Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ "Ответственность"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
формирование духовно-нравственной культуры личности через изучение темы « Ответственность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока ОРКСЭ по теме «Ответственность»
для 4-го класса. Цель:
формирование духовно-нравственной культуры личности через изучение темы « Ответственность»
Задачи:
личностные
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- воспитывать желание быть духовно красивым человеком;
- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;
- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.
метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
предметные
- создать условия для осознания учащимися основных понятий;
- уточнить смысл понятия: «ответственность»;
- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Ожидаемый результат:
личностный:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;
предметный:
осознание обучающимися связи нравственного выбора и ответственности человека;
метапредметный:
навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.
Основные термины и понятия:
ответственность, преднамеренность. Ситуация морального
выбора.
Оборудование:
учебник, карточки, таблицы
Ход урока:
- Организационный момент
Учитель: - Сегодня мы будем работать в парах, поэтому давайте вспомним правила для работы в парах: Не ссориться, уметь договариваться, приходить к единому мнению.
Учитель: - Сегодня мы продолжаем знакомство с нравственными качествами человека, а с какими вы уже познакомились на уроках?
Ответ учащихся
- Сейчас, я прочитаю высказывание известного русского писателя Ф.М.Достоевского, а вы должны определить о каком нравственном качестве человека идет речь.
«Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё».
Ответы уч-ся (Ответственность)
Учитель: Как вы понимаете смысл слова «ответственность»? Подумайте, близко ли оно по смыслу словосочетанию «отвечать за кого-то или что-то».
- Формулировка темы урока
Учитель: записываем в тетради число, тему урока «Ответственность»
- Словарная работа: предлагается учащимся три определения слова «ответственность».
карточка №1 - Необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях;
- Нравственное качество человека, которое позволяет ему задумываться над своими поступками, считаться с другими людьми, быть разумным.
- Эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.
4.Целевая установка
Учитель: Теперь мы знаем определение слова «Ответственность», может у вас появились вопросы, может вы, хотите чем-то поделиться со всеми, может, есть слова, которые вы до конца не поняли? Например: Какой отчет и перед кем мы должны отдавать? Что значит быть разумными? Почему мы должны считаться с другими? Почему появилась необходимость и обязанность? А какая бывает ответственность?
Итак, какую учебную задачу мы обозначим на уроке?
Ответ учащихся: Учебная задача урока: - расширить знания об ответственности.
5.Работа с текстом
Учитель: Сейчас мы прочитаем басню на стр.61, знаете ли вы что такое басня? Можно посмотреть в словаре на стр.144
…короткое произведение в стихах или прозе нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение – мораль «Мораль сей басни такова…» И.А.Крылов действующими лицами в баснях обычно выступают животные, растения, вещи, но высмеиваются пороки людей.
Какие басни И.Крылова вы знаете? (Ворона и лисица, Стрекоза и муравей, Слон и Моська, Квартет, Лебедь, Щука и Рак, Листы и корни и другие)
- Объясните, как вы поняли смысл истории про Эзопа и Ксанфа;
- Как вы считаете, можно ли сказать, что человек, отбросивший камень, обладал чувством ответственности? За кого он нёс ответственность?
6.Работа в парах - какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию.
1. ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.
2.Преднамеренность. (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов)
3.Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.
Что такое внутренняя обязанность человека? (способность человека задавать себе вопросы, прежде, чем совершать какой-либо поступок. )
- Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? (чтобы проанализировать и не совершить порочных поступков)
Определите отношения ответственности и заполните таблицу
Всё это можно назвать внутренней ответственностью человека – способность человека задавать себе вопросы, прежде чем совершать какой-либо поступок.
Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе вопросы?
КТО? ЗА ЧТО? ПЕРЕД КЕМ?
7. Давайте попробуем заполнить схему самостоятельно.
Карточка №2
Отношения ответственности
Кто несет ответственность? За что человек несет ответственность
(Родители, дети, учителя, люди) (за поступки и действия)
Перед кем человек несет ответственность?
(Перед природой, обществом, друг перед другом)
Определите отношения ответственности и заполните таблицу
Кто? | За кого? |
Родители | |
Учителя | |
Дети | |
Ученики | |
Люди | |
Друг | |
Человек |
8.Элемент театрализации (физкультминутка)
Покажите пантомимой, что вы несете тяжёлый груз.
- Как вы думаете, можно ли сравнить ответственность с тяжелым грузом? Почему?
Ответственность - это груз, и большинство людей склонны ответственности избегать. Чем более человек силен и развит, тем за большее он может, готов и хочет отвечать. Ответственность - это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Но ответственность - не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности.
9.Домашняя работа
Обсудить вместе с родителями “Как научиться быть ответственным” (можно составить Памятку, например,
1. Не забывать своих обещаний;
2. Выполнять порученные дела в срок;
3. Стараться выполнять на “совесть” и т.д.)
10. Итог урока
Рефлексия: - Сегодня на уроке я говорил об…
- Сегодня на уроке я узнал о…
- Я думаю, в жизни мне это пригодится для…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/05/picture-632041-1696515950.jpg)
Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...