Главные вкладки

    Классный час по теме:
    Классные часы по теме Семья. Семейные ценности

    Корнеева Виктория Адольфовна

    Вданном материале представлены три варианта классных часов по данной теме

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klassnyy_chas_semya.docx85.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка классных часов по теме Семья. Семейные ценности

    Учителем начальных классов

    ГБОУ СОШ № 603 города Санкт-Петербурга

    Корнеевой Викторией Адольфовной

                                 2012/2013 учебный год

    Классные часы по теме :  Семья. Семейные ценности

    Цель: знакомство, семейными ценностями каждого ученика, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки.
    Задачи:
    - формирование уважительного отношения к членам семьи;
    - формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены;
    - формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям;
    - воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные; эстетические.
    - помочь ребенку оценить свое место в семье.
    Форма проведения: беседа
    1.
    Всем доброе утро! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. В.В.Путин объявил год 2008-годом семьи.
    - А как Вы понимаете это слово «семья»?
    «Семья» - это слово образовалось от исчезнувшего из нашего языка существительного «семь» - «работник, слуга, домочадец».
    - Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (говорят дети класса, а можно выдержки из сочинений)Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
    -А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим?
    - Что для этого необходимо? (- чувства!)
    -Какие? (-любовь!)
    Если вам доводилось хоть ненадолго покидать свой дом, вспомните, как тосковали вы о нем и о своих домашних и как хотелось поскорее вернуться в родные стены.
    Ведь семья-это островок понимания, любви, тепла и надежности. Здесь ты черпаешь силы, обретаешь уверенность, пренимаешь опыт, разрешаешь сомнения, находишь прощение своих ошибок…
    У большинства у вас есть брат или сестра, младший или старший.
    -Какие они прививают вам чувства?( дети отвечают: «К старшему брату или сестре обратишься с тем, с чем не обратишься к родителям, а младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу».)(для себя: Узнать, у кого в классе есть старшие (младшие) братья, сестры).
    Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? Родословие – это история рода, история семьи в виде таблицы или в виде разветвленного дерева.
    - Но вы уже знакомы с этой работой. Как вы ее начинали?
    - Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?
    - Кто хочет рассказать о своей родословной?
    (рассказ детей)
    А вечера в кругу семьи! А семейные праздники и торжества!
    -Какие традиции существуют в вашей семье?
    -Где вы любите проводить семейный отдых?
    -Какие семейные праздники сплотят семью?
    Одним словом, семья-это целый мир, и он интересен не меньше, чем тот, что простирается за порогом вашего дома. Ваше участие в делах ваших родных, ваша забота и помощь, ваш интерес и уважение к традициям вашей семьи и вашего рода – все это поддержит согревающий и всем необходимый огонь семейного очага.
    -Почему важно в семье любить друг друга?
    -Как выразить свою любовь к родителям?
    -Как научиться не огорчать близких?
    -Как вести себя, когда провинился?
    -Как научиться понимать настроение родителей?
    -Как повысить настроение папе, маме?
    -Ребята, вы, любите загадки? А давайте попробуем отгадать такие:
    У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (Восемь)
    Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)
    У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)
    Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра)
    Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а их всего трое (мать, дочь и внучка)

    2.

    Семейный классный час "В кругу семьи".

    Когда появилось слово "семья”?
    Когда – то о нём не слыхала земля,
    Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
    ,,Сейчас я тебе семь вопросов задам
    - Кто деток родит мне, богиня моя?
    И Ева тихонько ответила: "Я".
    Кто их воспитает, царица моя?
    И Ева покорно ответила: "Я".
    - Кто пищу сготовит, о радость моя?
    И Ева всё так же ответила: "Я".
    - Кто платье сошьёт, постирает бельё,
    Меня приласкает, украсит жильё?
    "Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
    Сказала она знаменитых семь "Я”.
    Вот так на земле появилась семья.

    Учитель: Сегодня наша встреча посвящена всем вам: и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Я приветствую всех, кто пришёл на наш совместный классный час.

    В семейном кругу мы с вами растём!
    Основа основ – родительский дом!
    В семейном кругу все корни твои!
    И в жизнь ты выходишь из семьи!

    До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.
    Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
    Я нашла тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить…



    Пословицы:

    - Дом без хозяйки … (сиротка)

    - Дом вести … (не бородой трясти)

    - В гостях хорошо … (а дома лучше)

    - Не нужен клад … (когда в семье лад)

    - Чем богаты … (тем и рады)

    - Когда семья вместе … (так и душа на месте)

    - Один в поле … (не воин)

    - Семья в куче… (не страшны и тучи)

    - Когда семья вместе … (так и душа на месте)

    - Дома и стены …(помогают)

    - Мой дом …(моя крепость).

    3.

    Ход классного часа

    1 стадия вызов.

    Здравствуйте, ребята, рада приветствовать вас в нашем дискуссионном клубе. Тема нашего сегодняшнего заседания : “Семейные ценности. Прошлое – настоящее”.

    Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да) Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же ? (нет) Т. е. представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.

    (1 место – самое важное и т.д.)

    Ребята, покажите свои ватманы. Посмотрите, как единодушно распределились у вас 1 и 2 места – семья и дети. Почему же семья ассоциируется со счастьем?

    (варианты ответов)

    Действительно, почему для человека так важна семья.

    В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные ……Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь, это место, где нас любят, прощают, заботятся…)

    Да, ребята, семья очень важна для каждого человека, но не только, семья – это основа общества, ведь общество состоит из семей. И если нравственные ориентиры будут сбиты, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество заболеет. Жизнь меняется, и те ценности, которые раньше казались незыблемыми, к сожалению, подвергаются изменениям. Посмотрите, что может произойти, если мы сместим приоритеты в нашем кластере. Допустим, что для каждого человека на первом месте окажутся не семья и дети, а карьера. Ведь именно так сейчас и происходит. Зачем тагда человеку заводить семью, детей – все это большие препятствия к достижению цели. Последствия: снижение рождаемости, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения. Почему мы с вами об этом говорим? Вы - дети , и наше будущее и будущее страны зависит от вас И поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.

    Итак, давайте теперь обозначим цели нашего занятия: : осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества и осуществлять эти цели мы будем через решение задач:

    - обсуждение семейных ценностей в историческом аспекте;
    - определение нравственных ориентиров; - воспитание уважительного отношения к семейным традициям;
    - воспитание чувства ответственности перед будущим;
    - приобретение навыков ведения дискуссии;
    - формирование коммуникативной культуры;
    - воспитание чувства ответственности за коллективный труд;
    - умение обобщать наработанный материал в виде синквейна.

    2 стадия – осмысление.

    Итак, сегодня мы с вами попытаемся поразмышлять над семейными ценностями семейными традициями прошлого и настоящего. И вы ребята, сев за эти столы автоматически попали в группы, которые будут поддерживать и искать плюсы в ценностях прошлого и соответственно настоящего. Создается группа экспертов.

    Итак, русская народная пословица гласит:

    “Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается”.

    А “Домострой” нас учит: “Казни сына с юности его, и успокоит он тебя на старости твоей, и не слабей, бия младенца; если лозою бьешь его, то не умрет, а здоровее будет…”

    Ребята чтобы вы смогли лучше проникнуть в проблему, мы максимально приблизили её к школе. (сценка)

    1 сценка. “Наказание – безнаказанность”.

    Входит учитель.

    Учитель: - Ну что, чада мои, повторим-ка грамоту. Тепереча Сидор скажет мне, что это за буква така? (показывает А)
    Сидор: - Аз
    Учитель: - А это (показывает В) Ну-ка отвечай, Степан.
    Степан: - Буки.
    Учитель: - Правильно.

    Дети начитают шалить.

    Учитель: - Ну-ка, Тимошка, перестань фулюганить, пострел, (берет за ухо)(Тимошка кричит Ай-Ай-Ай!) Иди-ка сюда. Читай азбуку.
    Тимошка: - Аз, буки….буки… (утирает нос рукой)
    Сидор подсказывает: Веди.
    Учитель: - Иди-ка и ты сюда. Почему подсказываешь(подзатыльник). Кто грамоте не учен, тот умом слаб. Степан, неси-ка сюда розги! Будем ребяток уму разуму учить. Тебе, Тимошка, пять ударов, потому что ничего не знаешь. А тебе, Сидор, 10, потому что знания добывать мешаешь и плутуешь к тому же.

    Ребята, это сценка нас обращает в прошлое, но телесные наказания в школах сохраняются и по сей день: Не более 40 лет отделяет нас от того времени, когда “мудрено было прожить в Московском государстве без битья”, когда через многих, по выражению поэта, “прошли леса дремучие”... Не миновали этого позора и ужаса и всевозможные учебные заведения — от самых низших до высших: всюду науки вкладывались ученикам розгами, кулаками, линейками, палками, плетью и другими не менее гуманными способами.

    В настоящее время в США законы 23 штатов, в основном на юге страны, допускают телесные наказания в школах. По данным министерства образования США, только в период с 1997 года по 1998 год телесным наказаниям подверглись 457 754 американских школьников, что составляет более одного процента от общего числа учеников средних школ в США.

    Обсуждение в группах 2 минуты.
    Обсуждение в классе 2-3 минуты.

    Спасибо, группа экспертов в конце дискуссии подведет итог.

    Следующая тема для обсуждения: пословица: “Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим – коршуна”.

    Тема: Бабушкино воспитание или детский сад.

    2 сценка. “Бубушкино воспитание – Детский сад”.

    Девочки вышивают на пяльцах. Бабушка пряжу прядет.

    1 внучка: - Бабушка, бабушка, дай мне пряжу прясть.
    2 внучка: - И мне, и мне.
    Бабушка: -Ну попробуй, внученька, (Наташа усаживается за прялку. Валя раскручивает колесо) Нить-то ровнее, голубушка.
    3 внучка: - Бабушка у меня узор не получается, помоги.

    Бабушка садится рядом с 3 внучкой, берет пяльцы начинает вышивать. В это время на первый план выбегают мальчики (скачет на лопате, дерутся на рубелях)

    Бабушка (мальчикам):- Это что вы тут затеяли, пострелята, ох, сейчас на горох поставлю. (мальчики прячут за спину рубели) Вот пойду на речку рубахи стирать помогать будете. (Забирает рубели, садится на стул).

    2 внучка: - Бабушка, расскажи сказочку.
    Все: - Расскажи! Расскажи!
    Бабушка: - Ну хорошо, хорошо, внучата мои милые, расскажу вам сказку, которую мне ещё моя бабушка сказывала. (все садятся вокруг неё) Жили-были….

    Обсуждение в группах 2 минуты.
    Обсуждение в классе 2-3 минуты.

    Следующую тему мы предварим пословицей: “Вся семья вместе, так и душа на месте”.

    Сценка.

    Как вы думаете, какова тема для обсуждения?

    Тема: “Семейная трапеза.”

    3 сценка. “Семейная трапеза”.

    За стол усаживается отец.

    Отец: - Ну-ка, мать, собирай на стол.
    Мать: - Сейчас, сейчас. (вынимает чашку из печи, девочки помогают - ставят всё на стол)

    В это время мальчишки стучат ложками.

    Отец: - Уймитесь, бесенята. Валя ставит чашку на стол.
    Мать: - Угощайтесь, чем бог послал.

    Все встают, отец крестится, за ним все остальные. Все садятся и начинают есть: первый берет ложкой отец, затем по старшинству.

    Отец: - Хороши шти. Ох, вкусны.

    Один лезет ложкой вперед отца.

    Отец: - А ты куда вперед батьки (ложкой по лбу).

    - За что, тятя.

    Отец: - Вперед старших не лезь. Во всем порядок нужен.

    Обсуждение в группах 2 минуты.
    Обсуждение в классе 2 минуты.

    И заключительная тема . Начнем с пословицы: “Без мужа – что без головы, а без жены – что без ума”.

    Тема: “Мама – домохозяйка или бизнес-леди”.

    4 сценка. “ Мама – домохозяйка или Мама – бизнес-леди”

    Входит мама с сумками продуктов (полуфабрикатов).

    - Сынок, ты дома?
    - Да, мам.
    - Сынок, ты кушал?
    - Да, мам.
    - Ну вот, опять посуду не помыл, на столе не убрал.
    - Сынок, как дела в школе?
    - Хорошо, мам.
    - Уроки сделал?
    - Да, мам.
    - Ну ладно, продуктов я купила (вынимает из пакета много-много вермишели быстрого приготовления, консервы).

    Звонок мобильного телефона.

    - Да.Да…Хорошо. Сейчас приеду.

    Выключает трубку, смотрит на часы.

    - Сынок, я должна ненадолго уехать на объект. Меня не жди, ложись спать.
    - Хорошо, мам.

    Мама берет сумочку и уходит.

    Так, все темы исчерпаны. Послушаем, что нам скажут наши наблюдатели-эксперты.

    (Эксперты делают общий вывод о ходе дискуссии, о том, к каким выводам пришли ребята в ходе этой дискуссии. Ребята перечисляют семейные ценности, которые прозвучали во время обсуждения вопросов.)

    Спасибо, ребята, вы назвали, наверное, самые главные семейные ценности. Но их список можно продолжить и мы сейчас попробуем это сделать.

    Слайды с семейными фото и теми семейными ценностями, которые назвали сами ребята.

    И в завершении разговора я хотела бы прочитать небольшой стих:

    Что может быть семьи дороже?
    Теплом встречает отчий дом.
    Здесь ждут тебя всегда с любовью
    И провожают в путь с добром

    Отец, и мать, и дети дружно
    Сидят за праздничным столом,
    И вместе им совсем не скучно,
    Им интересно впятером.

    Малыш для старших как любимец,
    Родители во всем мудрей,
    Любимый папа – друг, кормилец,
    А мама ближе всех, родней.

    Любите и цените счастье!
    Оно рождается в семье,
    Что может быть её дороже
    на этой сказочной земле.

    3 стадия – рефлексия.

    В продолжение поэтической темы прошу вас придумать синквейн на тему: Семейные ценности/Семейные традиции/Семья. Работа может быть групповая или индивидуальная.

    (Ребята работают в группах, поэтому время для составления синквейна 2 минуты).

    Чтение синквейнов.

    Давайте вернемся к целям и задачам урока, смогли ли мы решить поставленные задачи (все задачи решены).

    Ну а теперь, ребята, ваша самооценка нашего классного часа. (Ребята высказываются о классном часе, о своей работе, аргументируют свои ответы).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час по теме: "Семья- мой дом, опора и защита".

    Классный час был посвящен году семьи. Мероприятие проведено при совместном участии родителей и детей....

    Классный час по теме "Семья"

    Классный час проведён в 2012 году. Цель мероприятия- положительная установка на семейное благополучие....

    Конспект классного часа по теме: «Семья и семейные ценности».

    Задача урока состоит в том, чтобы помочь школьникам разобраться, что является основой семьи, помочь понять ученикам, как можно создать в своей семье благоприятную обстановку. Выяснить, о каких семейны...

    Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" учителя начальных классов Гайнуллиной А.А.

    Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" в 4 классе. Цель урока:продолжить знакомство с традиционными религиями России  и их отношением к семье...

    Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности"

    Урок по ОРКСЭ  по теме "Семья. Семейные ценности" был проведен в 4 классе. Целью урока являлось продолжение знакомства с традиционными религиями России и их отношением к семье. урок сопровождаетс...

    Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Семья, семейные ценности"

    Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Семья, семейные ценности"...

    урок кубановедения по теме: "Семья. Семейные ценности и традиции"

    Урок разработам в соответствии с требованиями ФГОСНОО...