Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Буквосочетания чк,чн,чт,щн,нч."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Буквосочетания чк,чн,чт,щн,нч."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ.yaz_._2_klass_bukvosochetaniya.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с  дополнительными заданиями  средней  и повышенной  сложности.

Ход урока

I. Организационный момент

- Прозвенел звонок,

  Начинаем мы урок.

- Садитесь, посмотрите всё ли у вас  готово к уроку?

II. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

-   Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

       

          Час, чай, чайник, чаща, часть, свеча, чашка;

- Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща )

- Как вы понимаете слово чаща? ( Густой частый лес, заросль)

б)  Словарная работа   Слайд № 3

      Язык, языковед, языкастый.

-

 Прочитайте группу слов.

Как вы понимаете слова, объясните?

Язык- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;

Языковед- Учёный, специалист по языковедению;

Языкастый - Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.

- Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. - Что у них общего?

- как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)

- Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? (язычок)

III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

- На какие три группы можно разделить слова?

Бол…                          кол…цо                          ноч… ной

лос…                          кон…ки                          хищ…ный

ден…                          пал...то                            кон…чик

- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

- Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные)

- Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком) 

- Во втором столбике? (мягким знаком) 

- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова)

- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

- Что вы можете сказать о них?  (это тоже мягкие согласные)

- какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем)

- Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется)

IV. Работа по учебнику ( 2-я часть)

с. 3

- прочитайте, чему будем учиться.

У.с. 4

- Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

V. Работа по теме урока

У.с. 4 упр.1      Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.

     На св о ей улочке и курочка хр а бра.

- Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)

-  Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка)

- Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК) 

С.4 упр.2

- Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение)

- Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта) 

Мачта - высокий столб на судне для парусов.

- Отвечаем на вопросы после упражнения.

- Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски)

а) с ЧК,  удочка, ласточка, спички, печка;

б) с ЧН, песочница, цветочница, молочный;

в) с ЧТ, мечта, почта, мачта;

г) с ЩН, помощник, хищник, мощный.

- Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко)

- Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется)

- Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами)

Физ-ка  «Черепаха» слайд № 5

Для развития речи учащихся

Шла по полю черепаха (идём пальчиками)

И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат)

Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются») 

Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем)

VI. Знакомство с правилом

У.с. 5

- Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

У. с. 5 упр. 3          СЛАЙД № 6

- Выполните задание к упражнению

Одуванчик -  растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик - уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

- Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

VII.  Закрепление изученного материала Слайд № 7

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

(краски и кисточка)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке. (удочка)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки.

(спички)

На ветках плотные комочки,

В них не дремлют клейкие листочки.

(почки)

Отгадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

( ласточка)

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг.

(Пончик)

VIII. Рефлексия Слайд № 8

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

- Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( почта, птенчик, хищник,очки)

- Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

IХ. Итог   СЛАЙД № 9

- Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК  чн ….

- Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?( пишем без ь знака

Дерево знаний        

 Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;

 встаём, если хорошо усвоили материал;

 поднимаем руки, если уверены  в своих знаниях

Х. Домашнее задание

У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....