Главные вкладки

    Открытый урок - исследование по русскому языку по теме:"Три склонения имени существительного".
    учебно-методический материал (русский язык, 4 класс) по теме

    Михайличенко Любовь Николаевна

    На уроке была поставлена задача - вывести один из законов русского языка и научиться его применять. Через исследование дала понятие трех типов склонения имен существительных. Работа интересная и плодотворная.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx21.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ.

    ТЕМА: Три склонения имен существительных.

    ЦЕЛИ: 1) дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.

                  2) развивать исследовательские навыки, память, логическое мышление.

                  3) воспитывать интерес к урокам русского языка, культуре общения и потребности в практическом использовании знаний.

                                            ХОД УРОКА.

    1. Организационный момент и сообщение целей урока.

    Сегодня мы проведем не простой урок, а урок – исследование. Исследование – это научный труд (из толкового словаря Ожегова). Предлагаю вам потрудиться, провести наблюдение и вывести один из законов русского языка. Итак, цель нашего урока – вывести один из законов русского языка и научиться его применять на уроках.

    2. Проверка домашнего задания.

    Вспомните, какие окончания у существительных м.р., ж.р, ср.р.? Напишите их.

             М.р.  –а, -я, нулевое.

             Ж.р.  – а, -я, ь нулевое.

             Ср.р.  –о, -е.

    Приведите примеры слов из домашнего упражнения,(называют слова по родам.)

    Значит, у сущ. бывают окончания….по родам. Все, что нужно было для успешной работы на уроке, чтобы исследование состоялось, мы повторили. Приступим к исследованию.

    3. Работа по теме урока.

         а) На доске записаны слова.

    СТЕПЬ, ВОДА, ЮРА, ЗЕМЛЯ, ДОЧЬ, МОРЕ, ДЯДЯ, ОКНО, СТОЛ.

    Проведем наблюдение. Прочитайте слова, найдите в них общее( все слова имена существительные единственного числа).Давайте разделим существительные на группы по родам и отразим свои наблюдения в тетради, запишите число, классная работа, я пишу на доске.

    Назовите существительные ж.р., выделите окончания. Запишем их в первый столбик. Есть еще слова с таким окончанием? Какого они рода? Можем мы их записать сюда же? Запишем, выделите окончания.

    Есть еще слова м.р.? Назовите, выделите окончания. Можем мы их записать в первый столбик? Нет. Почему? Запишем их во второй столбик.

    Какие у нас слова остались? Какие из трех слов похожи? Какого они рода? Давайте их запишем во второй столбик, выделите окончания. Осталось одно слово, запишем его в третий столбик. У нас получилось три группы слов.

        Вода                стол                 дочь

       Земля               море                степь

       Юра                 окно

       Дядя                

       1 скл.               2 скл.                3скл.

    По каким признакам мы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию)

    С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Подписываем склонение.

    К 1 скл. относятся сущ. м.р. и ж.р. с окончанием –а, -я;

    Ко 2 скл. М.р. с нулевым и ср.р. с –о, -е;

    К 3 скл. Ж.р. с ь на конце.

    Сколько же всего в русском языке групп имен сущ., у которых однотипные окончания в ед.ч. И.п.? (3) Мы выявили с вами закон русского языка о трех типах склонения.

    И последний этап нашего исследования – составление алгоритма.

    Как определяем тип склонения?

                                   АЛГОРИТМ

    1. определяем род

    2. выделяем окончание

    3. определяем склонение

    Попробуем устно определить склонение по алгоритму.

        б) на доске написаны существительные, определите склонение

    ЯБЛОКО, ЛИМОН, СЛИВА, МОРКОВЬ, ВИШНЯ, ПОМИДОР, ФАСОЛЬ.

    Молодцы.

    4. Физкультминутка.

    Я загадываю загадки, вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл. – вы должны присесть, если 2скл. – вы должны наклониться вперед, если 3скл. – вы должны потянуться.

    1. кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз?(белка)

    2. что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?(блин)

    3. никого не обижает, а все ее толкают.(дверь)

    4.зимой белый, летом серый.(заяц)

    5. много рук, а нога одна.(дерево)

    6. по земле ползает, а к себе не допускает.(змея)

    7. закутан ребенок в сто пеленок.(капуста)

    8.чтобы было, где писать, в школе нам нужна ….(тетрадь)

    5. Закрепление.

    1) Продолжаем трудиться. Давайте, сравним, что предлагает нам учебник с. 89. Читаем памятку.         Вы представляете, ребята, ученые составляли памятку, а мы с вами сами разработали точно такой же алгоритм.

    Теперь тот закон, который вывели, закрепим и запомним. Посмотрите упражнение 166. Прочитайте, что нужно сделать.  Мы будем определять склонение, пользуясь памяткой–алгоритмом. Выполняем с комментированием друг за другом по цепочке.

    Посмотрите, а правильно ли на карточках у вас распределены существительные по склонениям?

    2) Игра «Корректор». Кто такие корректоры? (в типографии это люди, которые корректируют тексты, т.е. исправляют ошибки) Мы тоже сейчас с вами будем корректорами, будем исправлять ошибки в определении типа склонения. Работать будем по рядам. Запишите существительные, правильно распределяя по склонениям. 1ряд выписывает слова 1 склонения, 2ряд слова 2склонения, 3ряд слова 3склонения. По 1 у доски.

    Напомните мне, как мы исправляли ошибки, чем пользовались? Оцените ребят. Молодцы.

    6. Итог урока. Итак, с каким законом русского языка мы познакомились? Подведем итог.1) если ты получишь задание просклонять имя существительное, что ты будешь делать? 2)что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное?

    Оцените себя. У каждого на парте есть кружки разного цвета. Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите зеленый цвет. Кому нужно немного доработать выберите желтый цвет. Прикрепите кружки магнитами на доску. Молодцы, я вижу, что урок вам понравился.

    7. Домашнее задание и оценки. Посмотрите упражнение 167, с.89. что нужно сделать?

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: "Три склонения имени существительного"

    Цель урока познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интере...

    Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

    Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

    Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"

    Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования....

    Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"

    Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)

    В ходе урока учащиеся получают понятие о склонениях и знакомятся с правилом написания окончаний имён существительных. А так же развивают орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работа...

    Презентация к уроку по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)

    В ходе урока учащиеся получают понятие о склонениях и знакомятся с правилом написания окончаний имён существительных. А так же развивают орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работа...

    Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имен существительных" УМК "Перспектива"

    Конспект урока разработан к УМК "Перспектива", но может использоваться для работы другого УМК...


     

    Комментарии

    Колегова Елена Васильевна

    Замечательный урок! Оценила!

    Михайличенко Любовь Николаевна

    Очень приятно. СПАСИБО!!!

    Урок мне понравился.Проголосовала за Вас.

    Носова Марина Владимировна

    Отличный урок! Мои 10 баллов. буду призхнательна, если Вы посмотрите и оцените мою работу http://nsportal.ru/node/649126

    Михайличенко Любовь Николаевна

    Спасибо и вам удачи!

    Фомина Татьяна Александровна

    полезный материал , голосую, мою работу можно посмотреть по ссылке http://nsportal.ru/node/651941

    Михайличенко Любовь Николаевна

    спасибо большое.

    Мерзлютина Ирина Александровна

    Хороший урок. Примите мой голос.