Занятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"
консультация по орксэ (4 класс) на тему

Серова Наталья Борисовна

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_orkes.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

занятие по ОРКЭС

Серова Наталья Борисовна

учитель начальных классов

МБОУ Павловская СОШ

Тема:  Род и семья – исток нравственных отношений.

Цель  урока: формирование  у  учащихся  ценностного  отношения  к семье  и семейным ценностям.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с представлением о семейных ценностях;
  • познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;
  • создать условия для размышлений учащихся о роли семьи в их жизни.

Ожидаемые результаты урока:

  • учащиеся узнают, что такое род, семья; как возникли некоторые фамилии, что такое родословная;
  • познакомятся  с  ключевыми  понятиями  урока, начнут  использовать  их  в собственной устной и письменной речи;
  • будут  учиться  понимать  необходимость  осознанного  отношения  к семейным ценностям;
  • усовершенствуют  умения  в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов  на  учебные  вопросы  разных  типов, построения связного высказывания, работы в группах.

Метапредметные  связи: чтение, русский  язык, изобразительное  искусство, пропедевтика курса обществознания, истории.

Оборудование:

  • презентация,
  • индивидуальные конверты (приложение 1, 2) 

Ход занятия:

Этапы:

Содержание материала:

Деятельность учащихся

  1. Подготовка к восприятию:

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится?    (Семья)

  1. Изучение нового материала:

 Как вы понимаете, что такое семья? (Слайд 2)

  • Продолжите определение:

Семья – это союз родственников, живущих вместе, связанных общим бытом и основанный на …(любви, доверии, уважении, взаимопонимании).

  • Попробуйте определить тогда понятие «род». (Слайд 3)

Род - большая семья из нескольких поколений родственников, имеющая одного общего предка по материнской или отцовской линии.

Род и семья – это первые объединения людей, которые возникли много тысяч лет назад, еще у первобытных людей.

Шли годы, общество развивалось, изменялось. Возникла необходимость различать рода и семьи, стали возникать символы родов, которые позволяли отличать один род от другого.

  • Как вы думает, какие символы рода возникли много лет назад, но существуют и по сей день, мало того, некоторые из них мы используем каждый день? (Слайд 4)

Первый символ рода – это ФАМИЛИЯ. Как вы думаете, откуда произошли фамилии, которые записаны на доске?

Древние славяне были язычниками, они считали, что основателем рода мог быть не человек, а например мифическое существо или зверь (медведь, ворон), дух - покровитель, которое и давало название роду, а с годами перешло в привычные нам фамилии.

Прозвище.

От отчества.

От профессии.

Фамилия Мельниковы довольно распространенная фамилия во всем мире.  Живет человек, имеет мельницу. Среди односельчан он получает прозвище «мельник», а его правнуки получают профессию фамилию Мельниковы. В Германии – Мюллеры, в Англии – Миллеры, во Франции – Менье.

Другой известный символ рода – герб, на котором изображалось все, чем гордится и знаменит род.

Какой из этих символов мы сохранили и по сей день?

  • Давайте подберем однокоренные слова  к слову «род».
  • А что такое родословная? (Слайд 5)

Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства. По-другому еще говорят – генеалогия.

В России родословная появилась при Петре I.

Рассмотрим, например, родословное древо Л.Н.Толстого.

Обратите внимание, это древо содержит не только информацию о людях, но и еще их родовые гербы. Вы уже сталкивались с родословными деревом, скажите, кто располагается на этом уровне?

На следующем уровне?

На следующем уровне?

Обратите внимание на гербы, от кого к кому переходил герб в роду? Дочь, выходя замуж, брала фамилию мужа и уходила в семью мужа.

3. Закрепление изученного материала.

  • Итак, мы с вами выяснили, что родословная – поколения всех членов рода. А помните ли вы, кто кому кем приходится?

Работа в парах: Составь пару (родственники).

Проверка с доски. (Слайд 7)

  • Давайте попробуем собрать пословицы о семье. (Слайд 8)

Согласную семью --------------- и горе не берет.

Семья в куче, -------------------- не страшна и туча.

На что клад,  --------------------  когда в семье лад.

«Собрать» пословицы и установить их значение.

  • (Слайд 9)

Вспомните притчу «Отец и сыновья». Перечитайте притчу.

О чем эта притча?

Кто автор  этой притчи?

Что же самое важное в семье?

  • В каждой семье чем-то дорожат, что-то ценят. Выберете те

понятия, которые можно отнести к семейным ценностям?

(Слайд 10)

верность традициям           забота        любовь   сквернословие        

фамилия      общее увлечение     добрые дела     драка        

общие предки     подарки           праздник      ссора   обида        

сходство   взаимопонимание

Что не вошло в перечень семейных ценностей?

  • (Слайд 11)

В России существует праздник Всероссийский день семьи.Отмечают его 8 июля.

Праздник совсем молодой, отмечать его стали  с 2008 года.  Символом праздника стала ромашка - этот простой полевой цветок издревле считался на Руси символом любви. К Всероссийскому дню семьи, любви и верности были созданы памятные медали "За любовь и верность". На одной стороне медалей изображен символ праздника - ромашка, на другой - лики святых Петра и Февронии.

Историческая справка.

Феврония крестьянка деревни Ласковой Рязанской области, дочь «древолазца» добывающего дикий мед. Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, умела лечить недуги была красивой, благочестивой, доброй девушкой.

Петр за несколько лет до княжения заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. По легенде во сне Петру было открыто, что его может излечить Феврония. В качестве оплаты за лечение она потребовала от Петра, чтобы он на ней женился, после излечения они поженились.

Когда Петр после брата унаследовал княжение, то бояре не захотели княгиню простолюдинку, потребовали чтоб Петр ее отпустил или уехали из Мурома. Князь взял лодку и уплыл с женой по реке. Они стали жить с простыми людьми, радуясь, что они вместе и Бог им помогал. В Муроме началась смута, многие стали домогаться престола, начались убийства, тогда бояре попросили князя Петра вернуться с женой. Феврония в дальнейшем заслужила любовь горожан.

  • Достаньте из конвертов ромашки и впишите в каждый лепесточек одного из членов своей семьи.

4. Подведение итогов: (Слайд 12)

Хотелось бы закончить наше занятие словами Льва Николаевича Толстого.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Какая мысли собрана в одной лишь фразе?

Ответы учащихся.

на…любви, уважении, доверии, взаимопонимании и пр.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

От названий зверей.

Фамилия.

Родной, родина,родители, родословная,родичи, родство, рождение, Рождество…

Мама/папа Толстого

Бабушки/дедушки

Прабабушки/прадедушки

От отца к сыну.

Работа в парах.

«Собирают» пословицы, обсуждение значения пословиц.

Ответы учащихся.

Притча об отношениях в семье.

Л.Н.Толстой

Ответы учащихся.

Работа с ромашкой (индивидуально)

Ответы учащихся.

Приложение 1.

Карточки «Найди  пару».

Вариант 1.

Прабабушка  

Прадедушка

      Бабушка

      Дедушка

             Тётя

             Дядя

                 Двоюродный брат

               Двоюродная сестра

Мамина сестра

Сын твоего дяди

Папин папа

Папин брат

Мамина мама

Мама твоей бабушки

Дедушка твоего папы

Дочь твоей тети

Вариант 2.

Прабабушка  

Прадедушка

      Бабушка

      Дедушка

             Тётя

             Дядя

                 Двоюродный брат

                         Двоюродная сестра

Папина сестра

Сын твоей тёти

Мамин папа

Мамин брат

Папина мама

Мама твоего дедушки

Дедушка твоей мамы

Дочь твоего дяди

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно»

В этом учебном году многие учителя посещают курсы по ОРКСЭ. В начале занятий было скучновато и хотелось поскорее уйти. Сейчас  курсы скоро завершают свою работу, многое я для себя открыла нового,...

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково". Презентация

Эта презентация поможет провести урок по данной теме.Здесь представлены пословицы, высказывания великих людей о матерях. сделает урок более интересным....

Открытое занятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений".

Открытое занятие по ОРКЭСФирсова Ольга Андреевнаучитель начальных классов ГБОУ СОШ №1738 имени авиаконструктора М.Л.Миля Тема:  Род и семья – исток нравственных отношений.Цель  урока: ф...

Род и семья – исток нравственных отношений. Занятие для учащихся 4 класса.

Род и семья - исток нравственных отношений. Занятие для учащихся 4 класса в группе продленного дня. Занятие направленно на формирование у учащихся ценностного отношения в семье и семейным ценностям....

Конспект занятия «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...