Исследовательская работа "Забытая Святыня"
материал по орксэ по теме

Ушакова Людмила Николаевна

В данной исследовательской работе представлены материалы по разрушенной в 1940-43 годах церкви "Успения Пресвятой Богородицы"в селе Челнаво-Дмитриевское Сосновского района Тамбовской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zabytaya_svyatynya.doc569 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc478 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа в рамках акции

«Восстановление духовно-исторической памяти»

тема работы:

«Забытая святыня»

   

                                                                               Коллектив обучающихся  

                                                                   филиала МБОУ Сосновской СОШ №1                                            

                                                                           в селе Челнаво-Рождественское

                                                                                      Руководитель:

                                                                                      учитель начальных классов  

                                                                               Ушакова Людмила Николаевна                                                                                                

                                                                             

2014 год.

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………….
  2. Основная часть………………………………………………………………..
  1. Социологическое исследование……………………………………………
  2. Исследование воспоминаний жителей села Челнаво-Дмитриевское……
  3. Полевые исследования………………………………………………………
  4. Архивные исследования…………………………………………………….
  5. Создание фотоархива сохранившихся икон из церкви Успения Пресвятой Богородицы…………………………………………………………………..
  1. Заключение…………………………………………………………………….
  2. Библиографический список…………………………………………………..
  3. Приложение……………………………………………………………………

1. Введение.

   Последние годы наиболее актуальна идея духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Наркомания, алкоголизм, курение, хулиганство начинало принимать масштабные размеры. Всё это ставило под угрозу здоровье и будущее нации. Со стороны государства сделаны первые шаги и уже получены положительные результаты. Принято ряд мер по ограждению детей и подростков от влияния неблагополучных факторов на формирование личности. Организовалось волонтёрское движение, телефоны доверия для молодёжи и подростков, широко рекламируются и проводятся благотворительные мероприятия для  больных  и детей-сирот. И вся благотворительная работа доступна для каждого, кто желает помочь людям в трудной ситуации. Изменилось и отношение общественности к духовно-нравственному воспитанию. Коренным образом изменилось сознание молодёжи, появились ценностные ориентиры.

    Самым сильным инструментов в духовно-нравственном воспитании является православие. Христианство всегда боролось за чистоту человеческой души и призывало любить друг друга, творить добро.

     Сейчас всё больше говорят о духовном возрождении России. Строятся новые храмы, восстанавливаются разрушенные, привлекается  внимание к истории сёл. Центральным местом в истории любого села всегда была церковь. Ведь Церковь была главным институтом воспитания в России. И не изучив историю своего села, отношение к православным святыням, обычаев и обрядов наших предков, невозможно ощутить гордость за свой народ, свою страну, понять,  полюбить и сохранить традиции своего народа.

    К сожаленью в век компьютерных технологий интересы детей, подростков и молодёжи больше привлечены к компьютерам, планшетам, телефонам и т. д., Происходит отрыв от реальной жизни, поэтому привлечение подрастающего поколения   к исследованию истории родного края наиболее актуально.

   Целью  данной  исследовательской работы является привлечение школьников к изучению истории церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Челнаво-Дмитриевское, её роль и значение в жизни села. Организация волонтёрской деятельности по уходу за местом разрушенного храма.

     Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

- провести социологический опрос среди местных жителей об отношении

к возрождению православных святынь;

- собрать информацию у своих родственников и местных сторожил  о

церкви Успения Пресвятой Богородцы;

- найти фотографии или другие изображения церкви;

- исследовать место, на котором располагалась церковь;

- изучить архивные документы, книги и другие материалы о церкви,   которые имеются в фондах Тамбовского областного архива;

- организовать работу по уборке территории вокруг поклонного креста;

- организовать поисковую работу и создать банка данных по сохранившимся иконам из Церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Предметом изучения стали результаты социологического опроса, фотоальбомы местных жителей, воспоминания сторожил, архивные документы из фонда Тамбовского областного архива, исследование места расположения церкви.

           Объект исследования: история православной церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Челнаво-Дмитриевское.

       Практическая значимость исследования выражается в восстановлении

духовно- исторической памяти о разрушенной православной церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Челнаво-Дмитриевское, уважительное отношение к православию, к местам разрушений святынь.

2. Основная часть.

2.1. Социологическое исследование.

   Прежде чем приступить глубокому изучению истории церкви Успения в с. Челнаво-Дмитриевское и привлечению школьников в исследовательской деятельности, необходимо было узнать отношение общественности и родителей к этой работе. Для социологического опроса была разработана анкета, которая содержала 3 вопроса и варианты ответа к ним:

  1. Как Вы считаете, необходимо ли проведение акции «Восстановление духовно-исторической памяти», об утраченных святынях, в наших сёлах?

а) да

б) нет          

в) затрудняюсь ответить.

  1. Как Вы относитесь к возрождению православных святынь Тамбовского

края.

а) положительно

б) отрицательно

в) затрудняюсь ответить.

     3. Готовы ли Вы оказать посильную помощь в восстановлении памятных     мест, об утраченных святынях.

а) да

б) нет          

в) затрудняюсь ответить.

   Обучающиеся 4 класса провели социологический опрос среди жителей сёл Челнаво-Рождественское и Челнаво-Покровское. В опросе  приняли участие 40 человек. Более 95% респондентов поддержали  проведение данной Акции. Результата анкетирования выглядят следующим образом:

  1. Как Вы считаете, необходимо ли проведение акции «Восстановление духовно-исторической памяти», об утраченных святынях, в наших сёлах?

а) да                                       39 чел.

б) нет                                     0   чел.        

в) затрудняюсь ответить.    1   чел.

  1. Как Вы относитесь к возрождению православных святынь Тамбовского

края.

а) положительно                   40 чел.

б) отрицательно                      0 чел.

в) затрудняюсь ответить.       0 чел.

     3. Готовы ли Вы оказать посильную помощь в восстановлении памятных мест, об утраченных святынях.

а) да                                         36 чел.

б) нет                                        1 чел.

в) затрудняюсь ответить.       3 чел.

   Результаты опроса подтвердили положительное отношение общественности  к восстановлению духовно-исторической памяти и возрождению православных святынь.

    На диаграмме результаты опроса выглядят следующим образом:

   Данное социологическое исследование позволило более широко привлечь школьников исследовательской и волонтёрской деятельности по восстановлению духовно-исторической памяти.

   2. 2. Исследование воспоминаний жителей села Челнаво -Дмитриевское. 

   В селе Челнаво-Дмитриевское сейчас проживает около 100 человек. Жителей, которые помнят эту церковь, фактически не осталось, так как  разрушена она 70 лет назад, 1940-1943 годах. Опрошено было 8 человек преклонного возраста. Многие из них в 30-40 года были ещё маленькими детьми и вспомнить церковь не могут. Они вспоминали отдельные эпизоды из рассказов своих родителей или односельчан, но эта информация часто противоречила, поэтому требовалась тщательная проверка этих сведений.

Наиболее ценную информацию, о разрушенной святыне, сообщили жительницы  села: Беркетова Мария Степановна (1923 г. р.) и Косенкова Александра Ивановна (1925 г. р.).

   Настоящим подарком стала фотография церкви 20-х годов, найденной в семейном архиве Хмырова Анатолия Александровича. Но и она требовала проверки, так как места на фотографии не узнаваемые, да и размеры церкви превосходили наши предположения.

     Однако Беркетова М. С. подтвердила, что на фотографии разрушенная церковь. Ещё один неоспоримый факт попал в кадр старой фотографии, это тополь. Напротив входа в церковь были посажены два тополя. Они растут и сейчас. Один из этих тополей попал в объектив фотоаппарата. Если сравнить силуэт тополя на старой фотографии и  того, что сейчас растет напротив поклонного креста (приложение 3, 4) , то не остаётся сомнений,  что это одно и тоже дерево.

    Беркетова Мария Степановна (1923 г. р.) (приложение 2) -   ветеран ВОВ, сказала, что хорошо помнит эту церковь, она опознала её на фотографии, которую нашли в семейном архиве Хмырова А. А. По словам Марии Степановны эта церковь была самая крупная в округе (её слова подтвердили ещё несколько опрошенных жителей). Церковь была деревянная с пятью куполами и колокольней, покрашена в разные оттенки голубой краски. Напротив входа в церковь посажены два тополя (они растут и сейчас) под них выливали святую воду из купелей, после крещения детей.

    На православные праздники и по воскресеньям в церкви проходили службы. Последний священник, который служил в этой церкви отец Веденей. Около церкви проходили гуляния, собиралась молодёжь и местные жители, не смотря на то, что  в 30-х годах было сильное гонение на религию, духовные традиции в селе ещё были сильны. Мария Степановна вспоминает как она вместе с родителями ходила на службу, особенно ей запомнилось «стояние» - ночная служба в четверг перед Пасхой, когда ночью после службы прихожане возвращались домой с зажженными свечами, их накрывали пузырями от ламп, чтобы свечи не потухли и, придя домой, крестили двери. Церковь действовала до 1939 года, а затем была закрыта и разрушена под руководством местного председателя Рублёва Дмитрия Федоровича. Годы разрушения Мария Степановна назвать не может, так как с 1940 до 1942 она проживала в Московской области, а в 1943 году её призвали на фронт.

    Косенкова Александра Ивановна (1925 г.р.) – ветеран труда. О разрушенной церкви у неё остались очень яркие воспоминания. Не смотря на то, что она бывала в церкви ещё маленькой девочкой, красота и величие храма оставили в её душе очень сильное впечатление. Особенно её поражал свет в храме. Прихожанин, войдя внутрь, попадал под сильные потоки света и, создавалось ощущение, что человек сам светится. Дело здесь было в том, что в церкви были очень большие окна, застеклённые цветным стеклом, и от иконостаса шёл сильный поток света, так как был богато украшен и сверкал. Александра Ивановна рассказывала, что она очень любила бывать в этой церкви. По её словам церковь разрушили и вывезли в село Каменный Брод (в то время Дегтянский район) для строительства МТС. В 1946 году она работала в этом селе в школе, жила на квартире. Брат хозяйки работал сторожем на МТС и приносил обрезки брёвен от этой церкви для топки печи. Дрова очень ярко горели и резко трещали, от них шёл смоляной запах, а хозяйка дома сокрушалась о разрушенной святыне.

    Хмыров А. А., вспоминая рассказы бабушки Хмыровой Марии Петровны, говорил, что эта церковь построена на средства богатых жителей села Челнаво-Дмитриевское и Челнаво-Покровское. На православные праздники все зажиточные жители окрестных сёл приезжали именно в эту церковь.

   Однако в конце 30-х годов в ходе репрессивной политики советского государства церковь закрыли. Священник отец Веденей вместе со своей семьёй оставил дом и уехал. С 1939 года церковь уже не действовала.

2. 3. Полевые исследования.

    Церковь располагалась на возвышенности на краю крутого склона в центре села Ч-Дмитриевское (приложение 5).

   Рядом с ней стояла школа. Школу неоднократно перестраивали. После разрушения церкви это место расчистили и сделали спортивную площадку для школьников, вокруг разбили большой сад. От разрушенной церкви не оставалось даже контуров, напоминали о ней только два тополя, о которых каждый ученик знал, что стояли они напротив входа в церковь. Удивительно, что на протяжении десятилетий к этим тополям было особое, уважительно трепетное отношение, как со стороны взрослого населения, так и со стороны школьников. Их охраняли, и даже в трудные времена ни у кого не поднялась рука, срубить их. Вся территория школы и школьного сада находилась в идеальном состоянии.  В 1987 году школу перевели в соседнее село и это место оказалось заброшенным. Около 20 лет, после перевода школы в соседнее село, на этом месте была пустошь и только последние 5 лет здесь стоит поклонный крест (приложение 6).

     По инициативе местной жительницы Черновой Любови Васильевны и других жительниц села, было решено установить поклонный крест. Сделал и установил крест местный житель Юрьев Александр Викторович. Для освящения был приглашён священник из города Тамбова. На кресте прикреплена икона святого Дмитрия Солунского (приложение 7), в честь которого названо село (первая церковь в селе была  именно в честь этого святого). 2012 году вокруг креста распахали небольшой участок под цветник. Ухаживает за территорией вокруг креста Погонин Александр Николаевич, Чернова Л. В., Копылова Е. С. и другие жительницы. Сейчас идут сборы средств для ограждения этой территории.

2. 4. Архивные исследования.

   В ходе исследований архивных документов в Тамбовском областном архиве, нашлось достаточно много сведений о церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Челнаво-Дмитриевское (ранее Челнавско Дмитриевский Острожек[1]). К сожаленью технического плана церкви  нет, поскольку эта документация, по словам работников архива, хранится в городе Санкт-Петербурге.    

    Сохранилось «Дело об утверждении проекта строительства деревянной церкви в с. Челнавско Дмитриевский Острожек Козловского уезда[2]» автор проекта А. Ф. Миролюбов. Дело рассматривалось дважды: начато 16 февраля 1896 г. и кончено 23 октября 1903 г.. На первой странице в этом деле обращение в Тамбовское Губернское Правление за №184  Тамбовской духовной консистории от 7 февраля 1896г.

   «Консистория, препровождая при сем план на постройку новой церкви в селе Челнавско Дмитривском Острожке, Козловского уезда, пояснительную записку и акт осмотра местности на рассмотрение зависящего распоряжения Губернского правления, просить и последующем уведомить Консисторию[3]».

    Далее следуют два акта:

                                                        Акт

   «1895 года Декабрь 2, нижеподписавшийся, Тамбовский Епархиальный Архитектор Миролюбов, во исполнение Указа Тамбовской духовной Консистории от 10 ноября 1895 года за №17705, в присутствии Священника нижеуказанного села Николая Платонова и попечителей постройки новой церкви в том числе отставного ефрейтора Ефрема Владимирова Гладышева и крестьянина Ивана Анисимова Погонина, свидетельствовать местность и грунт под новую деревянную церковь в селе Челнавско - Дмитриевский Острожок Козловского уезда и наметить следующее: новую церковь предполагается построить на выгонной земле села близь ветряной мельницы…»

   Далее подробно описывается состояние грунта на месте постройки церкви. Однако спустя 7 лет был составлен новый акт осмотра другой местности для строительства церкви, так как ранее выбранное место было признано непригодным.

                                                        Акт

   «1903 года октября 2 дня я, нижеподписавшийся инженер – архитектор Миролюбов, в присутствии Священника нижеозначенного села Николая Платонова, сельского старосты того же села Александра Фёдорова Беркетова, попечителей постройки новой церкви в том же селе ефрейтора Ефрема Владимирова Гладышева и Ивана Анисимова Погонина и 2-х почётных прихожан того же села крестьянина Михаила Владимирова Юрьева и Михаила Минаева Гладышева, свидетельствам вновь выбранном крестьянами ниже указанного села новое место под церковь в селе Челнавско-Дмитриевском Острожке Козловского уезда и  наметили следующее: новое место под новую церковь назначено приговорами крестьян означенного села от 3 и 20 сентября сего 1903 года на приобретённое обществом крестьян того же села. Дело было пересмотрено, так как признали место  под строительство новой церкви непригодным. Почему все присутствующие при свидетельствовании лица заявили, что никаких построений на ней впоследствии не будет и быть не может. Новая местность для построения церкви вообще ровная и удобная, на ней не имеются никаких  промывов или оврагов, не будут препятствовать её безупречному существованию. Новая церковь будет построена на усадебных местах крестьян того же села Фёдора Маркова, вдовы Анны Фетиловой, находящиеся на упомянутые усадебные места крестьянские постройки будут снесены до начала постройки церкви… (Далее приведено подробное описание месторасположение церкви  и состояние грунта.)

   В «Отчётах Тамбовской духовной консистории о состоянии Тамбовской епархии за 1909 год» на странице 44 зафиксирована следующая запись «Во 2 Козловском округе окончена постройкой церкви в сентябре и освящена 27 сентября отчётного года церковь в селе Челнавско-Дмитриевском Острожке начатая постройкой в 1904 году». В этом же отчёте в разделе «Церковно-приходское попечительство» на странице 55 записано «Во 2 Козловском округе состояло 17 попечительств, из них попечительство села Челнавско – Дмитриевского Острожка изыскало и затратило на окончательное устройство храма 1500 рублей. Кроме того попечительством 2 Козловского округа пожертвовано на постройку домов для причтов[4]».

    В деле о постройки церкви хорошо прослеживается, что к строительству церкви относились очень серьёзно и внимательно, планировали и строили на века. Строительство церкви было дело всех жителей села, для этого не жалели ни сил, ни денег. Церковь была построена из хорошего выдержанного леса, а в окрестностях села в радиусе 40 километров природный лес отсутствовал, следовательно, его привозили на лошадях! Сколько труда, терпения и веры было вложено в это строительство! И поражает, как легко и бездумно было разрушено, то, что с таким трудом и любовью создавали годами отцы и деды, поистине памятник деревянного зодчества.

   Сведения о закрытии церкви были также найдены в Тамбовском областном архиве в документе:

«Уполномоченный Совета по делам православной церкви при Совете Министров СССР по Тамбовской области

дело №7

с материалами и перепиской по вопросам  церкви по Дегтянскому району».

Начато 13 июля 1944г.

Окончено 19 ноября1951 г. (№Р – 5220 опись №1)

Однако два основных документа в этом архиве по состоянию церквей противоречат друг другу по датам. Этот факт говорит о том, что к его составлению относились формально, особенно вызывает сомнение достоверности фактов второй, более поздний документ.

   Документ 1. (№Р – 5220 опись №1 стр. 4.) «Список бывших церковных зданий по Дегтянскому району Тамбовской области».

Запись №12. Село Челнаво-Дмитриевка. Церковь закрыта «Ходатайством граждан села Ч-Дмитриевка о закрытии церкви в 1939 году. Утверждено решением Ч-Дмитриевского с/с Дегтянского райисполкома и Тамбовского облисполкома». Разобрана и переоборудована на мастерские МТС в 1943 году.

Секретарь Дегтянского Райисполкома  Карпухин.

Председатель исполнительного Комитета Дегтянского районного Совета депутатов трудящихся . Кольтюков.

    Документ 2 (№Р – 5220 опись №1 стр. 8) «Сведения о бывших церковных зданиях по Дегтянскому району на 1 октября  1945 г.»

Запись №12. Село Челнаво-Дмитриевка. Церковь переведена на слом. Продана РАЙФО Каменно Бродской МТС для оборудования мастерских в 1939 г. Перевезена в Каменную Бродскую МТС для оборудования мастерских в 1939 г. Иконостас и престол не имеется.

Председатель райисполкома Кольтюков.

Секретарь райисполкома  Карпухин.

    Известно со слов сторожил села, что церковь действовала до 1939 года, следовательно, иконостас и престол были цели и невредимы, а во втором документе указано, что «иконостас и престол не имеется» и эта запись стоит не только по церкви в селе Челнаво-Дмитриевка, но и по остальным храмам Дегтянского района. Можно предположить, что церковная утварь была разграблена, но так как здание церкви принадлежало государству, то и доступ к материальным ценностям могли иметь только государственные служащие Советской власти. Значит, к хищению церковной утвари и всех материальных ценностей были причастны местные органы самоуправления, что подтверждает слова местных жителей.

    В этом документе перечислены все церкви Дегтянского района и их техническое состояние, указано даже необходимость ремонта. Они ещё долго просуществовали, использовались в других хозяйственных целях, но в конечном итоге разрушены. Из этого списка до наших дней сохранилась единственная Богоявленская церковь в селе Советское.  Но почему-то именно по церкви в селе Челнаво-Дмитриевка в графе состояние изначально указано «слом», хотя она была самая молодая и самая крупная в Дегтянском районе. Так была решена новой властью участь церкви Успения Пресвятой Богородицы  в селе Челнаво-Дмитриевка, которая просуществовала всего 30 лет.

   

  1. 5. Создание фотоархива сохранившихся икон из церкви

Успения Пресвятой Богородицы.

    Со слов местных сторожил, известно, что после закрытия церкви церковная утварь была разграблена, растащена, иконы большей частью  уничтожены, сожжены. Православные прихожане не могли на это равнодушно смотреть, поэтому брошенные и затоптанные иконы подбирали и уносили домой. Сохранилось несколько икон из церкви Успения у жителей села, которые сегодня хранятся как святыни.

    Особенно интересна история иконы св. Дмитрия Солунского. Она была найдена местной жительницей на развалинах церкви Пресвятой Богородицы целой и невредимой. Со временем икона была вывезена за пределы нашего села, но впоследствии была возвращена дочерью той женщины со словами «Эта икона должна находится там, где ей и предназначено быть. Пусть эта икона всегда находится в селе и не покидает её пределы» И эти слова были не случайны. Наше село названо именно в честь этого святого. Он является небесным покровителем нашего села. Написана она маслом на дереве, размеры 70 см на 90 см (приложение 9).

   Икона Пресвятой Богородицы. Благовещенская. Написана на дереве в медной оправе. Размеры 30 на 40 см (приложение 10).

   Икона святого Пантелеймона. Написана маслом на фанере. Размеры 50 на 70 см (приложение 11).

   Есть иконы, которые вывезены из села. Через родственников, знакомых пытаемся связаться с владельцами, чтобы получить фотографии икон из храма Успения Пресвятой Богородицы.

4. Заключение.

    В ходе исследований в рамках акции «Восстановление духовно-исторической памяти» увидели, какой интерес проснулся у жителей села и близь лежащий сёл к утраченным святыням. Жители села Челнаво-Дмитриевское активно интересовались результатами исследований, давали советы где, у кого можно найти информацию о разрушенной церкви. Особый резонанс вызвала найденная фотография, так как многие пытались найти изображений церкви, но безрезультатно. И молодые и пожилые просили распечатанную фотографию церкви для личного хранения как утраченную святыню. Все недоумевали, как можно было разрушить такую красоту и величие?!

   Проанализировав воспоминания местных жителей, изучив архивные и исторические материалы, пришли к выводам:

  1. Село Челнаво-Дмитриевское более 100 лет назад было богатейшее село, сердцем которого был храм, как это было во все времена. В результате репрессивной политики Советской власти по отношению к Русской Православной Церкви храм был закрыт, а затем разрушен. Лишившись «своего сердца» село стало медленно и потихоньку умирать.
  2. Если мы хотим возродить своё село, то начинать надо именно с возрождения духовно-исторической памяти. Только так можно привить любовь к своему краю, истории своего народа, своим национальным традициям, воспитать добродетели, сформировать новые ценностные ориентиры.

   Самое ценное в этой работе оказалось то, с каким интересом и желанием принимали участие в исследованиях школьники. Тема православных святынь в нашем селе и близь лежащих сёлах всколыхнула души юных исследователей. Эта исследовательская работа позволила организовать и спланировать волонтёрскую работу по уходу за цветником вокруг поклонного креста.

5. Библиографический список.

 1. Дело об утверждении проекта строительства деревянной церкви  в селе Челнавско-Дмитриевский Острожек Козловского уезда. Автор проекта А. Ф. Миролюбов. № 1898 оп. 63, д. 55

2. Тамбовская духовная консистория №181 опись №1.

    Дело №2560 Клировые ведомости церквей сёл Козловского уезда.

3. Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Тамбовской области. №Р-5220 опись №1

    Дело №1а Перечень церквей закрытых в 1939-1941 г.

    Дело №37 Протоколы заседаний Тамбовского епархиального Совета 1944 г.  

     – 1947 г.    

    Дело №38 Дело о регистрации церквей Дегтянского  района за 1944 – 1951

    г.                                                                                                      

6. Приложение:


[1] Название села постоянно менялось, поэтому в исследовательской работе указано название села в соответствии с архивным документом.

[2] Село Челнаво-Дмитриевское  в те годы относилось к Козловскому уезду.

[3] Все выдержки из архивных документов приведены дословно, поэтому с учётом времени есть расхождения в орфоэпических нормах русского языка.

[4] Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так  и церковнослужителей (псаломщики и др.); в позднейшем словоупотреблении иногда означает только последнюю категорию лиц.



Предварительный просмотр:

Приложение 1. Фотография церкви Успения Пресвятой Богородицы.  Сделана в 20-х годах 20 века.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме"Паломничества и святыни" ОРКСэ

Тема: Паломничество и святыни.Тип урока: беседаКостромина Ольга ВладимировнаЦель: познакомить с понятиями паломничество, реликвии, мощи, святыни  в различных мировых религиях.Урок предназначен дл...

Основые религиозные праздники и святыни мировых религий..

Духовенство в России всегда имело особое место в истории страны, всегда имело значительную политическую силу, хоть данное влияние и не всегда можно отнести к непосредственной деятельности церкви....

Святыня земли Курской. Курская Коренная икона Божией Матери.

Святыня земли Курской. Курская Коренная икона Божией Матери...

"Святыни нашего края"

Факультативное занятие в 3 классе....

Итоговая работа "Православный храм и другие святыни в культуре православия"

Данная работа - итог обучения в Институте дополнительного профессионального образования образования ФГБОУ ВПО "Саратовский государственый университет им. Н.Г.Чернышевского" по программе "Актуальные во...

Презентация на тему "Паломничества и святыни"

Конспект урока и презентация "Паломничества и святыни" курс ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"...

«Методическая разработка исследовательского проекта «Хлеб - святыня русской земли»»

В данной методической разработке  представлен опыт моей работы   по реализации  проектной деятельности по теме  «Хлеб – святыня русской земли»....