Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
статья по орксэ (4 класс) по теме

Лищенко Венера Таштимировна

В работе представлен опыт работы по предмету ОРКСЭ  по программе "Основы мировых религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я. Использование форм, технологии и приёмов работы с учащимися на уроках ОРКСЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по курсу «Оновы мировых религиозных культур и светской этики»

Учитель МАОУ ООШ № 52 г. Тюмени

Лищенко Венера Таштимировна

2014-2015 учебный год

Сегодня в каждом городе, в каждом малонаселенном пункте проживают вместе люди разных национальностей,  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного гражданина России. В связи с этим особое значение уделяется воспитанию и развитию таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основ.

        С 1 сентября 2013-2014 учебного года я начала преподавание модуля «Основы мировых религиозных культур» нового учебного курса по программе  общеобразовательных учреждений для 4 класса «Основы религиозных культур и светской этики». Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2011; программа курса к учебнику Сахарова А.Н, Кочегарова  К.А «Основы религиозных культур народов России». Кочегаров К.А., М., «Русское слово», 2011 г. и сегодня есть возможность представить педагогическую оценку собственного опыта. Хотелось бы отметить, что получилось за год  преподавания курса  и в чём были трудности.

       На основе определения образовательных потребностей обучающихся и по выбору родителей (законных представителей) учащихся нашим общеобразовательным учреждением было утверждено изучение двух модулей учебного курса: 1) «Основы мировых религиозных культур»  2) «Основы исламской культуры». Курс ОРКСЭ преподавался в  4 классе в течение учебного года: 1 час в неделю для каждого модуля (всего 34 часа).

      Основываясь на концепции курса  «Основы мировых религиозных  культур»,
целью которого  является формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу  с представителями других культур и мировоззрений, мною были определены педагогические задачи.  Одной из приоритетных задач в своей работе по курсу я определила достижение учащимися личностных и метапредметных результатов освоения курса «Основы мировых религиозных культур». Основываясь на этом были выбраны, на мой взгяд, оптимальные для ребят моего класса образовательные технологии, приёмы и форма организации деятельности учащихся на уроках.

       Опираясь на труды отечественных психологов о принципе единства общения и деятельности, а также исследования взаимосвязи общения и деятельности, в частности труды Алексея Алексеевича  Леонтьева, где общение в общем плане понимается как один из видов деятельности и групповое предметно-ориентированное общение также нацелено на решение социальных задач – организацию коллективного взаимодействия в процессе совместной деятельности, на уроках использовалась групповая  форма организации деятельности. Коммуникативное взаимодействие в групповой работе реализуется через решение не только поставленной дидактической (познавательной) цели, но и решение социальных задач. Учащиеся в результате такой работы приходят к выводу, что деятельность не получится успешной, если правильно не распланировать работу и правильно не организовать

общение. «Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности» (А.А. Леонтьев. Психология общения. 1974).

    Для наиболее успешного достижения планируемых результатов обучения в   первом полугодии на уроках использовались приёмы образовательной технологии развития критического мышления, технологическими этапами  которого являются следующие: фаза вызова, фаза осмысления информации, рефлексия, позволяющие делать акцент на творческой активности учащихся.   На стадии вызова к общению в начале урока широко использовались притчи, выполняющие различные воспитательные функции: функцию зеркала, когда ученик может сравнить свои мысли, переживания с тем, что рассказывается в притче и воспринять то, что соответствует его собственному опыту, функцию модели, когда ученик видит конфликтную ситуацию, в которой предлагаются возможные способы её разрешения с указанием на последствия,  функцию опосредования, где через модель ситуации ученик переносит  своё поведение в той или иной ситуации и, наконец, функцию хранения опыта, при которой притча выступает  носителем  традиций и  является посредником  в межкультурных отношениях. Применялись следующие виды учебных заданий по работе с притчами:

  • постановка учебных вопросов;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • озаглавливание притчи;
  • выделение основных ключевых понятий, образов;
  • иллюстрирование притчи (в основном её смысла, вывода);
  • приём незаконченной притчи;
  • инсценирование притчи;
  • сравнение и сопоставление нескольких притч и т. д.

      Приведу пример работы с притчей «Морская звезда» Однажды во время прилива на берег принесло очень много морских звёзд. Наступил отлив и огромное количество их стало высыхать. Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море, чтобы они жили дальше. К нему подошёл человек и сказал: «Но это просто глупо, оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!» Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал…Вопросы:  предположите, что ответил мальчик?  Как бы вы поступили в этой ситуации? Согласны ли вы с мнением прохожего? А мальчик ответил: «Нет, мои попытки изменят очень многое… именно для этой звезды…»

       На стадии осмысления информации использовались такие методические приёмы,  как  приём «Ключевые слова», приём маркировки текста, пометок на полях (это я знал, это не знал, это интересно!),  приём  составления кластера, приём «Фишбоун», в котором учащимся нужно не только найти в информации определённые факты по проблеме, но и объяснить причины и сделать выводы. При работе с текстом использовался приём постановки своих вопросов. Вопросы ставились различные: аналитические (как? в чём смысл?),  информационные (кто? что?когда?),  практические (применение в жизни) (как сделать так, чтобы…? каким образом это можно использовать в жизни?) и творческие (а что было бы, если…? как изменится…, если…?).  Во втором полугодии добавились элементы исследовательской деятельности по  рассмотрению простейших религиозных текстов. В  соответствии с планированием в четвёртой четверти учащиеся представляли свои творческие работы по итогам изучения курса: «Значение религии в жизни человека и общества»,  «Мое отношение к миру, людям, России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества». Активное участие ребята класса приняли в школьном празднике Дружбы народов, где выступили с песнями, приготовили блюда национальной кухни, подготовили нациоанльные костюмы.

     Рефлексия урока была организована с помощью следующих приёмов: ребята писали эссе, составляли синквейн к понятию или теме урока. Особенно нравилось учащимся в конце урока отметить «температуру атмосферы своей работы» на «Градуснике настроения»: дружелюбно, тепло, приятно, ноль, прохладно, холодно, плохо с помощью своих «сердечек». В течение учебного года «выращивали» Дерево добра, на котором плодами становились добрые поступки за прошедшую неделю в виде яблочек.

      Результатом проведённых уроков по данному курсу на мой взгляд стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане мои четвероклассники научились осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, осмысливать  тексты различных стилей и жанров, строить  свои речевые  высказывания. Отрадно отметить, что  ребята научились слушать собеседника, вести диалог. В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

       Из встретившихся затруднений хочу отметить,  что тексты в учебных пособиях оказались достаточно трудны  для восприятия учащимися моего 4-го класса.

        В конце учебного года среди родителей учащихся был проведён опрос, который выявил общее положительное отношение к курсу «Основы мировых религиозных культур». Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения оставят след в сердцах детей. Только так можно добиться эффективных результатов в воспитании нравственного гражданина России.