Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ |
Мотивация к учебной деятельности | П 135 Р 12 К 123 -Тема прошлого занятия звучала так «Свобода и моральный выбор человека». Ребята, с какими понятиями вы познакомились на уроке? -Давайте вспомним и дадим определения этим понятиям. Как они связаны? -Мы также много говорили о том, что человек должен быть свободным. А что значит «быть свободным»?
| Личностные результаты 1. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. 2. Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.
Познавательные УУД 1. Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные). 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Cтроить речевое высказывание в устной форме. 4. Понимать информацию, представленную в неявном виде. 5. Интерпретировать и обобщать информацию.
Регулятивные УУД 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 5. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
|
Актуализация знаний в пробном учебном действии | П 12345 Р 1234 К 12345 Л Работа в группах -Ребята, составьте синквейн со словом «свобода». -Давайте послушаем, что у вас получилось. -Послушайте мой вариант синквейна. 1. Свобода. 2. Безграничная, действительная. 3. Мыслить, поступать, соблюдать. 4. Дороже всего на свете. 5. Ответственность. |
Выявление места и причины затруднения
| П 1235 Р 1234 К 1234 1. В ходе этой творческой работы вы в группе определили, кто возьмёт на себя ответственность и выступит перед классом. -Кто уже понял, какова тема нашего сегодняшнего урока? - На какие вопросы по теме вы хотели бы получить ответ? -Сегодня на уроке вы узнаете, что такое ответственность, и при каких условиях возможно ответственное поведение. 2. Перед вами на партах листочки с незаконченным предложением. Закончите его. Ответственность – это…Давайте сравним определения ответственности, которые у вас получились, с определением в учебнике. Вот такое определение ответственности дал в своем словаре С.И.Ожегов. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках. Кто из вас был ближе всего к данным определениям? |
Построение проекта выхода из затруднения | П 1235 Р 1234 К 1234 Какое слово можно выделить из слова ответственность? Понимание ответственности – это способность отвечать, значит быть в ответе. Какие вопросительные слова напрашиваются? Быть в ответе… Перед кем? За кого? За что? Кто?) Определим отношения ответственности и заполним таблицу. А поможет нам в этом статья в учебнике, с.25, 3-4 абзацы. Кто может быть ответственным? Заполняется первый столбик таблицы. За кого несут ответственность эти люди? Перед кем они несут ответственность? Ученики выбирают карточки со словами и заполняют второй и третий столбики таблицы.
Кто? | За кого? За что? | Перед кем? | родители | за детей | перед обществом | учителя | за учеников | перед родителями, перед обществом | дети | за порученные им дела | перед родителями, перед близкими | ученики | за то, как они учатся | перед родителями | люди | друг за друга, за всё, что окружает | перед обществом |
Давайте прочитаем по строчкам, что у нас получилось. Я начну, а вы продолжите. Родители отвечают за детей перед обществом. «Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми, за всех людей и за всё». Ф. М. Достоевский. |
Реализация построенного проекта
| П 1235 Р 1234 К 1234 Работа по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» -Ребята, давайте окунемся в 60-е годы нашей страны. Известный русский художник Фёдор Павлович Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ. Сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог. Решетникову захотелось нарисовать этого ученика у доски, крошащим мел, но он представил, как этого мальчика встретят дома. Так появилась картина «Опять двойка». Давайте оценим поведение героя с точки зрения ответственности с помощью вопросительных слов: кто? за что? перед кем? Заполним таблицу. - Ребята, кто главный герой картины? - Посмотрите на его выражение лица. Как вы думаете, что он испытывает в этот момент? - Как вы это определили? |
Первичное закрепление во внешней речи | П 1235 Р 1234 К 1234 - За что он несет ответственность? -Перед кем несёт ответственность? -Поступок, совершённый мальчиком, это результат его свободного выбора? - Он должен за него нести ответственность? - Какой можно сделать вывод? В ходе работы на доске таблица дополняется. Кто? | За кого? За что? | Перед кем? | мальчик | за полученную на уроке двойку | перед мамой, младшим братом, сестрой, перед самим собой, перед своей совестью. |
- Этот поступок мальчик совершил сознательно, преднамеренно? - Найдите ответ в тексте учебника, что такое преднамеренность? Зачитайте. - Перед тем, как сделать свой выбор в действиях, о чём должен был подумать этот герой? - Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? - Прочитайте, какой ещё можно сделать вывод. - Ребята, пока вы ещё дети, юридическую ответственность по закону несут за вас родители. Они отвечают и за то, чтобы вы были сыты, одеты, чтобы вы получили хорошее образование, вам было, где жить. Но и вы должны учиться отвечать за свои поступки. Ведь вы тоже станете взрослыми. |
Самостоятельная работа | П 12345 Р 1234 К 12345 Л 12 Работа в группах 1 гр. Какую надпись, связанную с темой урока, вы бы сделали к данному рисунку? Рисунок, на котором мальчики разжигают костёр. 2 гр. Какое изречение наиболее точно соответствует теме нашего урока? - Человеку рождение не прибавляет заслуг и не отнимает их у него, ибо оно не зависит от его воли, но за свои поступки, как хорошие, так и дурные, он полностью отвечает сам. (Лопе Вега).
- Прежде чем снимать с себя ответственность, найдите, на кого её переложить. (Анатолий Рас).
- Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один. (Ф. Искандер).
- Свободен лишь тот, кто потерял всё, ради чего стоит жить. (Эрих Мария Ремарк).
3 гр. Работа с притчей « Две собаки на службе». У одного человека были две собаки: одну он приучил охотиться, другую-сторожить дом. И всякий раз, как охотничья собака ему приносила добычу с поля, он бросал кусок и другой собаке. Рассердилась охотничья и стала другую попрекать: она, мол, на охоте каждый раз из сил выбивается, а та ничего не делает и только отъедается на чужих трудах. Но сторожевая собака ответила: - Не меня брани, а хозяина: ведь он приучил меня не трудиться, а жить чужим трудом. Так и сыновей-бездельников нечего ругать, если такими их вырастили сами родители. Прочитайте предложение, в котором содержится основная мысль притчи. Какую строчку нашей таблицы можно соотнести с данной мыслью? 4 гр. Закончите предложение. Ответственный человек – это… 5 гр. Как пословица «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь» может быть связана с темой нашего урока? |
Включение в систему знаний и повторение
| П 135 Р 1234 К 123 На каждом из нас, хотим мы этого или нет, всегда лежит ответственность за результаты наших поступков. Ограничивает ли эта ответственность вашу свободу? - Свобода без ответственности – это путь в никуда. Как вы понимаете это высказывание? |
Домашнее задание | Творческое задание. Составить памятку «Как научиться быть ответственным». |
Рефлексия учебной деятельности | П 12345 Р 1234 К 12 Л1 -Ребята, у вас на партах лежат карточки с фразами. Какую карточку для себя вы бы выбрали, исходя из темы нашего урока? А) Я отвечаю за всё. Б) Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю). В) За все мои поступки отвечают родители. - Кто хочет показать, что выбрал? Кто хочет выступить в защиту? |