Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»
опыты и эксперименты по орксэ (4 класс) по теме

Сарафанникова Людмила Петровна

Сегодня в каждом городе, в каждом малонаселенном пункте проживают вместе люди разных национальностей,  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного гражданина России. В связи с этим особое значение уделяется воспитанию и развитию таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx44.69 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»

Сегодня в каждом городе, в каждом малонаселенном пункте проживают вместе люди разных национальностей,  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного гражданина России. В связи с этим особое значение уделяется воспитанию и развитию таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основ.

 На основе определения образовательных потребностей обучающихся и по выбору родителей (законных представителей) учащихся нашим общеобразовательным учреждением было утверждено изучение модуля учебного курса: «Основы  религиозных культур и светской этики».  

        С 1 сентября 2014-2015 учебного года я начала преподавание модуля «Основы мировых религиозных культур и светской этики» нового учебного курса по программе  общеобразовательных учреждений для 4 класса.   Хотелось бы рассказать, что получилось за год  преподавания курса  и в чём были трудности.

      Основываясь на концепции курса  «Основы мировых религиозных  культур и светской этики», целью которого  является формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним.

Поэтому школа, кроме того, чтобы давать знания детям,  взяла на себя роль главного воспитателя. И, в первую очередь, учителя понимают, что, как бы ни менялся мир, мы обязаны прививать детям ценностные ориентиры.

     Для наиболее успешного достижения планируемых результатов обучения в работе на уроках использовались приёмы образовательной технологии развития критического мышления, технологическими этапами  которого являются следующие: фаза вызова, фаза осмысления информации, рефлексия.  

      На стадии вызова к общению в начале урока  использовались  различные воспитательные функции,  например с использованием   притчи:

Функцию зеркала, когда ученик может сравнить свои мысли, переживания с тем, что рассказывается в тексте и воспринять то, что соответствует его собственному опыту и представлению.

Функцию модели, когда ученик видит конфликтную ситуацию, в которой предлагаются возможные способы её разрешения с указанием на последствия.  

Функцию опосредования, где через модель ситуации ученик переносит  своё поведение в той или иной ситуации и, наконец.

Функцию хранения опыта, при которой материал  выступает  носителем  традиций и  является посредником  в межкультурных отношениях.

Применялись следующие виды учебных заданий по работе с притчами:

  • постановка учебных вопросов;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • выделение основных ключевых понятий, образов;
  • иллюстрирование притчи (в основном её смысла, вывода);
  • приём незаконченной притчи;
  • сравнение и сопоставление нескольких притч и т. д.

      Приведу пример работы с притчей «Морская звезда». Однажды во время прилива на берег принесло очень много морских звёзд. Наступил отлив и огромное количество их стало высыхать. Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море, чтобы они жили дальше. К нему подошёл человек и сказал: «Но это просто глупо, оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!» Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал…Вопросы:  предположите, что ответил мальчик?  Как бы вы поступили в этой ситуации? Согласны ли вы с мнением прохожего? А мальчик ответил: «Нет, мои попытки изменят очень многое… именно для этой звезды…»

       На стадии осмысления информации использовались такие методические приёмы,  как  приём «Ключевые слова», приём маркировки текста, пометок на полях (это я знал, это не знал, это интересно!),  приём  составления кластера, в котором учащимся нужно не только найти в информации определённые факты по проблеме, но и объяснить причины и сделать выводы.

При работе с текстом использовался приём постановки своих вопросов. Вопросы ставились различные: аналитические (как? в чём смысл?),  информационные (кто? что?когда?),  практические (применение в жизни) (как сделать так, чтобы…? каким образом это можно использовать в жизни?) и творческие (а что было бы, если…? как изменится…, если…?).

Прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.).

Прием «Нарисуйте счастье» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки).

Также использую элементы исследовательской деятельности по  рассмотрению простейших религиозных текстов учащиеся представляли свои творческие работы по итогам изучения курса: «Значение религии в жизни человека и общества»,  «Мое отношение к миру, людям, России».

     Рефлексия урока была организована с помощью следующих приёмов: ребята писали эссе, составляли синквейн к понятию или теме урока. Особенно нравилось учащимся в конце урока «выращивать» Дерево добра, на котором плодами становились добрые поступки за месяц в виде яблочек.

      Результатом проведённых уроков по данному курсу, на мой взгляд стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане мои ученики  научились осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, осмысливать  тексты, строить  свои речевые  высказывания. Отрадно отметить, что  ребята научились слушать собеседника, вести диалог. В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

      Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения оставят след в сердцах детей. Только так можно добиться эффективных результатов в воспитании нравственного гражданина России.

         В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и длится примерно до 12 лет. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от родителей и учителей, снижается ценность школы. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. На этом возрастном этапе именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности, а  безоценочная система уроков ОРКСЭ не сковывает детей. Они рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Через игровые задания пополняется словарный запас, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.   При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий,  как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.

Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия курса "Основы мировых религиозных культур" по теме: "Священные книги"

Данное занятие может быть проведено как в рамках курса "Основы религиозных культур и светсклй этики", так и во внеурочное время...

Презентация "Из опыта работы по курсу основы мировых религиозных культур"

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения.Методик...

уроки курса "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные сооружения"

Уроки подготовлены к курсу "Основы мировых религиозных культур"....

Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

В работе представлен опыт работы по предмету ОРКСЭ  по программе "Основы мировых религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я. Использование форм, технологии и приёмов работы с учащимис...

Доклад на районном семинаре учителей, преподающих ОРКСЭ Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»

Доклад на районном семинаре учителей, преподающих ОРКСЭИз опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»...

Разработка урока по учебному курсу «Основы мировых религиозных культур» Модуль «Основы светской этики». Тема "Нравственный поступок"

Урок  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Сборник рабочих программ. ...

Презентация к уроку по учебному курсу «Основы мировых религиозных культур» Модуль «Основы светской этики». Тема "Нравственный поступок"

Урок  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Сборник рабочих программ. ...