план урока по теме "Храм" для 4 класса
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

урок разработан в рамках курса ОРКСЭ, в доступной форме ученики знакомятся с устройством храма 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_orkse_khram.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 2

Брянской области

Тема. Храм.

 по курсу ОПК

УМК «Школа России»

               4 класс

Подготовила и провела:

 учитель высшей квалификационной категории

Гарипова Марина Владимировна

г. Дятьково,

 январь 2015

Тема: Православный храм.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с назначением храма, внешним видом и внутренним устройством православного храма.
  2. Способствовать развитию интереса к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
  5. Учить уважительному отношению к православной культуре, ее правилам и нормам.

Оборудование: учебник «Основы православной культуры», А. В. Кураев. М. «Просвещение», 2012 г., мультимедийный проектор, презентация слайдов, фрагменты записи колокольного звона, фото храмов, карточки со словами, конверты с заданиями, карточки  для работы в парах, толковые словари      (С. И. Ожегова и др.).

Планируемые результаты.

Метапредметные результаты:

- узнают о назначении и устройстве православного храма, о «церковном этикете», храмовых  предметах;

- научатся различать части православного храма, храмы от других строений, типы колокольных звонов, вести себя в храме в соответствии с «церковным этикетом».

Личностные результаты:

Познавательные:                                                                                                                                 - ориентирование в системе знаний;                                                                                    - находить ответы на вопросы;                                                                                          - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;                                       - составлять ответы на вопросы.

Регулятивные:                                                                                                                       - принимать и сохранять учебную задачу;                                                                                           - адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;                                                      - уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:                                                                                                                 - уметь формировать коммуникативно – речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;                                                                           - учиться совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.

Личностные:                                                                                                                           - учиться осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение;                                                                                                                             - воспитывать бережное отношение к наследию предков;                                               - усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре;                                                                                                    - учиться соблюдать правила поведения в храме.

Основные понятия:  храм, священник, кадило, канун, икона, иконостас, алтарь, Царские врата,  звонница, паперть.

Ход урока

1.Организационный момент.

       Настрой учителя на работу.

2. Актуализация знаний учащихся. Самоопределение к деятельности

      На доске : таблички

                        

        

- Прочитайте слова. Значение каких слов вам понятно?

Можете ли вы сказать, что означают эти слова?  

Выберите то слово, которое, по вашему мнению, может объединить значение всех слов. ( Что может объединить все эти слова?)

                                     Храм.

- Определите тему урока.

- Верно.  Тема нашего урока «Храм. Православный храм»                                              ( картинки разных видов храмов  - на доске)

- Приходилось ли вам бывать в храме?

–Попробуйте дать определение слову «храм».  

- Что  такое храм?

 - Есть ли затруднения ?

- Почему мы не можем ответить на этот вопрос?

- Нам недостаточно знаний.

- Определите цели нашего урока. Что мы должны узнать?

            Цели урока:

1. Что такое храм. Его назначение.

2. Внешнее строение  храмов.

3. Внутреннее устройство храма.

4. Есть ли Правила поведения в храме?

3. Открытие нового знания.

 - Работа по группам.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы с вами проведем исследование в группах. Каждая группа получает конверт с заданием.  Используя текст, вы должны ответить на вопросы и рассказать другим детям. ( Учитель координирует работу групп)

1 группа.

Задания.

  1. Выяснить, используя словари ( Ожегова С. И.) значение слова «храм».
  2. Где строились храмы на Руси?

 3) Как с старину называли храм? Почему?

 4) Зачем люди посещают храм?

2 группа.

Задания.

Исследовать внешнее строение храма. Ответить на вопросы:

  1. В форме чего строятся храмы? (подобрать иллюстрации)
  2. Что символизирует купол?
  3. Сколько глав может быть у храма?
  4. Что символизирует крест?

Рассказ учителя: ( показ слайда Храма в честь иконы Божьей Матери  «Неопалимая Купина»  г. Дятьково)

     Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Колокол – это единственный  музыкальный инструмент в православном храме.

   -  Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- выслушиваем предположения детей

    Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. 

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

  1. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
  2. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника, называется «трезвон».
  3. Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

- Мысли о храме, церкви, России…

4.Физ. минутка.              Мы немножечко устали,

Мы сейчас все дружно встали,

Ножками тихо потопали,

Ручками громко похлопали.

Вправо – влево наклонились

И обратно возвратились.

Глазки крепко закрываем,

До пяти мы все считаем:

Раз, два, три, четыре, пять.

Открываем, поморгаем и работу продолжаем.

5.Продолжение работы по теме урока.

3 группа.

Исследовать внутреннее устройство храма, используя учебник и дополнительную литературу. ( учебник с. 50 – 51, доп. лит-ра с. 51 – 52).

Ответить на вопросы:

  1. Какие части выделяют во внутреннем строении храма?
  2. Дать объяснение понятиям и их значение словам: иконостас, Царские врата, алтарь, амвон.

4 группа.

Используя текст дополнительной литературы, составить правила поведения в храме, которые называются «Церковный этикет». ( с. 53)

Храм – это Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме?

Правила поведения в храме.

  1. Одежда для посещения храма должна быть скромной, неброской.
  2. Мужчина при входе в храм снимает головной убор, а женщина должна находиться с покрытой головой.
  3. При входе в храм на паперти следует перекреститься и поклониться, а войдя в храм трижды перекреститься совершив при этом 3 поясных поклона.
  4. Во время богослужения не следует озираться по сторонам, рассматривать окружающих, разговаривать.

6.Закрепление.

Работа в парах  по карточкам ( тестовая форма – выбери правильный ответ)

  1. Почему врата в алтаре называются «Царскими»?
  • Потому что через них выносят Евангелие – благую весть о Христе – Царе
  • Потому что они богато украшены
  • Потому что в них в древности входили цари
  1. Что такое иконостас?
  • Одна из боковых стен храма
  • Подставка для иконы
  • Стена из икон, за которой находится алтарь
  1. Человек приходит в храм для того, чтобы:
  • Пообщаться с друзьями
  • Пообщаться с Богом
  • Весело провести время
  1. Православные люди часто называют храм «Домом Божьим». Почему?
  • Потому что в храме собираются люди, которые верят в Бога
  • Потому, что каждому человеку, который приходит в храм, хорошо в нем как дома, где хозяин – Отец Небесный
  • Потому что в храме живет Бог

 
7.Рефлексия.

- Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям». 

- Действительно ли человеку нужны храмы?

- объясните свою точку зрения.

Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов. 

Смогли ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

8.Подведение итогов.

Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях. В храме нет ничего лишнего, все находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.

В храм иду сегодня днем, 

У меня свиданье в нем. 

Прямо за его порогом 

Встречусь я не с кем-то —

С Богом! 

Нету службы?

Не беда: 

В каждом храме Бог всегда!

Домашнее задание:

Узнать, какие храмы есть в Дятькове, какие события истории с ними связаны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока во 2 классе по немецкому языку

План урока во 2 классе по немецкому языку...

План урока в 3 классе, тема "Моя семья" (Spotlight)

План урока в 3 классе по теме "Моя семья"...

Сценарный план урока во 2 классе "Турнир знатоков английского языка"

Данный материал будет полезен учителям английского языка, работающим во 2 классе по УМК «Английский язык»2 («Spotlight» 2), возможно, какие-то элементы моей разработки помогут сделать ваши уроки...

план урока во 2 классе

Вашему вниманию предлагается план-конспект урока английского языка по теме                “ Животные в зоопарке” для учащихся...

план урока во 2 классе

Вашему вниманию предлагается план-конспект урока английского языка по теме                “ Животные в зоопарке” для учащихся...

План урока в 3 классе по теме "Мы ищем друзей по переписке" к УМК М.З. Биболетовой

Урок по теме "Мы ищем друзей по переписке" можно назвать обобщающим, в нем я постаралась объединить всё,чему учащиеся научились за несколько предыдущих уроков по теме "Почта". Своей задачей я ставила ...