Конспект занятия «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
план-конспект по орксэ

Стебакова Анна Иосифовна

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_37.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №37.

Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества».  

Цель: создать благоприятные условия для раскрытия понятия «семья».

Задачи:

Воспитательные - воспитание любви к своим родителям, уважительное отношение друг к другу, воспитывать любовь  и  уважительное отношение к родным и близким.

Развивающие - развивать нравственные качества личности; развивать умения анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с текстом.

Образовательные - раскрыть значение понятий « семья », «члены  семьи », «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института.

Ход  занятия.

Подготовительный этап.

- Повернитесь лицом друг к другу и подарите друг другу улыбку. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

-Тепло.

-Ребята, сегодня на  уроке  мы поговорим о чем-то приятном  и  согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.

На доске появляется 7Я

- Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Моя  семья » и  поговорим сегодня о  семье. Итак, тема  урока  «Моя  семья ». О чем мы будем говорить сегодня на  уроке?

Ответы детей.

- Сегодня на  уроке  мы должны будем выяснить: Что такое  семья? Что объединяет членов семьи?

Основной этап.

3. Решение учебной задачи

Игра: «Расскажи о своей семье»

Расскажите о своей семье. Кто живёт с вами в одном доме? Как зовут вашу маму и вашего папу? Есть ли у вас братья и сёстры? Как их зовут? Кто ещё у вас есть из близких родственников?

Игра « Кто кому кто?»

– Даша, ты кто для мамы? (дочь)

–Илья, кто называет тебя сыном? (папа)

– Богдан, ты кто для бабушки? (внук)

– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

– Серѐжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)

– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры).

- Кто выполнил все задания верно – оценка веселый смайлик, кто допустил ошибку в одном задании – не улыбается, в двух-трех –грустный смайлик. Кто может себя похвалить за успешное выполнение задания?

- А теперь послушайте пословицу.

На что клад, когда в семье лад.

- Как вы ее понимаете? Что такое «лад»?

Дети: Лад – согласие.

- Теперь послушайте одну легенду.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы  семьи: «Как вам удаѐтся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу  и  написал на ней что-то. Правитель посмотрел  и  удивился: на листе было написано сто раз одно  и  то же слово.

- Как вы думаете, какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.

Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)

Вывод. Умение ладить с собой  и  с людьми – это самое ценное качество в человеке.  Семья  – наш  общий  дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нѐм тепло  и  уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

Из поколения в поколения передаются семейные ценности  и  традиции, создаются семейные альбомы

 - Семейный фотоальбом. Да, действительно это альбом с фотографиями моей  семьи , мой семейный альбом.

- Думаю, у каждого из вас дома есть такие фотоальбомы.

Подготовьте дома  вместе  с родителями фотоальбом на тему «Моя  семья» и принесите на следующее занятие.

5. Итог урока. Рефлексия

- За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был  урок ?

Ответы детей.

Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов  семьи? Как называют людей одного возраста?

- Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой

- Родина каждого из нас начинается с родного дома, с  семьи. А что такое в вашем понимании  семья ?

Ответы детей.

- Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова « семья » в словаре.

Словарь Ожегова С. И.:

1. Это группа  живущих   вместе  близких  родственников;

2. Объединение людей, сплочѐнных  общими  интересами.

Ушаков Д.Н.:

Семья  – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков  и  ближних  родственников,  живущих   вместе.

- Какое из этих определений более точно подходит слову  семья? Почему?

- А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

- До сих пор никто не знает, как  и  почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.

Нарисуем рисунок своей  семьи. Мы оформим выставку рисунков. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку?

Дети: Моя  семья, Мои родные, Мои  родственники   и  т.д.

- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов  семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи свое  хозяйство .

Дети: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

- Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?

Дети: У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.

Вывод. Класс не является  семьей  в том понимании, в каком мы сегодня говорим о  семье.

- В старину членов  семьи  называли «домочадцами». В одной  семье  могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?

- Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего  класса  – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.

В  семье  каждый из нас  имеет  множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих  родственников ,  и  кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.

 Игра «Найди пару»

 БАБУШКА

 ВНУЧКА

 ОТЕЦ

 ДОЧЬ

 БРАТ

 СЕСТРА

 ТЕТЯ

 ПЛЕМЯННИЦА

 Заполни пропуски.

 Сестра отца – . . . .

 Хранительница семейного очага – . . . .

 Наследник рода – . . .

 Брат мамы – . . . .

 Дитя родителей, но не сын – . . . .

 Отец мамы – . . .

 Сын брата – . . . .

 Мама папы – . . .

 Папин папа – это...

 Внучка – это дочка сына или ...

 Бабушка – это мама мамы или ..

 Тетя – это сестра мамы или …

 Дядя – это брат мамы или ...

- А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?

Заключительный этап.

- За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был  урок?

Ответы детей.

Детям в течение занятия вручаются «смайлики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Конспект урока по курсу "Основы светской этики"....

урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"

Урок разработан  для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....

« Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»

Углубить у детей  сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях....

Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества

Усвоение  понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием...