Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ "Ответственность"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Якубова Рабият Ахматовна

формирование духовно-нравственной культуры личности через изучение темы « Ответственность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_otvetstvennost.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока ОРКСЭ по теме «Ответственность»

для 4-го класса. Цель: 

формирование духовно-нравственной культуры личности через изучение темы « Ответственность»

Задачи: 

личностные

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- воспитывать желание быть духовно красивым человеком;

- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;

- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе  работы в парах;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

предметные

- создать условия для осознания учащимися основных понятий;

- уточнить смысл понятия:  «ответственность»;

- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Ожидаемый результат:

личностный:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;

предметный:

осознание обучающимися связи нравственного выбора и ответственности человека;

метапредметный:

 навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.

Основные термины и понятия:

ответственность, преднамеренность. Ситуация морального

выбора.

Оборудование:

учебник, карточки, таблицы

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: - Сегодня мы будем работать в парах, поэтому давайте вспомним правила для работы в парах:  Не ссориться, уметь договариваться, приходить к единому мнению.

Учитель: -  Сегодня мы продолжаем знакомство с нравственными качествами человека, а с какими вы уже познакомились на уроках?

Ответ учащихся

- Сейчас, я прочитаю высказывание известного русского писателя Ф.М.Достоевского, а вы должны определить о каком нравственном качестве человека идет речь.

«Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё».

Ответы уч-ся (Ответственность)

Учитель: Как вы понимаете смысл слова «ответственность»? Подумайте, близко ли оно по смыслу словосочетанию «отвечать за кого-то или что-то».

  1. Формулировка темы урока

Учитель: записываем в тетради число, тему урока «Ответственность»

  1. Словарная работа: предлагается учащимся три определения слова «ответственность».

карточка №1  - Необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях;

- Нравственное качество человека, которое позволяет ему задумываться над своими поступками, считаться с другими людьми, быть разумным.

- Эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.

       4.Целевая установка

Учитель: Теперь мы знаем определение слова «Ответственность», может  у вас появились  вопросы,  может вы, хотите чем-то поделиться со всеми, может, есть слова, которые вы до конца не поняли? Например: Какой отчет и перед кем мы должны отдавать? Что значит быть разумными? Почему мы должны считаться с другими? Почему появилась необходимость и обязанность? А какая бывает ответственность?

Итак, какую учебную задачу мы обозначим на уроке?

Ответ учащихся: Учебная задача урока:  - расширить знания об ответственности.

5.Работа с текстом

Учитель: Сейчас мы прочитаем басню на стр.61, знаете ли вы что такое басня?  Можно посмотреть в словаре на стр.144

…короткое произведение в стихах или прозе нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение – мораль «Мораль сей басни такова…» И.А.Крылов действующими лицами в баснях обычно выступают животные, растения, вещи, но высмеиваются пороки людей.

Какие басни И.Крылова вы знаете? (Ворона и лисица, Стрекоза и муравей, Слон и Моська, Квартет, Лебедь, Щука и Рак, Листы и корни и другие)

- Объясните, как вы поняли смысл истории про Эзопа и Ксанфа;

- Как вы считаете, можно ли сказать, что человек, отбросивший камень, обладал чувством ответственности? За кого он нёс ответственность?

     6.Работа в парах         - какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию.

        1. ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.

        2.Преднамеренность.  (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов)

        3.Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.

Что такое внутренняя обязанность человека? (способность человека задавать себе вопросы, прежде, чем совершать какой-либо поступок. )

 - Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? (чтобы проанализировать и не совершить порочных поступков)

Определите отношения  ответственности и заполните таблицу

Всё это можно назвать внутренней ответственностью человека – способность человека задавать себе вопросы, прежде чем совершать какой-либо поступок.

Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе вопросы?

КТО?   ЗА ЧТО?   ПЕРЕД  КЕМ?

      7. Давайте попробуем заполнить схему самостоятельно.

  Карточка №2

                Отношения ответственности

Кто несет ответственность?                              За что  человек несет ответственность

(Родители, дети, учителя, люди)                  (за поступки и действия)

Перед кем человек несет ответственность?

(Перед природой, обществом, друг перед другом)

Определите отношения  ответственности и заполните таблицу

Кто?

За кого?

Родители

Учителя

Дети

Ученики

Люди

Друг

Человек

8.Элемент театрализации (физкультминутка)

Покажите пантомимой, что вы несете тяжёлый груз.

- Как вы думаете, можно ли сравнить ответственность с тяжелым грузом? Почему?

Ответственность - это груз, и большинство людей склонны ответственности избегать. Чем более человек силен и развит, тем за большее он может, готов и хочет отвечать. Ответственность - это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Но ответственность - не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности.

   9.Домашняя работа 

Обсудить вместе с родителями “Как научиться быть ответственным” (можно составить Памятку, например,
1. Не забывать своих обещаний;
2. Выполнять порученные дела в срок;
3. Стараться выполнять на “совесть” и т.д.)

10. Итог урока

Рефлексия: - Сегодня на уроке я говорил об…

  - Сегодня на уроке я узнал о…

- Я думаю, в жизни мне это пригодится для…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...