Модуль «Основы светской этики». Тема урока:«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Зуева Татьяна Владимировна

Конспект урока соответствует требованиям ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зуева Татьяна Владимировна,

                                                                       учитель начальных классов

                                                               ГБОУ гимназии №363

                                                                      Фрунзенского района СПб

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока:

              «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

                                      В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

    Цели:

  • раскрыть содержание понятий «семья», «фамилия», «род», «родословная», «семейные ценности»
  • познакомить с семьей как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа
  • формировать позитивное отношение к семье, роду, их ценностям.

Задачи:

  • Способствовать формированию положительного отношения к семье, к дому;
  • расширить представления детей о семье, добре, любви к ближнему;
  • способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою семью;
  • совершенствовать умения доказывать, обобщать, делать выводы;
  • развивать эмоциональную сферу ребенка

Формирование УУД:

- регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-коммуникативные УУД: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 - познавательные УУД: перерабатывать    полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование:

мультимедийный проектор; раздаточный материал; рабочая тетрадь.

Ход урока

  1. Мотивационный момент

Слайд №1 (прослушивание фрагмента песни «Дружная семейка»):

- Какие чувства, мысли возникли у вас при прослушивании этой песни?

 - Почему в песне упоминаются ромашки?

Ромашка- символ семьи, верности, любви.

Как вы думаете, почему? Слайд №2.                                                                                                                                   А знаете ли вы, ребята, что у нас в России есть праздник семьи. Он отмечается 8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии Муромских, чья семейная жизнь стала примером для многих людей. Слайд №3

2.  Определение темы урока

- Какова тема сегодняшнего урока? Слайд №4

- Что мы узнаем на уроке?

3. Работа над понятиями «семья», «род», «фамилия»

Тема нашего занятия «Род и семья».

-Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца.

 

Семья - что в жизни есть важнее?
         Тепло родных и нежных рук...
         Нет в мире ближе и добрее,
         Здесь всё простят и всё поймут!   Слайд №5

 Семья    существует уже тысячи лет. И все знают, что жить в семье лучше, чем без семьи.

Но что такое семья?  Как вы понимаете это слово? Слайд №6

Вставьте недостающие слова.

Кто важней всего на свете? Слайд №7

Знают взрослые и ……-

Наша дружная ……. ,

Это ……. ,   это …..    ,

И, конечно, это …..   !

- А кто еще, кроме мамы, папы и детей, входит в семью? Вот какое определение есть в словаре Ушакова:

«Семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слайд №8

 Как называют этих людей?

- Подберем однокоренные слова к слову «родственник»? Какой корень у этих слов?

- Что, по-вашему, обозначает слово «род»? Слайд №9

Род - совокупность родственников, объединенных одной фамилией.

- Кто объединяет весь род? Слайд №10

- По какому признаку различается один род от другого? Слайды №11-12

4. Знакомство с родовым древом (сообщение ребенка). Слайд №13

 Я не просто живу,

Я, подобно реке,

Начинаюсь в затерянном далеке.

Но, всему вопреки,

Вьётся ниточка кровная.

Где ж мои родники,

Отвечай, родословная.

В. Шефнер

Для чего нужно знать свою родословную?

Древо человеческих жизней – бесценная история рода.

Работа в группах. Слайд №14

Укажите последовательность родственных связей в семье:

(На листе разложить карточки со словами)

Сын   мать   бабушка   прабабушка

  правнук   внук    

5. Определение общечеловеческих семейных ценностей

    Игра «Найди свою половинку» (в парах) Слайды №15-16

Составьте пословицы (карточки с частями пословиц)

Пословицы:

Согласную семью и горе не берет

Семья в куче – не страшна и туча

На что клад, когда в семье лад

6. Физкультминутка

- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах, возьмитесь за руки.

- Когда было легче удержаться на одной ноге?

- Почему в паре легче, как думаете?

- Что вам помогло?

- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.

7.  Знакомство со сказкой

Расцвел белый Цветок. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок   улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

- Ты кто? – спрашивает Муравей.

- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

- Лепесток? Знаю Лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, а к вечеру засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

  • Почему погиб Лепесток?

     -    А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?

В семье точно также все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по–настоящему.

Не допускай ты розни в отчем доме,
Пусть весь твой род одной семьёй живёт!
Соломинку и муха переломит,
А сноп порой и лошадь не сомнёт!

8. Закрепление

     Моделирование макета пирамиды «Семейные ценности». Слайд №17

Запись понятий в тетрадь:

семья, фамилия, род, родословная, семейные ценности.

9. Рефлексия

На чем держится семья?

                                        Притча "Ладная семья"

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: «Расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье». Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

-           любовь;

-           прощение;

-           терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

 - И все?

 - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Оформление ромашек (на лепестках написать, чем сильна семья).

Ромашки прикрепляют на доску.

«В России будет пустыня, если семья не станет святыней». Слайд №18

10. Домашнее задание. Слайд №19

- Рассказать членам семьи и друзьям о семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.

- Написать мини – сочинение или нарисовать картинку на тему:

 «Моя семья - самая лучшая!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», тема урока: «Добро и зло»

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории....

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...