конспект урока ОРКСЭ по теме "Ответственность"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Миннегулова Фания Алямовна

Предмет: ОРКСЭ              Класс     4

Тема урока: Ответственность

 

Цель урока: формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве, о значении ответственности в жизни людей.

ЗАДАЧИ УРОКА:

• развитие представлений о механизмах, регулирующих поведение человека;

• совершенствование умения анализировать свои  и чужие поступки с точки зрения ответственности;

• формирование внутренней установки нести ответственность за свои слова и поступки;

• совершенствование умений в области коммуникации, умений выстраивать эффективную коммуникацию;

• совершенствование умений в области чтения и  понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказыва-

ния;

• обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;

• развитие интереса к изучению предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_otvetstvennost.docx47.9 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: ОРКСЭ              Класс     4

Тема урока: Ответственность

Цель урока: формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве, о значении ответственности в жизни людей.

ЗАДАЧИ УРОКА:

• развитие представлений о механизмах, регулирующих поведение человека;

• совершенствование умения анализировать свои  и чужие поступки с точки зрения ответственности;

• формирование внутренней установки нести ответственность за свои слова и поступки;

• совершенствование умений в области коммуникации, умений выстраивать эффективную коммуникацию;

• совершенствование умений в области чтения и  понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказыва-

ния;

• обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;

• развитие интереса к изучению предмета.

Ожидаемые  учебные результаты:

личностные

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в обществе и на природе; развитие начальных форм саморегуляции своих эмоций.
  • Обучающиеся должны прийти к выводу о том, как важно быть ответственным за свою жизнь и  здоровье, а также заниматься самосовершенствованием.
  • Развитие умения адекватно оценивать собственную учебную деятельность: самостоятельность, инициативу, неудачи.

     Развитие умения проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии.

предметные

  • Формирование первоначальных представлений о свободе и ответственности и их связи.
  • Введение в активный словарь обучающихся понятий «отношения ответственности», «преднамеренность», «ответственность перед кем – то» и «ответственность за кого – то».

метапредметные:
(регулятивные УУД,  познавательные УУД,  коммуникативные УУД)

  • Развитие умения постановки вопросов и поиска ответов на них.
  • Обучение итоговому контролю деятельности.
  • Овладение навыками оценивания аргументированности доказательств и рассуждений.
  • Развитие умения находить в тексте информацию с учетом поставленной  учебной задачи, приводить примеры.
  • Развития умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
  • Овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Оборудование:

- ноутбук, проектор, экран

- презентация

- толковый словарь  С. Ожегова

- учебник «Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюка, М., «Просвещение», 2013г

1.Организационный момент

Учитель:

- Жду, что сегодня вы узнаете много нового и интересного, продемонстрируете  свои знания, обменяетесь информацией, впечатлениями, порадуетесь своим успехам и успехам своих друзей. Надеюсь, что урок будет эффективным.

- Что необходимо, чтобы урок был эффективным?

Ученики:

- Нужно быть внимательными, активно работать, пользоваться уже полученными знаниями.

Учитель:

-  В конце урока оценим  свою работу.  Давайте посмотрим, по каким критериям будем это делать.

Имя, фамилия

Как я помню

предыдущий материал

Активность работы на уроке

Умение сотрудничать

(учащиеся сидят группами по 4 человек, у каждой группы лист для оценивания работы в группе)

-  Хочу начать урок с  высказывания  древнегреческого философа Сократа.

 «Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы …

- Попробуйте догадаться , как закончить  фразу Сократа?

«Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы ……….» (смотрели и слушали больше, чем говорили)

Сократ

Учитель:

- Запишите и запомните высказывание - совет древнего философа.

- Какие ещё высказывания вы помните?

2.Актуализация знаний.

- Вспомним, с какими основными понятиями курса мы уже познакомились.

(Философия, этика, мораль, зло, культура, долг, совесть, добродетель, порок)

 - Перед вами понятия и их определения. Допишите понятия  к определениям.

(Дети работают в группах, соединяя термины и определения.)

Мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, вредными,  губительными.

Положительное  свойство характера человека.

Часть философии, изучает  мораль и нравственность.

Правила поведения , одобренные людьми  и объясняющие , какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми.

Обязанности, которые необходимо выполнять вне зависимости от желаний.

Любовь к мудрости

1.Всё полезное и красивое, что создано  людьми, а не природой.

 2. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.

Отрицательные качества и желания людей, которые вредят им  и окружающим.

Способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой.

- Проверим свою работу.

(Сверяют, комментируют, исправляют ошибки)

 Упражнение карусель

Вопрос для 1,2,3 групп:

- Какие качества человека мы можем назвать добродетелями?

Вопрос для 4,5,6 групп:

- Какие качества человека мы можем назвать пороками?

Первый ученик записывает слово и передаёт лист товарищу и т.  д. ответственный в  группе  проверяет выполнение задания, делает  исправления.

     (Великодушие, правдивость,  мужество, умеренность, щедрость, честолюбие, любезность, дружелюбие, справедливость,  милосердие, честность, отзывчивость)

- Оцените свою работу по 1 критерию (баллы от 1 до 3)

таблица

3. Формулирование темы урока. Постановка целей.

Учитель:

-  Сегодня мы будем говорить ещё об одном  нравственном качестве человека. О каком? Вы узнаете из высказывания  известного русского писателя Ф.М.Достоевского.

«Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё».

- Тема нашего сегодняшнего  урока «Ответственность».

- Какие вопросы надо поставить, чтобы они помогли раскрыть суть нашей темы?

1. Что такое ответственность?

2. Где проявляется ответственность?

3. Быть ответственным легко или трудно?  

- На эти вопросы мы будем  искать ответы.

4. Этап изучения нового материала  (открытие нового знания).

- Как вы думаете, так что же такое ответственность?

Предлагайте варианты ответов по схеме: «Я считаю, что ответственность – это…»

- Где вы можете уточнить свои предположения?

 (Можно узнать из учебника, словаря, спросить у взрослых)

- Последним советом воспользовался Игорь.

Диалог Игоря и Юли.

Игорь:

- Сегодня на уроке литературного чтения мы говорили об Эзопе.

Юля:

-А кто такой Эзоп?

Игорь:

- Шутишь?!  Это же древнегреческий поэт-баснописец.  Жил в VI веке до н. э

По преданию, он был рабом жестокого и глупого человека по имени Ксанф.

Сегодня доподлинно неизвестно, существовал на самом деле такой автор басен или же они принадлежали разным лицам. Но под его именем известно более четырех сотен басен. Мы познакомились с одной  из них. Очень интересная. Учительница сказала, что басня  об ответственности и попросила ответить на вопрос:  Можно ли сказать, что человек, отбросивший камень, обладал чувством ответственности?  Юля, а что такое ответственность?

Юля:

  - Давай прочитаем басню  вместе и разберёмся.

       Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: «Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?» Эзоп возвращается и говорит: «Только один человек». Ксанф обрадовался, идет и видит: в бане полным-полно. «Что же ты мне вздор говорил?» — «Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек — один».

Юля:

-Игорь. Кто повёл себя не так как все?

Игорь:

- Тот, кто  отбросил с пути камень.

Юля:

- Почему он так сделал?

Игорь:

- Он испугался, что кто – то может серьёзно пострадать, споткнувшись о камень.

Юля:

- Он проявил заботу о других, ответил за их безопасность. Таких людей называют ответственными.

Игорь:

- Я понял. Ответственность –это готовность действовать для блага людей,

умение отвечать  за кого- то.

Учитель:

 

-  Итак,  Игорь считает, что  Ответственность –это готовность действовать для блага людей.


- Пользуясь другими доступными источниками, найдите определения слова ответственность. (Дети самостоятельно выбирают источники информации (учебник, с. 61; толковый словарь)  

- Обобщим полученные результаты.

                                            Ответственность 

Готовность              Определенность,         нравственное

действовать             надежность,                 качество, позволяющее

для блага                  честность                     задумываться  над своими                

людей                                                              поступками, считаться с другими

                                                                         людьми

5. - Приходилось ли вам брать на себя ответственность, отвечать за кого-то или за что-то? (дети рассказывают и получают листик - стикер). После обсуждения  прикрепляют их к дереву. Посмотрите, КАКОЕ ДЕРЕВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ.

- Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше.

                                                                                                                 Гораций

Учитель:

- Так где проявляется ответственность? ( в поступках, в  отношении к окружающим)

Учитель:

- Человек, отбросивший камень, обладал чувством ответственности.

- Можете вспомнить героев других  произведений, которые обладали бы  чувством ответственности?  (Тимур и его товарищи из «Тимур и его команда», Митраша и Настя из «Кладовой солнца», мальчик Петя и девочка Тома из «Приключения жёлтого  чемоданчика», Иван  Иванович из «Белого Бима»).

Учитель:

- Хочу вспомнить  ещё одно произведение, которое живет на свете уже много-много лет. Оно о добре, о взаимопонимании, о чувстве ответственности за других. Удивительна оно тем, что ставит перед нами очень важные и трудные вопросы, отвечать на которые порой приходится всю жизнь.

аудиозапись

 «Маленький принц» Антуан де Сент –Экзюпери.

Учитель:

- Давайте, поговорим о сказке.

- О чём эта сказка? (работа с читательскими дневниками)

- Это  удивительная сказка о добре и зле, любви  и взаимопонимании, об ответственности за планету, природу.

- Что вы можете рассказать о Маленьком принце?( Он живёт на маленькой планете, на которой он ухаживал за прекрасной розой.

- Зачем он отправляется в путешествие?(Ссорится с розой и отправляется на поиски  настоящего друга)

- Кого он встретил на нашей планете? (Лиса)

- Какую истину открыл Маленькому принцу мудрый Лис? (Чувство одиночества проходит,. Если ты за кого- нибудь отвечаешь: заботишься о нём, помогаешь ему, «вкладываешь в него душу».

 - Какие слова этой сказки стали крылатыми? («Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда за тех, кого приручил.)

- Запомните ещё одно правило Маленького  принца. «Проснулся утром,  убери за собой свою планету». Это значит, что мы должны следить за чистотой нашей планеты, мы отвечаем за чистоту природы и её сохранность.

Учитель:

- Как вы думаете, быть ответственным легко или трудно?  Что было бы, если бы люди перестали быть ответственными?

- Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше.

                                                                                                                 Гораций

- Предложить учащимся составить три главных правила ответственного человека.

1. Не забывать своих обещаний.
2. Выполнять порученные дела в срок.
3. Стараться выполнять всё на “совесть”.

4. Заботиться о младших, слабых и близких.

6. Закрепление.

- Подходит к концу наш урок.  На все ли вопросы мы нашли ответы?  

1. Что такое ответственность?

2. Где проявляется ответственность?

3. Быть ответственным легко или трудно?  

7. Итог урока. Рефлексия.

- Какие советы вы запомнили?

- Оцените свою работу по оставшимся  критериям, сосчитайте баллы.

8. Домашняя работа

Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока:

- Подобрать пословицы, поговорки, стихи, высказывания об    ответственности.

- Подобрать  примеры ответственных и безответственных  поступков для обсуждения темы.

 - Приготовить вопросы по теме, чтобы задать их одноклассникам.

- Составить синквейн на тему.

- Написать сочинение – рассуждение по теме «Быть ответственным легко или трудно? »

Давайте попробуем ответить на вопросы.

За кого? За что несут ответственность родители?( За воспитание, здоровье, жизнь детей, за поступки и действия свои и своих детей.)

Учителя,  врачи, военные. строители и т. д.? (За свою работу, за свои поступки и действия.)

Подробнее поговорим о вашей ответственности. Попробуйте заполнить таблицу.

Я

Другие

Школа

Умываться

Ухаживать за домашними животными

Выполнять домашние

задания

Вовремя  ложиться спать

Заботиться о младших сёстрах и братьях

Содержать в порядке учебники и тетради

Чистить  зубы

Помогать родителям, бабушке и дедушке.

Соблюдать правила внутреннего распорядка

6. Закрепление.

- Подходит к концу наш урок.  На все ли вопросы мы нашли ответы?  

1. Что такое ответственность?

2. Где проявляется ответственность?

3. Какую роль в жизни  играет ответственность?

 

- Как научиться быть ответственным?

1. Не забывать своих обещаний;
2. Выполнять порученные дела в срок;
3. Стараться выполнять на “совесть”

4. Заботиться о младших, слабых и близких.

7. Итог урока. Рефлексия.

- Какие советы вы запомнили?

- Оцените свою работу по критериям, сосчитайте баллы.

- если  вы набрали 6 – 9 баллов, урок для вас был эффективным, а если меньше 6, то _____________________________________________________

8. Домашняя работа

- Можно подобрать пословицы, поговорки, стихи, высказывания об    ответственности. Можете подобрать и обсудить примеры ответственных и безответственных  поступков для обсуждения темы.

 - Приготовить вопросы по теме, чтобы задать их одноклассникам.

- Составить синквейн на тему.

- Рассказать родителям об уроке.

Ответственность - право и обязанность отвечать за свои поступки и действия, взятые на себя обязательства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

конспект урока ОРКСЭ

Тема урока  "Добро и зло" (1-й из 2-х)....

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...