили о……(справедливости).

-Поставьте ударение в этом слове.

-Оказалось безударное окончание. Как правильно написать? Что для этого надо сделать?  (определить падеж, склонение существительных ,подобрать проверочное слово того же склонения с ударным окончанием ,поставить в такой же падеж,  определить окончание и подставить в нужное слово)      (слайд)

-Выделите  окончание, напишите в скобках склонение, падеж.

-Сформулируйте тему нашего урока.       (Безударных окончания существительных в предложном падеже)         (слайд)

VI.      Работа по теме урока.

1.      Работа с таблицей.     (слайд)

-Назовите вопросы в  предложном  падеже?   (о ком?   о чём?)

-Почему  падежи так названы? (существительные в предложном  падеже без предлога не употребляются)

-Перечислите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

- Какое окончание у существительных в предложном  падеже в 1склонении? Во  2 склонении?         В 3  склонении?

- Существительные  какого склонения  в  предложном  падеже имеют одинаковое окончание? (Первого и второго склонения)

-Прочитаем правила на стр.111

2.    Упражнения в написании окончании существительных в предложном  падеже.

- Какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к  другим?     (ответ детей)

-А теперь запишем эти правила в тетрадь:   спишите эти правила,  вставьте правильные окончания у существительных  (слайд )

-Давай проверим, что вы записали.

3.   Работа на доске.

-Запишите предложение под диктовку:  Человек теряет способность правильно оценивать себя, когда совершает несправедливые поступки.

-Определите существительное в предложном падеже, объясните написание окончания.

-Сделайте разбор по членам предложения.   ( здесь однородные сказуемые)

VII.   Итог урока.

-О чём сегодня говорили на уроке?   (о справедливости)

-Прочитайте ещё раз последнее предложение в тетради.

-Существительное какого склонения в предложном падеже имеет окончание     -и? (3-го склонения)    Окончания    -е?    (1-го и 2-го склонения)

Оценки за урок русского языка и основы светской этики.

VIII.   Рефлексия.       (слайд)

-Покажите тот цвет, который вам больше подходит по окончанию урока. Только будьте справедливы.                                                                                                                                              Домашнее задание:  с.142, упражнение 218.    (слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - исследование по русскому языку по теме:"Три склонения имени существительного".

На уроке была поставлена задача - вывести один из законов русского языка и научиться его применять. Через исследование дала понятие трех типов склонения имен существительных. Работа интересная и плодо...

Открытый урок - игра по русскому языку для 1кл. "Турнир знатоков русского языка"

Урок проводился в форме игры. Каждому ребенку выдаётся поле, расчерченное на 9 квадратов. Всем детям по очереди задаются вопросы, ответив на вопрос ученик ставит плюс, не ответит минус.Выигрывает тот,...

Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему: "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закрепление"

Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему : «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»Цели: Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развитие умения распоз...

Открытый урок "В стране русского языка"

Конспект урока русского языка во 2 классе в рамках предметной недели МО учителей начальных классов...

Открытый урок по предмету "Русский язык" на тему "Деление слов на слоги"

ТЕМА: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИТип урока закрепление пройденного материалаЦели: Образовательная·        Закрепить умения делить слова на слоги·...

Открытый урок 1 класс русский язык УМК"Перспектива"

Тема:"Слова отвечающие на вопрос кто,что"...