Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему: "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закрепление"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Суина Анна Михайловна

Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему : «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Цели:

Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’]; [ж], [ш];

развитие орфографической зоркости у учащихся;

развитие внимания, мышления;

обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;

закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;

воспитание любви к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

Оборудование: интерактивная доска, дифференцированные карточки с заданиями, презентация, карточки с гласными буквами.

Ход урока

I. Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

 Не хочется играть сегодня в прятки,

 И недосуг дуть на корабль бумажный –

 Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный! (Слайд 1)

Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка). (Слайд 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_2_kl_na_temu_zhi-shi.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок-игра по русскому языку во 2 классе на тему : «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Цели:

Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’]; [ж], [ш];

развитие орфографической зоркости у учащихся;

развитие внимания, мышления;

обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;

закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;

воспитание любви к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

Оборудование: интерактивная доска, дифференцированные карточки с заданиями, презентация, карточки с гласными буквами.

Ход урока

I. Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

 Не хочется играть сегодня в прятки,

 И недосуг дуть на корабль бумажный –

 Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный! (Слайд 1)

Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка). (Слайд 2)

II. Актуализация знаний

  1. А чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. А билеты – первое задание. Задание по рядам.

1 ряд _                                                       2 ряд _                                                3 ряд

крыши                                            роща                                               грущу

стрижи                                                щавель                                               живёт

куча                                                       часы                                                  стучу

ежи                                                       чугун                                                  ищу

- Прочитайте. Какое слово лишнее? Докажите. (1 ряд – куча, 2 ряд – чугун, 3 ряд – живёт)

- Значит, написание, каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять?  (Слайд 3)

2. Фонетическая минутка

Итак, с заданием мы справились, можно ехать. А чтобы веселее было ехать, проведём фонетическую зарядку (чистоговорки).

- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши. (Слайд 4)

3. Словарная работа

Вот и первая наша остановка. “Словарная”. (Слайд 5)

- Ребята, кто из вас догадался, почему она так называется? Правильно, сейчас мы будем повторять словарные слова. Возьмите карточки с гласными буквами.

Игра “Молчанка”. Учащиеся показывают гласные буквы, которые нужно вставить в слова, а учитель записывает их.

М...шина, к…р…ндаши, х…р…ши.

Мы повторили правописание непроверяемых безударных гласных букв.

- А какая ещё орфограмма есть в этих словах? (Во всех словах сочетание ши)

- Что вы знаете про звуки [ж], [ш]? (Эти звуки всегда твёрдые)

- Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)

Хорошо с заданием мы справились, поехали дальше.

4. Фонетическая минутка

- Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

- Ща-ща-ща – в пруду поймали леща.  (Слайд 6)

Вот мы и подъехали к чаще.

В чаще берёзовой, в куще берёзовой

 Есть огоньки золотые:

 Стёклышки яркие, лампочки яркие, -

 Солнца лучи молодые.  (Слайд 7)

- Что обозначает это слово? (Густой лес, заросль)

Рассматривание картины “Лесная чаща”.

- Какая орфограмма спряталась в слове чаща? (Слайд 8)

 5. Орфографическая минутка

Мы в лес за наукой

 Сегодня пойдём.

 Смекалку, фантазию нашу возьмём.

 Дорогой с пути никуда не свернём,

 Но чтобы лес нам скорее достичь,

 Должны мы по тропке

 Красиво пройтись! (Чистописание) (Слайд 9 -10)

III. Самоопределение к деятельности 

Задание на этой станции будет трудное.

1. Сейчас  мы будем учиться различать звуки [ч’], [щ’].

Учитель читает слова, а учащиеся записывают под диктовку слова в два столбика: 1 – со звуком [ч’], 2 – со звуком [щ’].

Щавель, чугун, удача, щука, перчатки, площадка, чайник, щур.

Проверка слов. Учитель вывешивает напечатанные слова на доску, учащиеся проверяют и подчёркивают известные орфограммы, с любым из слов составляют предложение, записывают его в тетрадь.

- Какие орфограммы объединяют все эти слова? (Сочетания ча-ща, чу-щу)

- Что вы знаете про звуки [ч’], [щ’]? (Эти звуки всегда мягкие)

- Какая гласная буква пишется в сочетание ча-ща? чу-щу? ( Слайд 11)

- Ребята, а кто может объяснить слово щур? (Это небольшая северная певчая птица) Учитель показывает картинку.  (Слайд 12)

Сейчас в наших краях зима. Перелётные птицы улетели в тёплые края.

- Ребята, как мы можем помочь зимующим птицам?

Фонетическая минутка

- Щу-щу-щу – я по маме грущу.

- Чу-чу-чу – громко в дверь я постучу. (Слайд 13)

2. Следующая станция – “Парная”.  ( Слайд 14-15)

А сейчас, ребята, мы будем составлять пары, подбирать близкие по значению слова. К доске вызываются от каждого ряда по одному человеку.

1 ряд                                                 2 ряд                                                              3 ряд

волшебник                                горемычный                                       внимательный

нередко                                    храбрец                                                         грязный

глушь                                                жалеть                                                       скучаю

слова для справок:

часто                                  несчастный                                          чумазый

чародей                       щадить                                               чуткий

чаща                                   смельчак                                          грущу

Проверка слов, запись с одним из слов предложения. Учащимся, отвечающим у доски, ставится оценка.

IV.Физкультминутка (Слайд 16-18)

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.  

V. Продолжение работы по теме урока

1. Станция “Соревновательная”. (Слайд 19)

Учащиеся выходят по одному к доске, записывают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали.

1 ряд                                                      2 ряд                                              3 ряд

лу…  …знь                                             све…  …сы                                сту…  …гун

гара…  …лет                                   ку…  …й                                        кри… …лки

малы… …ло                                             ро…  …вель                        у Са…   …шики

зада… …сто                                            лы… …знь                                           ута… …ка

Проверка слов по рядам. Найдите лишнюю пару. Докажите.

2. Фонетическая минутка (Слайд 20)

- Ча-ча-ча – у меня нет ключа.

- Уч-уч-уч – ёжик наш колюч.

- Жи-жи-жи – прилетели к нам чижи.

- Ши-ши-ши – веселятся малыши.

VI. Рефлексия

 Станция “Самостоятельная”.  (Слайд21)

Учащиеся выполняют на карточках разноуровневые задания.

1 уровень. ( красные карточки)

Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ. Выдели орфограмму.

У шиповника красивые цветы.

Чудная картина, как ты мне родна.

Дедушке сшили новый жилет.

У машины резиновые шины.

У нас живёт собака Рыжик.

Вечером мы пили чай с шиповником.

В воздухе кружились пушистые снежинки.

Мыши живут в норке.

2 уровень. (зеленые карточки)

Запишите, раскрывая скобки.

Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).

3 уровень. (желтые карточки)

Спешите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.

Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….

VII. Подведение итогов урока

- Чему учились сегодня на уроке?

- Почему надо знать изученные орфограммы и уметь их находить?

- Как пригодились вам эти знания при составлении предложений?

- Кому было трудно?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

Домашнее задание: (Слайд 22)

Записать по два слова:

- с сочетаниями ча-ща – односложные;

- с сочетаниями чу-щу – двусложные;

- с сочетаниями жи-ши – трехсложные.

Урок разработан для учащихся 2-х классов (1–4). На уроке использовался дифференцированный подход, в урок были включены повторение одного и того же алгоритма, элементы игры и соревнования, упражнения на развитие мелкой моторики рук, чистоговорки и другие логопедические упражнения. Использование разнообразных приёмов позволяет успешно повторить и запомнить данный материал.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»

Провела: учитель начальных классов,

первой квалификационной категории

Суина А.М.

САРАНСК 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-игра по математике во 2-м классе на тему: "Овощной город"

Обучающие: закреплять умение выполнять действия в пределах 1000, знание нумерации чисел в данных пределах, умение анализировать и решать задачи, уравнения, выполнять действия с единицами длины....

Методическая разработка урока открытия нового знания по русскому языку 1 класс "Перенос слов"

Данная методическая разработка урока открытия нового знания по теме "Перенос слов" для 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 2 КЛАСС

ОТКРЫТЫЙ УРОКПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»2 КЛАСС Тема: «Заглавная буква в написании слов,обозначающих географические названия»...

Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Буквосочетания чк,чн,чт,щн,нч."

Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Буквосочетания чк,чн,чт,щн,нч."...

Презентация к уроку игра КВН по русскому языку" для учащихся 1 класса

Презентация к уроку - игре "КВН по русскому языку"  Страна Словария для учащихся 1 класса - вариант развития интереса к русскому языку....

Урок - игра "Аукцион" по русскому языку. Обобщение по теме "Предложение"

Класс разбивается на группы. Все команды выполняют одинаковые задания, каждое из которых в игре названо "лот". Всего их 5. Первый лот -"Речь". Дети должны определить вид речи(устна...