Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Жиркова Татьяна Викторовна

 Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karty_urokov_po_orkes.docx68.79 КБ

Предварительный просмотр:

 «Технологические карты уроков»

по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»

Жирковой Татьяны Викторовны

                                                        

                                                 

Технологическая карта урока № 1

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Россия – наша Родина

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание  что такое духовный мир человека; Родина; культурные традиции России, как богатство  многонациональной страны

П. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

Р. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

К. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, в различных учебных ситуациях. Способность работать в команде

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство любви к Родине. Россия – многонациональное государство Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Цель урока

Познакомить с понятиями: духовный мир человека, Родина, Отечество; с культурными традициями   России; государственными символами нашей страны

Основные понятия, изучаемые на уроке

Российская Федерация, Россия, Родина, Отечество, патриот, столица, президент, государственные символы, культурные традиции, духовный мир человека

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для креплении таблиц, картинок.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

С. Васильев « Что мы Родиной зовем?», презентация,

Государственные символы РФ-герб, флаг, гимн, портрет президента РФ, А.Я. Данилюк  учебник « Основы светской этики»( 4 – 5 класс), политическая карта мира, выставка  книг о Родине

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Диагностика эмоционального состояния учащихся с использованием карточек с лицами. Коррекция состояния. Проверка готовности к уроку.

 Прослушивание стихотворения С. Васильева « Что мы Родиной зовем?»  сопровождающееся презентацией

 - Какие чувства вызвала это стихотворение?

 - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

 

Регулятивные УУД:

«Карточки».

Личностные компетенции:            « Вижу. Слышу, чувствую»

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

 10 минут

Самостоятельная формулировка учащимися темы урока.

Беседа.

- Где бы мы не находились нас всегда тянет домой. Как часто  слышим громкое,  звучное слово – Родина.

 - А что связано с этим понятием, как вы понимаете значение этого слова

- Как называется страна, в которой мы живем?  А теперь попробуйте заменить слово « страна» словом -  синонимом

 - Попробуйте назвать тему  урока?

Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России? Какие города вам известны? Назовите столицу России, покажите ее на карте.

- Без кого не может существовать государство?

 - Как назовем людей живущих в России?

Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны? Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?

- На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Назовите основные символы любого государства?

Давайте вспомним символику нашей Родины – России.

Презентация (значение государственных символов: флаг, герб, гимн)

Рассказывают подготовленные дети о гербе и флаге.

Беседа .

- Что же символизирует орел? (сильное независимое государство)

 -  Что показывают две головы?

(часть России находится в Европе, часть в Азии)

( Орел должен смотреть во все стороны огромной страны)

Что держит орел в лапах?

( скипетр - символ власти,  золотой шар  -  державу - государство)

- Кто изображен на красном щите?

(Георгий Победоносец)

 - Кто же этот смелый герой?

 -  А как называется торжественная песня, которая объединяет людей одной страны, сплачивает их?

 - Как нужно его петь?

  - Давайте исполним гимн нашей Родины

Исполнение Гимна России

Регулятивные УУД:

«Сбор информации».

 Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.

Познавательные УУД: «Прием информации» «Визуализация понятия».

Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

13 минут

Самостоятельная работа с учебником.

  - Прочитайте учебник с. 4 – 5

Найдите ответы на вопросы: Что такое духовный мир человека? Что такое культурные традиции и для чего они служат?

Совместное обсуждение учащимися темы в группах

 Обсуждение понятий: духовный мир, культурные традиции

Работа в рабочих тетрадях

Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент и др.

Обсуждение результатов самостоятельной работы

Познавательные УУД: « Прием информации»  навык смыслового чтения)

Регулятивные УУД:

«Сбор информации».

Коммуникативные УУД: работа в малой группе

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5 минут

 Работа в паре

- А теперь давайте проверим ваши знания о стране, в которой живете

 ( Тест)

- Проверяем, я читаю, а вы хлопаете в ладоши, если ответ правильный.

Коммуникативные УУД: работа в малой группе.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

10 минут

Самостоятельная творческая деятельность детей:

1. Рисование эскизов на тему «Портрет России» (по выбору учащихся):

- безбрежная степь;

- веселые березки и т. д

Ресурсный круг « Что я вижу, слышу , чувствую, когда произносят слово Родина»

( дети встают в круг вместе с учителем, берутся за руки)

- Что запомнилось из урока?

- Над чем хочется задуматься?

- Получилось ли у нас то, что мы задумывали обсудить? Почему вы так считаете?

- Продолжите предложения:

Мне было легко…

Мне помогло…

Было трудно…

В будущем я бы хотел (а)…

Познавательные УУД: «Рисунок»

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

2 минуты

 Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ  о нём. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека. Подобрать и выучить пословицы о родине

Методический материал к уроку № 1

С. Васильев « Что мы Родиной Зовем»

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

 По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды –

Звезды мира над Кремлем.

 (Слайд с изображением герба)

1 ученик.

- Государственный герб России красив и величав.

На золотом фоне герба изображён двуглавый орёл, увенчанный сверху большой короной обвитой лентами.

На голове орла малые короны. В лапах он держит символы власти – скипетр (жезл) ( справа) и державу (золотой шар с крестом) (слева). На груди орла (в центре) герб России.

2 ученик.

- Орел символизирует сильное и независимое государство, свободных и гордых, как птица, людей, живших в нём. Две головы показывают на особое положение России на земном шаре: часть её находится в Европе, часть в Азии. Великое будущее нашего народа подчёркивают крылья орла поднятые в верх. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём – змея. Змей – это зло, болезни, голод, что может угрожать людям. Воин Георгий Победоносец, убивает змея, помогает людям жить счастливо

 ( Слайд с изображением флага)

1 ученик

 - Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Они поднимаются над правительственными зданиями, дипломатическими представительствами. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

2 ученик

 - Почему российский флаг бело – сине – красный?

 - Красный цвет – символизирует героическое прошлое, также решимость в принятии решения.

 - Синий  - небо, верность и правду.

 - Белый цвет означает мир и чистоту совести.

Тест 1. Символы России

А) Береза

Б.) Дуб

В.) Клен

         

         2.Столица нашего государства

А) Истра

Б) Санкт - Петербург

В) Москва

3.Жилой дом у русского народа

А) Чум

Б) Юрта

В)  Изба

4.Праздник проводов русской зимы

А) Рождество

Б) Масленица

В) Крещение

          5.Блюда русской кухни

А) Борщ

Б) Оливье

В) Блины

         6.Презедент России

А) Медведев Д. А.

Б) Путин В.В.

В) Воробьев А.Ю.

7. Какое место заняла Россия на олимпиаде в  Сочи?

А) 1 место

Б) 2 место

В) 3 место

Технологическая карта урока № 5

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Добро и зло

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  Понимание главных моральных понятий в жизни человека  - добро и зло

П. Овладение логическими действиями сравнения понятия добра и зла

Р. Определять наиболее эффективные способы достижения результатов

К. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в различных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход в спорных ситуациях. Способность работать в группах

Развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. Проявление заботы о близких, нуждающихся в помощи людях.

Цель урока

Помочь учащимся осознать, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; почему нужно стремиться к добру и избегать зло

Основные понятия, изучаемые на уроке

Добро, зло, гуманность, насилие, убеждение, свобода, моральная ценность, аморальные поступки

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для креплении таблиц, картинок.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

А. Барто « Вовка добрая душа», «Признание», Персонажи: Иван-царевич, Кощей Бессмертный, золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси- лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина),   самодельные чашечные весы с надписями «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь», разрезные пословицы о доброте, А.Я. Данилюк  учебник « Основы светской этики»( 4 – 5 класс,  желтые и зеленые листики из бумаги).

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5  минут

Диагностика эмоционального состояния учащихся с использованием карточек с лицами. Коррекция состояния. Проверка готовности к уроку.

 Сихотворение А. Барто « Вовка добрая душа»

- Как вы думаете, какие эмоции испытывает Вовка, когда приветствует прохожих?

 - Почему Вовку автор называет доброю  душой»

Регулятивные УУД:

«Карточки».

Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Самостоятельная формулировка учащимися  темы урока.

   - Что такое добро? (Это все хорошее, доброе, красивое). Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель. (Дети продолжают перечисление)

Что такое зло? (Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье).

 - Попробуйте назвать тему урока.

Беседа с классом.

 - Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

— Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда — зло. (Ответы детей.)

Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на планету Добра.

— Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей.)

А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

- Какого же человека можно назвать добрым? (Ответы детей.) Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла —

Тот людям вовеки

Не сделает зла.

Р. Сеф

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Подготовленное выразительное  чтение учеником стихотворение А. Барто «Признание».

Давайте послушаем стихотворение А. Барто «Признание». Поразмышляйте, добрые в этом стихотворении герои или нет.

— Можно ли назвать Андрюшу добрым?

— А прибавит ли его грубость ему лет? Станет ли он от непослушания и невежливости взрослым? (Ответы детей.)

Да, вы совершенно правы. Невоспитанность и грубость совсем не делают человека старше.

— Как вы думаете, почему стихотворение называется «Признание»? (Ответы детей.)

Познавательные УУД:  (анализ, синтез, обобщение,сравнение).

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

Игра « Добрый – злой»

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые персонажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Добрый - злой». Я буду называть сказочного персонажа, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрывайте лицо ладошками.

(Персонажи: Иван-царевич, Кощей Бессмертный, золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси- лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)

— А на какого персонажа вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей.)

Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко — доброта. Она очень нужна вам и близким вам людям, друзьям и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце.

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

(Учитель показывает самодельные чашечные весы.)

На одну чашу весов мы будем «класть зло» (таблички с надписями «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь»).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою капельку: приготовленные заранее мелкие игрушки. Вскоре чаша добра перевешивает чашу зла.)

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Работа в группе

 Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

(На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленную из цветной бумаги деталь аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.)

— Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло».)

Познавательные УУД:  (анализ, синтез, обобщение, сравнение).

Коммуникативные УУД: работа в малой группе.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5 минут

Составление пословиц из слов. Работа в группе

А теперь составьте пословицы русского народа о доброте и объясните их

1. Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.

2. Доброта — язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.

3. Доброта лучше красоты.

4. Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

5. Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы.

 

Познавательные УУД:  (анализ, синтез, обобщение, сравнение).

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

8 минут

– Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни? У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву на доске зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите желтый листок. (Желтый и зеленый листки заранее лежат на столах у детей.)

 - Ребята, а что можете сделать вы, чтобы мир вокруг нас стал добрее? (Высказывания детей.)

 - Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)

Наш  урок подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро — это здорово!

Стань добрым волшебником,

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого

Одно удовольствие,

Честное слово!

 ( С. Погореловский)

 - Какие важные сведения о добре и зле вы сегодня получили?

 - Что запомнилось больше всего?  Почему?

 - В чем главное отличие добра от зла?

- Со словами «добро» и «гуманность» самостоятельно проведите технику «Позитивная установка».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Личностные компетенции: «Позитивная установка».

Домашнее задание

 2 минуты

Прочитать текст учебника с.  12 - 13, ответить на вопросы, выполнить задания.

 Написать эссе на тему « Добро и зло».

Методический материал к уроку № 5

А. Барто «Признание»

    Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

Он всех в один из ясных дней

Чуть не довел до слез,

Его зовут — стоит как пень,

Как будто в землю врос.

— Смотри не пей воды сырой! —

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьет в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

— Придешь обедать к трем часам, —

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - Я знаю сам...

И сам явился в пять.

— Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

— Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

Технологическая карта урока № 14

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Дружба

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание понятий: дружба, друг, верность дружбе, надежность

П Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий(правила дружбы, отношение в классном коллективе.

Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов

К. Излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, овладение навыками смыслового чтения. Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Способность работать в команде.

Формирование понятия и проявления дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Относиться с пониманием к детям другой национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей

Цель урока

Помочь учащимся осознать дружеские взаимоотношения, как одну из морально-этических ценностей в обществе

Основные понятия, изучаемые на уроке

Дружба, друг, бескорыстие, верность дружбе, взаимосимпатия, общность интересов, согласие, надежность

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для креплении таблиц, картинок.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

В. Шаинский «Когда мои друзья со мной» - песня, толковый словарь, Борис Заходер «Мы – друзья», пословицы о дружбе,  мультфильм « Кот Леопольд», А.Я. Данилюк  учебник               « Основы светской этики»( 4 – 5 класс).

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Диагностика эмоционального состояния учащихся с использованием карточек с лицами. Коррекция состояния. Проверка готовности к уроку.

 Прослушивание песни «Когда мои друзья со мной»

- Что вы представили, слушая песню? Какие чувства вызвала эта песня?

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

 

Регулятивные УУД:

«Карточки».

Личностные компетенции:            « Вижу. Слышу, чувствую»

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

8 минут

Самостоятельная формулировка учащимися темы урока.

 - Какие отношения существуют между людьми? - Послушайте стихотворение, и попробуйте назвать тему урока

«Что такое дружба»

Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей
Спросила я, у зверя:
– Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы боятся, не нужно
А после спросила я у девочки:
Дружба – что такое?
Радостное большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и штат, и дети!

 - Как понимаете значение слова « дружба»?. Задание: разберите по составу слово дружба. От какого слова оно произошло?  Определите значение слова, воспользовавшись толковым словарём.

   Работа  над стихотворением  Бориса Заходера «Мы – друзья». Обсуждение в группах.

- Так скажите, ребята  живут дружно или нет.  И дружба между ними  или что? (дети высказывают свои мнения, предложения)

 - Порядочность связана с порядком. Порядочный человек – любитель порядка, держащий

себя прилично, как должно.

Учитель предлагает послушать стихотворение о мальчике, который ведет себя непри-

лично по отношению к своему однокласснику, выскажите свое мнение о конфликте двух

ребят.

Расскажу вам про терпение.

В классе есть у нас Кириллка,

Он житья мне не дает:

То придумает дразнилку,

То щипнет, а то толкнет.

Вот какое у него отношение!

Вот какое я терплю поношение!

Я бы мог тебя, мучитель,

Очень больно отлупить,

Только нам Христос Спаситель

Завещал врагов любить.

Все терпение собрал и терплю.

Может скоро я

Кириллку полюблю…

 ( обсуждение детьми)

 

УУД: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.

Коммуникативные УУД: работа в малой группе.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

. Чтение статьи из учебника с. 32 - 33 для учащихся.

1.Самостоятельная работа учащихся. Задание: составить план статьи из пособия для учащихся.

2.Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

3.Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.

Примерный план рассказа:

  1. Как я понимаю слово дружба.
  2. Кто такой мой друг.
  3. Почему я дружу с этим человеком.
  4. Что дает мне дружба.

УУД: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.

Коммуникативные УУД: форма речевой рефлексии

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

12 минут

Работа в группах

Разбор пословиц и поговорок

Черты настоящей дружбы:

- продолжительность (нет друга – ищи, а нашел – береги);

- постоянство;

- дружба не разбирает ни чинов, ни достоинств, ни наград;

- в дружбе все основано на сходстве чувств и нравов (добрые со злыми никогда сдружи-

ться не могут);

- истинные друзья столь же редки, как все прекрасное и высокое;

- истинная дружба во многом поддерживается взаимным уважением;

Пословицы о дружбе

- Дружба и братство – дороже любого богатства.

- Дружба как стекло, разобьешь – не сложишь.

- Старый друг лучше новых двух.

- Сам погибай, а товарища выручай.

Порядочность связана с порядком. Порядочный человек – любитель порядка, держащий

себя прилично, как должно.

 Просмотр и обсуждение мультфильма «Кот Леопольд»

Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения), операции анализа и сравнения.

Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 минут

Подведение итогов в форме письменной рефлексии по пунктам:

  1. Сегодня я узнал (а).
  2. Я понял (а)…
  3. Я почувствовал (а)…
  4. Я научился (лась)…
  5. Я смог (смогла)…
  6. Было интересно…
  7. Меня удивило…
  8. Мне захотелось…
  9. Урок дал моей жизни…

По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени).

 

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

 2 минуты

Домашнее задание.  а) Напишите небольшой рассказ о своем друге, пользуясь составленным планом. Обсудите его с родителями.

б) Прочитать рассказ А. Гайдара «Тимур и его команда»

Методический материал к уроку № 14

     Б.   Заходер «Мы – друзья»

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём:
Даже вместе... отстаем!
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка,
Дрались честно,
Как положено друзьям:
– Я как стукну!
– Я как тресну!
– Он как даст!
– А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Борькина сестра.
Облила нас из ведра!
А она ещё смеётся:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя.

Технологическая карта урока № 21

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Род и семья – исток нравственных отношений        

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение понятий: род, родственные отношения, семья,  родословная

П. Овладение логическими действиями при составлении родословной семьи

Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов

К. Излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения

Способность работать в команде

Формирование ценностного отношения к семье, ко всем ее членам. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Уважение к старшим в роду.

Цель урока

Помочь учащимся осознать, что такое род, семья; как возникли некоторые фамилии; что такое родословная

Основные понятия, изучаемые на уроке

Род, родственники,  родственные отношения, поколение, семья,  фамилия, почитание родителей, родословная

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для креплении таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику  «Основы светской этики» 4-5, изданном «Просвещением» в 2010.г

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

И. Смирнова« Рано сегодня…»

Картина неизвестного художника «Семья», А.Я. Данилюк  учебник « Основы светской этики»( 4 – 5 класс).

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Диагностика эмоционального состояния учащихся с использованием карточек с лицами. Коррекция состояния. Проверка готовности к уроку.

Прослушивание стихотворения И. Смирнова

 « Рано сегодня…»

- Где мы побывали с вами сейчас?

- Кто сегодня утром сказал вам ласковое слово?  - Какое?

 - Кому вы сказали?

 - Вы улыбаетесь! Ваши глаза светятся радостью. Вы представили своих родных, услышали их родные голоса, почувствовали радость от общения с ними.

Регулятивные УУД:

«Карточки».

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

8 минут

Самостоятельная формулировка учащимися темы урока.

 - От какого слова произошло слово родные?

 - Зачем человеку нужны родные и родня?

 - Как можно одним словом назвать вас и ваших родных, живущих вместе?

 - Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

 -  Что можете рассказать о своей семье?

Работа по картине неизвестного художника « Семья»

Беседа по картине неизвестного художника «Семья».

  - Рассмотреть картину «Семья».

 - Кого вы видите?  и т. д.

Дети вступают в «мнимый диалог» с художником, пытаются понять его авторскую

позицию трактовки ценностей семьи.

 - В народном изречении говорится, что дом – это терем, а в тереме месяц – это

родимый батюшка хозяин, красное солнышко – это добрая матушка, а дети – братики и

сестрички - ясные звездочки.

 -  Что означает в вашем понимании слово «семья»? Кто входит в состав семьи?

(папа, мама, дедушка, бабушка, твои братья и сестры).

Регулятивные УУД:

«Сбор информации

Познавательные УУД: «Визуализация понятия» в форме групповой рефлексии.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

 -  Семью можно представить в виде круга, который имеет охранительный смысл.

Предлагает нарисовать в тетради круг и расставить в нем всех членов семьи. Проводит

мысль о том, что круг – это защита.

Попытаемся выяснить значение каждого члена семьи.

* папа – это покой, защита всей семьи.

* мама – это забота о семье.

* дедушка – это связь времен, связь отцов и детей.

* бабушка – самое теплое, доброе слово. Баба – бабушка самая уважительная женщина

среди людей.

* брат и сестра - очень близкие родственники. Брат всегда защищал сестру, заботился о

ней, сестра также относилась к брату с особой теплотой и нежностью.

Русский поэт Алексей Кольцов очень любил своего маленького брата и посвятил ему сти-

хотворение.

 

Маленькому брату

Расти счастливо, брат мой милый,

Под кровом вышнего творца,

На груди матушки родимой,

В объятьях нежного отца.

Будь добродетелен душою,

Велик и знатен простотою.

 

Вопросы к учащимся

- какие чувства вы испытываете к своим маленьким братьям?

- могли бы вы написать для них небольшое стихотворение?

Работа в группах над стихотворениями о младших братьях и сестрах. Творческая работа.

Познавательные УУД: «Прием

информации»

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Коммуникативные УУД: работа в малой группе.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

Учитель предлагает вспомнить сказки, связанные с проявлением доброты и заботы в се-мье.

- Гуси – лебеди

- Терешечка

Учитель. Как вы понимаете выражение «счастливая семья»? Какие общие черты счаст-

ливой семьи?

- любовь да совет.

- уважение и забота друг о друге.

- бескорыстная помощь.

Дом воспринимался русским человеком как материальная основа духовной целостности

семьи. Для человека жить в ладу своим домом (семьей), с природой и красотой в труде и

согласии – живейшая потребность.

Вопросы к детям.

- Как вы понимаете выражение «Дух согласия в доме»?

- Поясните, что означает выражение «лад в семье»?

 -  Образ лада в семье – нравственный идеал русского народа, сродни пожеланию

добра и благополучия.

Учитель предлагает вспомнить пословицы о семье:

- В родной семье и каша гуще.

- Не надобен клад, коль в семье лад.

- В гостях хорошо, а дома лучше.

- Дружная семья гору сдвинет.

Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 минут

 Ресурсный круг « За что я благодарен своим родителям»

 Учащиеся вместе с учителем встают в круг.

 - Кто является самым близким человеком для вас?

-Нужно ли благодарить родителей за заботу о вас?

 - Вспомните, чему научила вас мама, каким добрым опытом поделился папа?

 -« За что  каждый из нас благодарен родителям»

Рефлексия

 Что запомнилось из урока?

- Над чем хочется задуматься?

- Получилось ли у нас то, что мы задумывали обсудить? Почему вы так считаете?

- Продолжите предложения:

Мне было легко…

Мне помогло…

Было трудно…

В будущем я бы хотел (а)…

- Вам понравился наш урок? Поаплодируйте, кому урок понравился. А теперь похлопайте в ладоши те, кому урок не понравился. Итак, мы поблагодарили друг друга за работу на уроке.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

 2 минуты

А) Придумай и нарисуй герб своей семьи.

Б) Вместе с родителями составь свою родословную.

Методический материал к уроку № 21

И. Смирнова

 « Рано сегодня…»

Рано сегодня

Проснулся трамвай,

Рано будильник

Трезвонит: вставай!

Папа мой рано

Встает на работу,

У мамы на кухне дела  и заботы.

Дети проснулись –

 Им в школу пора.

Ветер проснулся –

Ушел со двора…

А.  Кольцов

 

Маленькому брату

Расти счастливо, брат мой милый,

Под кровом вышнего творца,

На груди матушки родимой,

В объятьях нежного отца.

Будь добродетелен душою,

Велик и знатен простотою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ Основы светской этики "Чувство Родины" 4 класс

Технолдогическая карта урока ОРКСЭ по модулю Основы светской этики Тема "Чувство Родины"...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Что такое светская этика?» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представления о том, что такое этика, что изучает светская этика.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обу...