ОРКСЭ. Модуль светская этика Нравственный поступок.
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Фокина Татьяна Юрьевна

19 урок Тема урока: Нравственный поступок.

 

 Цель урока: Дать понятие нравственного поступка, развивать потребность в совершении нравственных поступков

Задачи:

Личностные

Понимание учащимися отличий между нравственными и безнравственными поступками

 Метапредметные

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные: понимание сути нравственного поступка

Коммуникативные: способствовать развитию у детей чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки

Предметные: Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.

ХОД УРОКА

I.                  Организационный момент. (1 слайд)

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II.               Проверка домашнего задания. (2 слайд)

Выставка нарисованных учащимися родовых гербов и родословных

Обсуждение гербов:

- Как вы думаете, почему на родовом гербе вашего товарища изображено …………….?

- О каких традициях семьи это говорит?

 

III.           Подготовка к изучению нового материала.

Капля воды.  В.А.Сухомлинский (3-5слайд)

Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом,

подошла группа школьников. Они возвращались из туристического

похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.

        А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.

      На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись  к дереву.

      Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

Вопросы для обсуждения: (6-7 слайд)

-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой?     (не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)

-Почему бабушка ничего им не сказала? (скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)

 -А как поступили мальчики? (нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)

-Являются ли действия ребят поступком? (является)

-А можно ли этот поступок назвать нравственным?

-А как вы понимаете утверждение: «Не всякое действие-поступок?»

- Как  должны были поступить мальчики в данной ситуации?   (уступить место у колодца бабушке, проявить уважение к старшим)

IV.           Изучение нового материала.

Тема урока: нравственный поступок.  (8 слайд)

– Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки мы совершаем каждый день, выделим и разберёмся, что же такое нравственный поступок. По нашим поступкам люди судят о нас как о личности.

Как вы понимаете слово поступок? (9 слайд)

Поступок - непосредственное выражение морали.  (10 слайд)

Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным

 (11 слайд) это только то действие, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. Это осознанное действие с определённой целью. В таком поступке выражено нравственное отношение одного человека к другому.

- К нравственному поступку человека ведёт несколько шагов .  (12 слайд)

Нравственный поступок имеет 5 компонентов (составных частей): мотив, цель, средства, действия, результат.

Мотив - зачем?  (13 слайд)

Цель - для чего?(14 слайд)

Средства –  «Цель оправдывает средства». Что это значит? Что для достижения цели любые средства хороши? Любые ли? .  (15 слайд)

Действия – действовать добровольно или по принуждению? Важно:  где, когда,  каким образом  действовал человек? .  (16 слайд)

Результат - ради чего действовал человек. Может быть положительным принести пользу или отрицательным – принести вред. .  (17 слайд)

- Ребята, какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки? (Ответы детей)

Представьте, что  человеческая жизнь – это лодка. Чтобы она шла вперед, надо наполнить паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки и поместите их на парусе (на слайде глаголы: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю).  .  (18 слайд)
– Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет)

Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те

или иные решения. Всё это влияет на наш характер и на нашу жизнь….  (19 слайд)

Работа в тетради:

Рассмотрите ряд иллюстраций. Какие поступки совершают люди?

Найдите одну лишнюю иллюстрацию. (20 слайд)

В рабочих тетрадях нужно поставить минус около «лишней» иллюстрации Обоснуйте свой ответ.

V.               Закрепление:

Рассказ «Как спасён был пёс Малыш». (21-23 слайд)

Юра так и подпрыгнул на табуретке, когда услышал, что лесоруб хочет застрелить старого Малыша.

- Это которому я хлебца и колбаски носил? Он ведь добрый! Возьмет всё, съест аккуратно и ещё руки полижет… Спасибо, мол.

Задумался Юра. И вдруг решил: «Пойду и приведу Малыша к себе». Он взял кусок хлеба и побежал к дому дяди Лёни.

Картина, которую увидел мальчик, потрясла всё его  существо. Малыш сидел посреди двора, склонив добродушную морду набок, явно ничего плохого не подозревая, а дядя Лёня наводил на пса ствол…Юра вбежал во двор и сильно толкнул старого лесоруба. Раздался оглушительный выстрел, над  крыльцом поплыло облако дыма – дробь врезалась в стену сарая, а пёс остался сидеть, как сидел. От волнения Юра упал без сознания.

 Кода мальчик очнулся, он услышал, как  дядя Лёня говорил бабушке: «Юра у вас смелый и добрый мальчик. Господь таких любит. А мне не надо было за ружьё браться».

Вопросы для обсуждения:  (24 слайд)

•         Почему старый дровосек назвал Юру смелым и добрым мальчиком?

Дайте оценку поступку мальчика. Какой поступок совершил герой рассказа

Поступок – совершённое действие, не нарушающее правила поведения. Такое действие, которое совершает дядя Лёня, называют проступком (поступок, нарушающий правила поведения).

 

VI.           Итог.

Сегодня на уроке мы говорили о нравственных поступках человека. Вы готовы к хорошим поступкам, поэтому наполнили свои паруса добрыми делами. Но не забудьте, что поступок – это совершённое действие. Творите добрые поступки!

Сумей преодолеть преграды,      (25 слайд)

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды,

За свой поступок ради всех.

Еще печалью мир простужен,

Исподтишка разит беда.

Ты должен быть кому-то нужен

Всегда – как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –

Пусти ее из клетки ввысь.

Чем больше добрых дел мы совершаем, тем счастливее будет наша жизнь. (26 слайд)

Домашнее задание   (27 слайд)

-         Проанализируйте одну из проделок  Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка. (мотив, цель, средства, действие, результат). Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать нравственным.

-         Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19_urok.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок веселый . Мы начать урок готовы . Будем слушать, рассуждать , И друг другу помогать.

Слайд 2

Проверка домашнего задания родословная семьи герб семьи

Слайд 3

Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высокой берёзой, подошла группа школьников . Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить . И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли. Капля воды

Слайд 4

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно. На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду.

Слайд 5

А бабушку оттеснили. Она отошла к берёзе и стояла, печально прислонившись к дереву. Когда школьники напились и пошли дальше , бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

Слайд 6

Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? Почему бабушка ничего им не сказала? -А как поступили мальчики?

Слайд 7

А можно ли этот поступок назвать нравственным? Как должны были поступить мальчики в данной ситуации? Являются ли действия ребят поступком?

Слайд 8

Тема урока: Нравственный поступок

Слайд 9

Что такое поступок?

Слайд 10

Поступок - непосредственное выражение морали

Слайд 11

это только то действие, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. Это осознанное действие с определённой целью. В таком поступке выражено нравственное отношение одного человека к другому. Нравственный поступок -

Слайд 12

Основные признаки Мотив Цель Результат Само действие Средства достижения цели

Слайд 13

Зачем? Мотив

Слайд 14

Для чего ? Цель поступка

Слайд 15

«Цель оправдывает средства» Что это значит? Что для достижения цели любые средства хороши? Любые ли? Средства достижения цели

Слайд 16

Действовать добровольно или по принуждению? Важно : Где Когда Каким образом действовал человек? Само действие

Слайд 17

положительный отрицательный польза вред Результат Ради чего действовал человек.

Слайд 18

люблю спасаю защищаю берегу делюсь забочусь помогаю прощаю Мои поступки обижаю ругаю обманываю

Слайд 19

Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Всё это влияет на наш характер и на нашу жизнь…

Слайд 20

Найди лишнее

Слайд 21

Юра так и подпрыгнул , когда услышал, что лесоруб хочет застрелить старого Малыша . Это которому я хлебца и Колбаски носил ? Он ведь добрый ! Возьмет всё, съест аккуратно и ещё руки полижет… - Спасибо , мол. Задумался Юра. И вдруг решил : « Пойду и приведу Малыша к себе». Он взял кусок хлеба и побежал к дому дяди Лёни.

Слайд 22

Картина, которую увидел мальчик, потрясла всё его существо. Малыш сидел посреди двора, склонив добродушную морду набок, явно ничего плохого не подозревая , а дядя Лёня наводил на пса ствол…Юра вбежал во двор и сильно толкнул старого лесоруба. Раздался оглушительный выстрел, над крыльцом поплыло облако дыма –дробь врезалась в стену сарая, а пёс остался сидеть, как сидел.

Слайд 23

От волнения Юра упал без сознания. Кода мальчик очнулся, он услышал, как дядя Лёня говорил бабушке: «Юра у вас смелый и добрый мальчик. Господь таких любит. А мне не надо было за ружьё браться».

Слайд 24

Почему старый дровосек назвал Юру смелым и добрым мальчиком? Дайте оценку поступку мальчика . Какой поступок совершил герой рассказа ?

Слайд 25

Сумей преодолеть преграды, И боль, и призрачный успех. Живи, не требуя награды, За свой поступок ради всех. Еще печалью мир простужен, Исподтишка разит беда. Ты должен быть кому-то нужен Всегда – как хлеб или вода. Быть добрым надо по привычке, Не по расчету. Пригодись Хотя бы маленькой синичке – Пусти ее из клетки ввысь.

Слайд 26

Чем больше добрых дел мы совершаем, тем счастливее будет наша жизнь .

Слайд 27

Домашнее задание Проанализируйте одну из проделок Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка. Сделайте вывод .

Слайд 28

Фокина Татьяна Юрьевна Учитель высшей категории МОУ СОШ №1 г. Фрязино


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...

урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"

Урок разработан  для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....

Нравственные идеалы. Богатыри. Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"

Урок по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" предназначен для учащихся 4 классов. Конспект урока содержит презентацию с музыкальным сопровождением....

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

Урок ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики) Нравственный поступок

Формировать у учащихся представления о том, что  «нравственный поступок» и «мораль» - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека, создание у школьников пре...

Урок ОРКСЭ (модуль "Светская этика" на тему "Нравственные идеалы"

Данный  урок направлен на освоение темы "Нравственные идеалы. Богатыри" в рамках ОРКСЭ (модуль «Светская этика») в 4 классе. Цель урока: на примере русских богатыр...

Урок ОРКСЭ, модуль Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений"

Урок ОРКСЭ, модуль Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений"...