Конспект урока по теме «Совесть» (модуль Основы светской этики) 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Картавенко Ирина Александровна

 

Данный урок помогает учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.odt35.23 КБ

Предварительный просмотр:

    Конспект урока по теме «Совесть» (модуль Основы светской этики)

     4 класс  

      Составила: Картавенко И.А.      

      Тема урока: «Совесть»

Цель урока:

помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе.

 Задачи урока

Предметные результаты : усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Познавательные УУД:

понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, работа вгруппах.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность)выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты : развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи

Оборудование: мультимедийная презентация,  учебник, раздаточный материал – задания для для работы в группе, вырезанные сердечки, « почтовый ящик» , ножницы , фломастеры.

                                        Ход урока:

1.  Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас.
    Друг на друга посмотрели, улыбнулись
    И все сели.

               2.   Проблемная ситуация

   С.Михалков « НАХОДКА» ( слайд №3)

           Я выбежал на улицу,

           По мостовой пошел,

           Свернул налево за угол

           И кошелек нашел.          

                                                           

Cлайд 4

           Четыре отделения

           В тяжелом кошельке.

           И в каждом отделении

           Пятак на пятаке.

           И вдруг по той же улице,

           По той же мостовой

           Идет навстречу девочка

           С поникшей головой.                        

Слайд5

           И грустно смотрит под ноги,

           Как будто по пути

           Ей нужно что-то важное

           На улице найти.

           Не знает эта девочка,

          Что у меня в руке

          Ее богатство медное

          В тяжелом кошельке.

         Но тут беда случается,

         И я стою дрожа:

         Не нахожу в кармане я

         Любимого ножа.                                    

Слайд 6

             Четыре острых лезвия

         Работы не простой,

         Да маленькие ножницы

         Да штопор завитой.                               

- Что почувствовал мальчик?  

         -(Сильное огорчение, досаду,  тоже что и девочка).

                                                                                    - Что же произойдет дальше?  

                                                                                    -Как бы вы поступили в таком случае?

И вдруг я вижу: девочка

     Идет по мостовой,

     Мой ножик держит девочка

     И спрашивает: - Твой?

     Я нож беру уверенно,

     Кладу в карман его.

     Проходит мимо девочка,

     Не знает ничего.                              

Слайд 7

       И грустно смотрит под ноги,

       Как будто по пути

       Ей нужно что-то важное

       На улице найти.

        Не знает эта девочка,

        Что у меня в руке

        Ее богатство медное

        В тяжелом кошельке.

 Я бросился за девочкой,                                            И я догнал ее,

        И я спросил у девочки:

        - Твое? Скажи, твое?

       - Мое , - сказала девочка. -

         Я шла, разиня рот.

         Отдай! Я так и думала,

         Что кто-нибудь найдет.  

Слайд 8

Слайд 9

           У:  Интересно, а могло у  мальчика возникнуть желание оставить кошелёк себе?

Почему он поступил именно так, что ему помешало поступить иначе?       

                                        СОВЕСТЬ

  • Формулирование темы урока.

У: Мы часто стоим перед выбором, как поступить  , что позволить себе и что запретить.  Внутри нас постоянно происходит борьба добра и зла .

Какова,  по вашему мнению, будет тема урока?    

Д:   СОВЕСТЬ                                                     (Слайд10)

                 

У:   Перед вами таблички, проанализируйте и поставьте  ( + ) или ( - )    

                                                                                                               (  Слайд 11  )        

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Что такое совесть?

2.Для чего нужна совесть?

3. Как работает совесть?

4.Как воспитать в себе совестливость?

5. Что значит «чистая совесть»?

У:Цель нашего урока:        

(Формулируют дети)                                                                    (Слайд 12)

Д:Узнать, что такое совесть.

-Определить , для чего нужна совесть.

-Подумать над тем, как воспитывать в себе совестливость.

Слайд 13 –

( Притча включается с 3.97 сек)

Проблемная ситуация. Притча :

Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног.

То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

-Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

                                                                                         

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце всю жизнь, - ответил слепой.

  • Интерактивная беседа.

-У:Что совершил герой этой истории в далёкой молодости?

Д: ответы

У:Зачем он  бросил осколки в кружку слепого?

- Почему этот человек всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

-Что он испытывал на протяжении всей жизни?

- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?

(Эти осколки ты носил в своём сердце много лет)

- Как бы вы озаглавили этот рассказ?

 («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» )      

У :На прошлом занятии мы обсуждали такое чувство, состояние как стыд .

- Я просила вас на карточках попытаться описать, что испытываете ВЫ когда вам стыдно?

Я проанализировала ваши ответы и вот, что вы пишете

Одни написали, что СТЫД

  Д:  (ответы)

– это ощущение неловкости, осознания вины за совершённые поступки перед окружающими, когда думаешь ,что они тебя осуждают.

-это чувство, которое мучает тебя, заставляет краснеть...

-это чувство смущения..

- это то, что не даёт покоя, когда человеку объяснили его вину или просто осуждают за его поступок

-чувство огорчения

Другие  пишут: «Это то, что терзает человека в его внутреннем мире души, когда ему стыдно».

А вот как написала Окунева Саша

« Стыд – это очень сильное чувство . Люди говорят : «можно сгореть от стыда», « я чуть не провалился сквозь землю от стыда», « не знал куда деться от стыда».

- чувство, которое есть не у всех; а вот о людях, у которых нет стыда говорят: « Ни стыда, ни совести» или наоборот :

« В ком стыд, в том и совесть».

Действительно эти понятия очень близки, но все -же разные...

На прошлом уроке мы составили  МОДЕЛЬ ПОНЯТИЯ СТЫД   (вывешивается на доске)

Приложение 1

                                               

                                                           

 Актуализация знаний

Работа в группах.

Словарная работа. «совесть»

-Что же такое «совесть».

У :     Я предлагаю вам теперь выяснить значение слова СОВЕСТЬ и подумать чем эти два понятия отличаются..

Работа группах со словарями

( У групп на столах комплекты: карточки с определением из словаря(энциклопедии) и одно определение напечатанное крупным шрифтом, ножницы, текстовыделители. Дети находят ключевые фразы, выделяют их или вырезают.)

Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях

Приложение 2

 

 1 группа

1)Ожегова и Даля: « Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка .                                                                                                                                 Слайд 14

2група

2) БСЭ  Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.      

                                                                                                                          Слайд 15

3 группа

3)Совесть - это врожденное, довольно сложное и относительное человеческое свойство. Относительность заключается в том, что каждый понимает, что такое совесть, по-своему. Совесть присуща только человеку.

 ( Детская энц. «Барвики»)                                                Слайд 16

  • Каждая группа  по очереди отчитывается у доски и вывешивает вырезанные ключевые фразы- получается более полное  определение.

Совестливость –характерная черта русского человека. В народе с этим словом употребляются очень сильные выражения, например:

(ДОСКА)

  1. «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт»    

(Какая совесть ведет себя именно так?)

 Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

  • ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

-У: Друзья!  Поднимите, пожалуйста, руку  те, кого когда-нибудь мучила совесть, грызла? Кто из вас не мог уснуть от угрызений совести и долго ворочался в постели?

- А кто может рассказать,  из-за чего это произошло,  и  что вы испытывали?

( Рассказы детей)-  Очень неприятные ощущения тревоги, кошки скребут,  страшно   (ДОСКА -ОЩУЩЕНИЯ)

-У: А что вы чувствуете, когда Ваша совесть чиста?

(  ОЩУЩЕНИЯ  легкое сердце, спокойно, счастье, радость, мир в душе)

Подобрать антоним выражению –« чистая совесть»

                                                                                                            Доска:

«чистая совесть»

 «запятнанная совесть»

легкое сердце, спокойно, счастье, радость, мир в душе

... ощущения тревоги, кошки скребут,  страшно

У:  О совести думаем не только мы  с вами – современные люди. Многих знаменитостей тоже очень волновал этот вопрос во все века. Вот что они писали :

1) Эм.Кант- нем. философ 18 века                                    Слайд 17

«Закон, живущий в нас, называется совестью...»  

2) Бенджамин Франклин политический деятель 18 век   Слайд 18

«Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть.»  

3) Цицерон – древнеримский политик и философ

 ( 1 в до н.э)                                                                        Слайд 19   

«Самое главное украшение – чистая совесть»

4) А.С.Пушкин

« Совесть- когтистый зверь, скребущий сердце»

5) Л.Н.Толстой

«Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой»

У: Ученые тоже изучают эту проблему. Британские  ученые считают, что совесть живет в лобной части головного мозга, и вот как они определяют механизм работы совести:                                 Слайд 21

-Перед выбором совесть подсказывает, как человек должен поступить.      СЛАЙ 22   -23

- После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»

У: Теперь попробуйте  изобразить модель понятия СОВЕСТЬ, по аналогии модели понятия СТЫД. (Приложение3)

У : Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так  всегда помогал вам различать добро и зло.

Есть у А. С. Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, а когда никто не видит, и никогда не узнают, как было. Надо поступать правильно ради долга перед самим собой».

В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение - по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.

Зачастую очень нелегко заставить себя поступить по совести и пожертвовать своими желаниями. Что понадобится человеку в этом случае?

Д:   Здесь не обойтись без ВОЛИ.

  • ФИЗМИНУТКА      

У: Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом?

У:   Упражнения совести – это тонкая внутренняя работа человека. Она происходит в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении.

Глаза совести- МЫСЛЬ. Нужно  научиться РАЗМЫШЛЯТЬ о том , что вокруг меня происходит и во мне, мысленно ставить себя на место другого человека, задумываться о последствиях своих поступков .

   Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести? Постараемся услышать голос совести.

УПРАЖНЕНИЯ СОВЕСТИ

Ситуации выбора. «Голос совести».

           Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю      сдачу.

Как вы поступите?  

     Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

      Ситуация третья.

На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.  А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг.  Как можно в этой ситуации поступить по совести?

    Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать, поступать по ее подсказкам.

Но что же делать ,если ты оступился, ошибся и поступил против совести.

У: Иногда говорят « Совесть ,как заноза»

Интересно ,почему?

 Д: У совести есть  очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут . Нечистая совесть подобна ЗАНОЗЕ, которая постоянно напоминает о себе , ноет, зудит, лишая человека радости и покоя. Если занозу не вытащить сразу , она будет нарывать и если ее неумело загнать глубже будет только хуже.                                                                           ( Слайд 24)

  • СОВЕСТЬ и СЕРДЦЕ  созвучны.

Если человек поступает против совести- разбивается его сердце и сердца окружающих.                                                                                                    (Слайд 25)

-Если наша совесть стала беспокоить нас, досаждать, к какому лекарству обратиться?

  • Это лекарство называется РАСКАЯНИЕ.

   Чувство раскаяния – это великое чувство.                                       ( Слайд 26   )

Оно очищает и исцеляет душу  человека .  Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.        (Слайд 27)

Упражнение совести:

« Минута раскаяния»                                                                                     (Слайд28)

Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки, совершённые на этой неделе, в которых мы глубоко раскаиваемся.  

Назовём это упражнение «минута раскаяния» (в течение одной минуты дети обдумывают свои выступления).

                                                                                                                                  (Слайд29)

 Вместо светильника при рассмотрении своих поступков употребляй совесть, она показывает тебе, какие поступки в жизни твоей добры, а какие худы.                        (Преподобный Нил)    


  -КТО  хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

-Как исправить ошибки?

-Действительно- это сделать очень трудно, это слишком личное...

  • Упражнение совести.  «Минута прощения».

У:Второе полезное упражнение совести –  не только просить прощения у окружающих и прощать самому.

Закончилась масленичная неделя.  

Как называется последний день Масленицы?

Д:  «Прощёное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста».                       (Слайд 31)

   У: Есть  ли среди вас смельчаки, которые хотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Советую вам провести такое упражнение дома.

Для помощи у каждого из вас на столе лежат сердечки – напишите слова извинения на них, с обратной стороны подпишите имя адресата и опустите в своеобразный почтовый ящик или вручите лично.                                    (Слайд32)

 У: ПРОЩЕНИЕ-это также большое усилие над собой. Прощение должно быть добровольным. Уметь прощать – значит быть великодушным. (Слайд33-34)

 ( Доска : ПРОЩЕНИЕ – ВЕЛИКОДУШИЕ )

                                                 (слайд 35)

Рисунок

Первичное закрепление

Составление Синквейна

СОВЕСТЬ

ЧИСТАЯ        БЕСПОЩАДНАЯ

ПОДСКАЗЫВАЕТ     ВЗЫВАЕТ  ГРЫЗЕТ    (ТЕРЗАЕТ,НАПРАВЛЯЕТ, КОНТРОЛИРУЕТ)

ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ -ГЛАВНОЕ УКРАШЕНИЕ

ВНУТРЕННИЙ СУДЬЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня мы говорили о самом главном качестве человека, искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть Ваша совесть будет главным советчиком на всю жизнь.

Мне хотелось бы закончить наш урок словами из стихотворения Эдуарда Асадова:

Мы вправе жить не по приказу

И выбирать свои пути.

Но против совести ни разу ,

 Вот тут хоть режьте, скажем  сразу,

Нельзя, друзья мои, идти!

Нельзя ни в радости ,ни в горести,

Ни в зной и ни в колючий снег.

   Ведь человек с погибшей совестью

Уже никто. Не человек!

Рефлексия

Возьмите свои таблицы и откорректируйте. Смогли ли вы ответить на поставленные в начале урока вопросы?                

  • Д.з.( на карточках)-вариативно.

1.Прочитать стр. 48-49.   Ответить на вопросы.

2 . Обсудить жизненные ситуации, рассмотренные на уроке с родителями.

3. Задание ( по желанию):

а)Вспомните пословицы, и поговорки о совести. Напишите по одной из них сочинение миниатюру.
. В ком стыд, в том и совесть.
. Как ни мудри, а совести не перемудришь.
. Совесть без зубов загрызёт.
. Чего стыдимся, о том таимся
б)
Проделать упражнения совести, попросить прощения у близких.

в)Каждый день вечером анализировать свои поступки с точки зрения совести и постараться исправлять ошибки.  

       г)  Само слово «совесть» женского рода. Значит, «совесть» можно изобразить в виде девушки, а может быть, в виде какой-то сказочной героини женского пола. Также совесть можно изобразить в виде какого-то поступка, действия. Пофантазируйте немножко, и мы посмотрим, у кого что получится.   

   СПАСИБО ЗА УРОК !

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". 4 класс. Тема: "Дружба"

Цель урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба": раскрытие сущности понятия "дружба", формирование представлений о качествах, которыми должен обладать настоящий друг. Формы ...

Урок "Добро и зло" Модуль "Основы светской этики"

Расширить и углубить представление детей о добре и зле...

Тема «Совесть» Модуль «Основы светской этики» урок 23.

Урок построен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Конспект занятия "Честь и достоинство" (Модуль "Основы светской этики").

Предлагаемый материал может быть всесторонне использован как в цикле занятий "Основы светской этики", так и  при планировании классных часов по теме "Толерантность", "Олимпийское движение в Росси...

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики", тема: "Дружба"

Урок по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Модуль Основы светской этики. Тема урока "Дружба". Урок по назначению учебный, культурно - воспитательный; по содержанию - нравственный. Урок...

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема "Совесть"

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема урока: "Совесть"....

Тема урока: Добро и зло (модуль "Основы светской этики)

Цель урока: Сформировать преставление учащихся о том, что добро и зло – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека. Задачи: • Создать условия (содержательные, организационные и метод...