Семья.Семейные ценности
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Андрианова Александра Сергеевна

Конспект   урока в 4 классе на тему "Семья. Семейные ценности" по курсу "Основы религиозных  культур и светской этики", модуль "Мировые религиозные культуры"

Цель:

формирование у обучающихся  понятия «семья»  и «семейных ценностей»

Задачи:

1.Конкретизировать  с  учащимися  понятий  «семья», «семейные ценности».
2.Развивать  умения  сравнивать, анализировать текст, способствовать  развитию коммуникативных  качеств.
3.Воспитывать чувство  гордости  за  свою  семью, уважение  к  семейным  ценностям  и традициям.  
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Тема: Семья. Семейные ценности.

Цель: формирование  у  обучающихся  понятия «семья» и «семейные ценности».

Задачи:

1. Конкретизировать с  учащимися  понятия «семья» и «семейные    ценности».

2. Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять  существенное,   обобщать;  способствовать развитию коммуникативных качеств, умению  работать в группе.

3. Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение  к  семейным ценностям  и  традициям  представителей разных культур.      

                                                                                                   

Виды деятельности:  самостоятельная работа  в группах с источником информации, упражнение «водоворот», слушание и обсуждение притчи, упражнение «ассоциация».    

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные термины и понятия: семья, семейные ценности, любовь, понимание.

Оборудования: презентация Power Point, текст притчи, учебник «ОРКСЭ.Основы мировых религиозных культур»

                           

Ход урока.

I Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Посмотрите на иллюстрации. Опишите, что вы видите на них? (слайд № 3)

- Что общего показано на этих картинах?

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию « семья»? (Ответы детей.)

(слайд № 4)

    Упражнение «Ассоциация».  (слайд № 5)

У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? (можно использовать  много ассоциаций и их записать, можно взять одну и нарисовать, можно поговорить устно.)

  • Если семья – это постройка, то какая..
  • Если семья – это цвет, то какой…
  • Если семья – это музыка, то какая…
  • Если семья – это геометрическая фигура, то какая…
  • Если семья – это название фильма, то какое…
  • Если семья – это настроение, то какое…

III. Открытие детьми новых знаний.

1. Как вы думаете, какой будет тема  нашего  урока? (слайд 6)

2. Кто из вас знает, что из себя представляет традиционная семья в различных религиозных  

      культурах? ( слайды № 7 – 10)

  1. Как вы думаете, на чём держится семья? (слайд 11)

разгадывание кроссворда

- место для молитв (Церковь)

- особая форма осознания мира (Религия)

- священная книга Мусульман (Коран)

- ежедневная молитва мусульман (Намаз)

- обращение человека к Богу (Молитва)

- писание икон (Иконопись)

- Пятикнижие (Тора)

- собрание текстов, считающихся священными в иудаизме и христианстве (Библия)

Итоговое слово: ЦЕННОСТИ

Что такое ценности? Приведите примеры

Подберите однокоренное слово к слову «семья», отвечающее на вопрос «какие?» и обозначающее «признак предмета». Так на каких ценностях держится семья?

Вывод: СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

  1. Слушание и обсуждение притчи. Использование технологии критического мышления

Легенды и притчи являются прекрасным и эффективным средством общения, соединяя в себе мудрость и простоту. Притча не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Притчи – это косвенные указания, намёк, которые проникают в сердце подобно семенам и при благоприятных условиях прорастут и дадут всходы.

Прежде чем говорить о семейных ценностях послушайте одну китайскую притчу.

« Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней.

  - Мало ли таких семей?

Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, на драк, ни раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли говорят люди.

- Как вы думаете, что сделает владыка, чтобы узнать: правда это или нет?

Прибыл он в село, и душа его порадовалась.

- Чему мог обрадоваться владыка?

Везде чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришёл он к старейшине. «Расскажи, - говорит,- как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга, поддерживать такую чистоту и порядок?» Старейшина взял бумагу и написал на ней что-то. А, когда написал, протянул владыке лист. Владыка посмотрел и удивился, на листе было написано всего 3 слова.

- Как вы думаете, какие слова были написаны на листке?

Всего 3 слова были записаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». И всё? «Да, ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И подумав, добавил: «И мира тоже»

- Так что же является основой жизни всякой хорошей семьи? Назовите одним словом.

- Какое это слово?      « ПОНИМАНИЕ»  (слайд № 12)

- Как бы вы могли показать, что в вашей семье есть понимание?

    3. Применение одного из методов технологии критического мышления – кластер («наглядный мозговой штурм»)

- Давайте попробуем построить крепкую семью, начиная с фундамента (для кластера возьмём образ дома). Ключевое слово – СЕМЬЯ. По кирпичикам будем строить не только крепкую, но и дружную, семью.

- Какие кирпичики нам понадобятся? (слайд № 13)

- Закрываем крышей (защита) и через трубу выгоняем всё то, что может её разрушить.

   4. Работа с источниками в группах (работа с учебником)

Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети с помощью учебного пособия должны выписать семейные ценности той религии, которую представляет их группа. Затем идёт обмен информацией между группами. Упражнение  «Водоворот».

- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

- Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)

- Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны).

- Попробуйте назвать главные общие семейные ценности, составляющие счастливую семью. (слайд № 14)

IV. Закрепление изученного.

Работа в группах.

-  Составьте заповеди крепкой семья. (каждой группе даются разрезанные карточки, на которых записаны части от одной заповеди. Учащиеся находят нужные карточки и составляют заповедь)

(слайд № 15)

  • Уважайте мнение всех членов семьи
  • Старайтесь понять каждого
  • Уважайте родственников
  • Почитайте родителей

V. Рефлексия.

В конце занятия мне бы хотелось  подарить  вам  свечу. Почему именно свечу? (слайд № 16)

Свеча  символизирует  свет  домашнего  очага,  свет  добра,   истины.

VI. Домашнее задание.

Поговорить с родителями о ценностях своей семьи. Подобрать пословицы о семье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья. Семейные ценности. ОРКСЭ 5 класс

Конспект урока по теме "Семья. Семейные ценности" по основам мировых религиозных культур в 5 классе...

Тематический классный час "Семья. Семейные ценности".

Предлагаемая разработка может оказаться полезной при организации и проведении классного часа 1 сентября не только учителям начальных классов, но и среднего звена. Материал может быть использован ...

Классный час "Семья.Семейные ценности"

Разработка классного часа для 2 класса по теме "Семья"...

кл. час "1 сентября. Семья - семейные ценности"

Данная разработка внеклассного мероприятия проводилась на 1 уроке нового учебного года в 3 классе...

Классные часы по теме Семья. Семейные ценности

Вданном материале представлены три варианта классных часов по данной теме...

Семья. Семейные ценности.

1 сентября 2012 года в школе прошел единый классный час. Цель-формирование, возрождение и укрепление у учащихся семейных ценностей и традиций....

Семья.Семейные ценности.

Данную презентацию можно использовать на классных часах....