« Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Углубить у детей сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse.docx | 592.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
- Ф.И.О. автора – Казак Марина Александровна ,учитель начальных классов, МКОУ Павловская СОШ, Чистоозёрный район
- Модуль- «Основы светской этики»
- Тема – « Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества» урок 18
- Цель урока
Познавательные:
углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях.
- Развивающие:
- учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности.
- Воспитательные:
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать этическое отношение к окружающей действительности, явлениям, культуре, жизни в обществе;
- воспитывать положительные мотивы обучения.
Задачи урока –
1.Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»;
познакомить с терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную ценность.
2.Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально- коммуникативных навыков.
3.Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
- Предварительная подготовка ( беседы с членами семьи, работа в группах.)
- Оборудование урока
Учебник «Основы светской этики»;
Компьютер и мультимедийная установка;
Раздаточный материал;
Толковый словарь,
Цветные карандаши,
План урока
- Организационный момент 3 мин
- Актуализация знаний. 2мин
- Практическая работа 5 мин
- Введение темы урока 5 мин
- Музыкальная пауза 2 мин
- Работа по теме урока 7 мин
- Видеоролик 3 мин
- Физминутка 2мин
- Работа в группе 5 мин
- Рефлексия. 5 мин
- Итог урока – 2 мин
12.Домашнее задание 2мин
.
Ход урока
1.Организационный момент. Слайд 4
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как ласково улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
2. Актуализация знаний.
Кто загадку отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна… (Семья!)
Послушайте стихотворение: Слайд 5
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!,
(М. Лангер)
Учитель: -О чём это стихотворение? (Высказывания детей.)Слайд 6
-У вас на столах лежат ромашки. Слайд 7
Почему именно эти цветы лежат у вас на столах?(Потому что ромашка является символом праздника «Любви, семьи и верности». )
--Что означают лепестки у ромашки?( Членов семьи.)
Подпишите лепестки ромашки именами членов ваших семей.
Самостоятельная работа детей: у каждого на парте заготовки сердцевины и лепестки цветка. Дети составляют образ своей семьи, подписывая лепестки именами членов семьи.
3. Введение темы урока
Учитель:
-Что будет обозначать сердцевина цветка?(семью)
-Как вы понимаете значение слова «семья»?( высказывание детей) Слайд 8
О доме, о семье, много написано рассказов, повестей, стихов . А мы послушаем песню в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом»
Вы слушайте внимательно и потом мне ответите на вопросы. Согласны вы, с автором песни?
– О чем же мы сегодня будем говорить?
4. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое род и семья. Во все времена эта тема была актуальна для всех народов. К ней обращались и писатели (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Аксаков, Погорельский и др.), и художники. Вспоминаются картина Боровиковского «Сестры Гагарины», Яна Ван Эйка «Чета Арнольфини», «Святое семейство» Рубенса. Больше всего жанр семейного портрета известен по работам голландских живописцев Нового времени. Художники «Студии» также обращаются к семейному портрету. – Если в картине удается передать связь между изображаемыми людьми, между матерью и ребенком, между друзьями, родственниками, – это большое достижение и успех, – говорит Ласкаржевская. – Семейный портрет во всех отношениях гораздо интереснее, как для зрителя, так и для художника. Передать в картине не только индивидуальность, неповторимый характер, но еще и тонкие отношения, теплоту, дружественность чувств, особенные черты семьи – вот в чем задача художника.
Познакомимся с терминами ближайшего родства, рассмотрим какую роль, играет семья в жизни каждого человека.
- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род. Так что же такое семья? Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре Ожегова С. И.:Слайд 9
Семья - это группа живущих вместе близких родственников.
- Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим.
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.
Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.
С древних времен существовали заповеди семьи: Слайд 10
*свято храни честь своей семьи;
*люби свою семью и делай ее лучше;
*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
*подари родителям радость;
*жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
- А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? (помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству и т.д)
- Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой организм, где все решается сообща, где держат общий совет.
5. Видеоролик Слайд 11
Творческое задание: (под музыку в исполнении группы «Инь-Ян» «Гимн семьи»)
В 2008 году в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником - Днем семьи, любви и верности. Символом этого праздника является ромашка. (Прикрепите свои ромашки на доску. )
6.Физминутка
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
Учитель: О доме, о семье, много написано рассказов, повестей, стихов . А мы послушаем песню в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом»
Вы слушайте внимательно и потом мне ответите на вопросы. Согласны вы, с автором песни?(высказывание детей)
7.
Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.
А что же такое « род»? Слайд 13
Сообщение учеников:
- Род- это люди, которые считают себя потомками общего предка. В русском языке РОД – корень самых главных понятий в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.
В далеком прошлом люди жили родами. Они помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе за жизнь в дикой природе. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
Существуют разные символы рода, например гербы, фамилии
Работа по карточкам в группе Слайд14
Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках.
Прабабушка Прадедушка Бабушка Дедушка Дядя Тетя Двоюродный брат Двоюродная сестра
| Папин брат Сын твоей тети Мама твоего дедушки Дочь твоего дяди Дедушка твоего отца Мама твоей мамы Мамин папа Мамина сестра |
Итог:
- Зачем человеку семья?
- Какие заповеди семьи запомнили?
- Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?
11.Рефлексия Слайд15
- В конце урока я хочу предложить прослушать китайскую притчу
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что вся семья была особая – мир и лад царили в этой семье и , стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада.
Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье? Тот взял лист бумаги и стал что - то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Учитель: - Так какие слова должны быть основой жизни в семье? Вспомните о чём говорили на уроке , отыщите слова на парте и прикрепите их на доску.
( Любовь, прощение, терпение)
Домашнее задание: Оформить на листе родословное древо Слайд16
Использованная литература:
- Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ «Основы светской этики»/ пособие для учащихся.– М: Просвещение, 2010.
- «Основы религиозных культур и светской этики»/ книга для учителя.– М: Просвещение, 2010.
- «Основы религиозных культур и светской этики»/ книга для родителей.– М: Просвещение, 2010.
- «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 2002. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
Конспект урока по курсу "Основы светской этики"....
урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"
Урок разработан для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....
Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества
Усвоение понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме" Род и семья - источник нравственных отношений в истории человечества".
Этот урок можно использовать при изучении этой темы в разнличных УМК....
Презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Род и семья - источник нравственных отношений в истории человечества".
Эту презентацию можно использовать и на уроке и классном часе....
Модуль «Основы светской этики». Тема урока:«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС...
Конспект занятия «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...