Конспект урока по ОРКиСЭ "Свобода и ответственность"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Цель:подведение учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_smetannik.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Сметанник Елена Геннадиевна

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. (4-й класс)

Тема: Свобода и ответственность.

Цель:подведение учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-Воспитывать желание быть духовно красивым человеком;

-Способствовать развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- Создать условия для развития коммуникативных навыков и навыков сотрудничества в процессе групповой работы;

-Способствовать формированию готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

-Побудить к формированию  рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-Создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь;

-Уточнить смысл понятий «свобода», «выбор», «ответственность»;

-Способствовать формированию умения оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма урока:проблемно - поисковая

Методы:активные

Предполагаемый результат:

  • учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Свобода» и «Ответственность»,
  • умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
  • способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
  • умеют  работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

Оборудование: карточки, портрет Фёдора Павловича Решетникова, репродукция картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка», рисунок.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ

Мотивация к учебной деятельности

П 135 Р 12  К 123

-Тема прошлого занятия звучала так  «Свобода и моральный выбор человека». Ребята, с  какими понятиями вы познакомились на  уроке?

-Давайте вспомним и дадим определения этим понятиям. Как они связаны?

-Мы также много говорили о том, что человек должен быть свободным.  А что значит «быть свободным»?

Личностные результаты

1. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

2. Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.

Познавательные УУД

1. Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные).

2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

3. Cтроить речевое высказывание в устной форме.

4. Понимать информацию, представленную в неявном виде.

5. Интерпретировать и обобщать информацию.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

5. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Актуализация знаний в пробном учебном действии

П  12345 Р 1234  К 12345 Л

Работа в группах        

-Ребята, составьте синквейн со словом «свобода».

-Давайте послушаем, что у вас получилось.

-Послушайте мой вариант синквейна.

1. Свобода.

2. Безграничная, действительная.

3. Мыслить, поступать, соблюдать.

4. Дороже всего на свете.

5. Ответственность.

Выявление места и причины затруднения

П 1235 Р 1234 К 1234

1. В ходе этой творческой работы вы в группе определили, кто возьмёт на себя ответственность и выступит перед классом.

-Кто уже понял, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- На какие вопросы по теме вы хотели бы получить ответ?

-Сегодня на уроке вы узнаете, что такое ответственность, и при каких условиях возможно ответственное поведение.

2. Перед вами на партах листочки с незаконченным предложением. Закончите его. Ответственность – это…Давайте сравним определения ответственности, которые у вас получились, с определением в учебнике. Вот такое определение ответственности дал в своем словаре С.И.Ожегов. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках. Кто из вас был ближе всего к данным определениям?

Построение проекта выхода из затруднения

П 1235 Р 1234 К 1234

 Какое слово можно выделить из слова ответственность? Понимание ответственности – это способность отвечать, значит быть в ответе. Какие вопросительные слова напрашиваются? Быть в ответе…  Перед  кем? За кого? За что? Кто?)

 Определим отношения ответственности и заполним таблицу. А поможет нам в этом статья в учебнике, с.25, 3-4 абзацы. Кто может быть ответственным? Заполняется первый столбик таблицы. За кого несут ответственность эти люди? Перед кем они несут ответственность? Ученики выбирают карточки со словами и заполняют  второй и третий столбики таблицы.

Кто?

За кого? За что?

Перед кем?

родители

за детей

перед обществом

учителя

за учеников

перед родителями,

перед обществом

дети

за порученные им дела

перед родителями, перед близкими

ученики

за то, как они учатся

перед родителями

люди

друг за друга, за всё, что окружает

перед обществом

 Давайте прочитаем по строчкам, что у нас получилось. Я начну, а вы продолжите. Родители отвечают за детей перед обществом.

«Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми, за всех людей и за всё». Ф. М. Достоевский.

Реализация построенного проекта

П 1235 Р 1234 К 1234

Работа по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

-Ребята, давайте окунемся в 60-е годы нашей страны.

Известный русский художник Фёдор Павлович Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ. Сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог. Решетникову захотелось нарисовать этого ученика у доски, крошащим мел, но он представил, как этого мальчика встретят дома. Так появилась картина «Опять двойка». Давайте оценим поведение героя с точки зрения ответственности с помощью вопросительных слов: кто? за что? перед кем?  Заполним таблицу.

- Ребята, кто главный герой картины?

- Посмотрите на его выражение лица. Как вы думаете, что он испытывает в этот момент?

- Как вы это определили?

Первичное закрепление во внешней речи

П 1235 Р 1234 К 1234

- За что он несет ответственность?

-Перед кем несёт ответственность?

-Поступок, совершённый мальчиком, это результат его свободного выбора?

- Он должен за него нести ответственность?

- Какой можно сделать вывод?

В ходе работы  на доске таблица дополняется.

Кто?

За кого? За что?

Перед кем?

мальчик

за полученную на уроке двойку

перед мамой, младшим братом, сестрой, перед самим собой, перед своей совестью.

- Этот поступок мальчик совершил сознательно, преднамеренно?

- Найдите ответ в тексте учебника, что такое преднамеренность? Зачитайте.

- Перед тем, как сделать свой выбор в действиях, о чём должен был подумать этот герой?

- Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы?

- Прочитайте, какой ещё можно сделать вывод.

- Ребята, пока вы ещё дети, юридическую ответственность по закону несут за вас родители. Они отвечают и за то, чтобы вы были сыты, одеты, чтобы вы получили хорошее образование, вам было, где жить. Но и вы должны учиться отвечать за свои поступки. Ведь вы тоже станете взрослыми.

Самостоятельная работа

П 12345 Р 1234 К 12345 Л 12

Работа в группах

1 гр. Какую надпись, связанную с темой урока, вы бы сделали к данному рисунку? Рисунок, на котором мальчики разжигают костёр.

2 гр. Какое изречение наиболее точно соответствует теме нашего урока?

  • Человеку рождение не прибавляет заслуг и не отнимает их у него, ибо оно не зависит от его воли, но за свои поступки, как хорошие, так и дурные,  он полностью отвечает сам. (Лопе Вега).
  • Прежде чем снимать с себя ответственность, найдите, на кого её переложить. (Анатолий Рас).
  • Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один. (Ф. Искандер).
  • Свободен лишь тот,  кто потерял всё, ради чего стоит жить. (Эрих Мария Ремарк).

3 гр. Работа с притчей « Две собаки на службе».

У одного человека были две собаки: одну он приучил охотиться, другую-сторожить дом. И всякий раз, как охотничья собака ему приносила добычу с поля, он бросал кусок и другой собаке. Рассердилась охотничья и стала другую попрекать: она,  мол, на охоте каждый раз из сил выбивается, а та ничего не делает и только отъедается на чужих трудах. Но сторожевая собака ответила:

- Не меня брани, а хозяина: ведь он приучил меня не трудиться, а жить чужим трудом.

Так и сыновей-бездельников нечего ругать, если такими их вырастили сами родители.

Прочитайте предложение, в котором содержится основная мысль притчи. Какую строчку нашей таблицы можно соотнести с данной мыслью?

4 гр. Закончите предложение. Ответственный человек – это…

5 гр. Как пословица «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь» может быть связана с темой нашего урока?

Включение в систему знаний и повторение

П 135  Р 1234  К 123

На каждом из нас, хотим мы этого или нет, всегда лежит ответственность за результаты наших поступков. Ограничивает ли эта ответственность вашу свободу?

- Свобода без ответственности – это путь в никуда. Как вы понимаете это высказывание?

Домашнее задание

Творческое задание. Составить памятку «Как научиться быть ответственным».

Рефлексия учебной деятельности

П 12345 Р 1234 К 12 Л1

-Ребята, у вас на партах лежат карточки  с фразами. Какую карточку для себя вы бы выбрали, исходя из темы нашего урока?

А) Я отвечаю за всё.

Б) Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю).

В) За все мои поступки отвечают родители.

- Кто хочет показать, что выбрал? Кто хочет выступить в защиту?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"

Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...

Конспект урока ОРКСЭ "Свобода и ответственность" 4 класс

Конспет урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  в 4 классе по теме "Свобода и ответственность"....

Конспект урока «Долг, свобода, ответственность, труд»

Работа над формированием у учащихся представления о долге, свободе, ответственности и труде; сравнение отношения к этим понятиям в разных религиях....

Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ "Ответственность"

формирование духовно-нравственной культуры личности через изучение темы « Ответственность»...

Конспект родительского собрания на тему: "Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей"

Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.Содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание и образование детей, способности адекватно и эффективно действовать в слож...

конспект урока ОРКСЭ по теме "Ответственность"

Предмет: ОРКСЭ              Класс     4Тема урока: Ответственность Цель урока: формирование первичных представ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и ответственность" ("Основы светской этики", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о свободе и ответственности, осознания ответственного поведения в жизни человека и общества.Планируемые результаты:Предметные:Знать понятия «...