Конспект занятия «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
план-конспект по орксэ
Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_37.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №37.
Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества».
Цель: создать благоприятные условия для раскрытия понятия «семья».
Задачи:
Воспитательные - воспитание любви к своим родителям, уважительное отношение друг к другу, воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким.
Развивающие - развивать нравственные качества личности; развивать умения анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с текстом.
Образовательные - раскрыть значение понятий « семья », «члены семьи », «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института.
Ход занятия.
Подготовительный этап.
- Повернитесь лицом друг к другу и подарите друг другу улыбку. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
-Тепло.
-Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.
На доске появляется 7Я
- Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Моя семья » и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока «Моя семья ». О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Ответы детей.
- Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи?
Основной этап.
3. Решение учебной задачи
Игра: «Расскажи о своей семье»
Расскажите о своей семье. Кто живёт с вами в одном доме? Как зовут вашу маму и вашего папу? Есть ли у вас братья и сёстры? Как их зовут? Кто ещё у вас есть из близких родственников?
Игра « Кто кому кто?»
– Даша, ты кто для мамы? (дочь)
–Илья, кто называет тебя сыном? (папа)
– Богдан, ты кто для бабушки? (внук)
– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
– Серѐжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры).
- Кто выполнил все задания верно – оценка веселый смайлик, кто допустил ошибку в одном задании – не улыбается, в двух-трех –грустный смайлик. Кто может себя похвалить за успешное выполнение задания?
- А теперь послушайте пословицу.
На что клад, когда в семье лад.
- Как вы ее понимаете? Что такое «лад»?
Дети: Лад – согласие.
- Теперь послушайте одну легенду.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаѐтся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
- Как вы думаете, какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.
Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)
Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нѐм тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
Из поколения в поколения передаются семейные ценности и традиции, создаются семейные альбомы
- Семейный фотоальбом. Да, действительно это альбом с фотографиями моей семьи , мой семейный альбом.
- Думаю, у каждого из вас дома есть такие фотоальбомы.
Подготовьте дома вместе с родителями фотоальбом на тему «Моя семья» и принесите на следующее занятие.
5. Итог урока. Рефлексия
- За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок ?
Ответы детей.
Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?
- Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой
- Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья ?
Ответы детей.
- Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова « семья » в словаре.
Словарь Ожегова С. И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочѐнных общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?
- А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
- До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.
Нарисуем рисунок своей семьи. Мы оформим выставку рисунков. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку?
Дети: Моя семья, Мои родные, Мои родственники и т.д.
- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи свое хозяйство .
Дети: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.
- Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?
Дети: У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.
Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
- В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?
- Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников , и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.
Игра «Найди пару»
БАБУШКА
ВНУЧКА
ОТЕЦ
ДОЧЬ
БРАТ
СЕСТРА
ТЕТЯ
ПЛЕМЯННИЦА
Заполни пропуски.
Сестра отца – . . . .
Хранительница семейного очага – . . . .
Наследник рода – . . .
Брат мамы – . . . .
Дитя родителей, но не сын – . . . .
Отец мамы – . . .
Сын брата – . . . .
Мама папы – . . .
Папин папа – это...
Внучка – это дочка сына или ...
Бабушка – это мама мамы или ..
Тетя – это сестра мамы или …
Дядя – это брат мамы или ...
- А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?
Заключительный этап.
- За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?
Ответы детей.
Детям в течение занятия вручаются «смайлики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
Конспект урока по курсу "Основы светской этики"....
урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"
Урок разработан для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....
« Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
Углубить у детей сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях....
Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества
Усвоение понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме" Род и семья - источник нравственных отношений в истории человечества".
Этот урок можно использовать при изучении этой темы в разнличных УМК....
Презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Род и семья - источник нравственных отношений в истории человечества".
Эту презентацию можно использовать и на уроке и классном часе....
Модуль «Основы светской этики». Тема урока:«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС...