Главные вкладки

    Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    Шушпанова Ирина Вячеславовна

    Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл arhiv_winrar.rar666.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    У Р 0 К 30. Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»

    Цели урока: актуализация и обобщение знаний и представлений, полученных в процессе изучения курса.

     Воспитание доброты, чуткости, сострадания, сопереживания , доброжелательности.

    ЗАДАЧИ УРОКА:

    •        закрепление и обобщение изученного на предыдущих уроках;

    .,• продолжение знакомства с этической концепцией Л. Н. Толстого;

    • закрепление представлений о законах человеческого общежития;        .
    • развитие умения оценивать свои и чужие поступки с точки зрения нравственных ценностей;
    • создание перспективы на дальнейшее, знакомство с предметом изучения;
    • рефлексия по итогам изучения курса;
    • совершенствование умений в области коммуникации, умений выстраивать эффективную коммуникацию;
    • совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания;

    ; обогащение лексического запаса и формирование эрудиции.

    План урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Оборудование, источники и т. п.

    Актуализация знаний

    Подведение итогов выполнения домашнего задания

    Презентация итогов выполнения домашнего задания

    Постановка и формулировка проблемы

    Постановка вопросов для обсуждения; организация деятельности учащихся

    Ответы на вопросы; постановка вопросов; формулировка проблемы

    Классная (интерактивная) доска

    Планирование деятельности

    Запись

    вопросов

    учащихся

    Составление и запись плана

    Классная (интерактивная) доска

    Решение проблемы, применение знаний и умений

    Организация, работы с понятиями; организация работы с учебником; постановка вопросов для обсуждения; организация работы в группах

    Составление

    кроссворда;

    чтение;

    обсуждение;

    ответы

    на вопросы;

    работа

    в группах

    Учебник

    Рефлексия и оценивание

    Организация рефлексии

    Ответы на вопросы

    Домашнее задание

    Инструктирование; консультирование

    Работа над

    -итоговыми

    проектами

    Начинается урок с песни «Идти дорогою добра»

    -Вам известна это песня?

    -Как вы думаете, почему именно ее  мы сейчас услышали?

    -Правильно потому что у нас сегодня с вами урок так и называется «Идти дорогою добра»

    У вас на столах лежат карточки.  

    Продолжите предложение « Добро  – это…»

    А 3х учеников я вызываю к доске выполните задание. А или О.

    Актуализация знаний

    На прошлом уроке вы изучали этические учения Л.Н. Толстого

    Давайте вспомним его басню Муравей и голубка.

    Но не просто вспомним а проиграем при помомщи Бумажно-кукольного театра.  

    ♦ Обсуждение итогов выполнения домашнего задания. Учащиеся представляют свои инсценировки басен Л. Н. Толстого.

    Бумажно-кукольный театр «Муравей и голубка» по мотивам басни Льва Николаевича толстого.

    Ребята как бы вы назвали поступок голубки?

    А поступок муравья?

    Постановка и формулировка проблемы

    ♦ Учитель акцентирует внимание на том, что изучение «Основ светской этики» заканчивается и необходимо подвести итоги.

    Изучение предмета этики подходит к концу.

    Далее следует вопрос:

    - «А какой вопрос вы бы задали, чтобы подвести итоги изучения этики? »

    Посоветуйтесь с другом и запишите эти вопросы в свои карточки

    На листах записываются все варианты вопросов, заданных учащимися. Это могут быть: «Чем полезно было изучение этики? Что интересного мы узнали при изучении этики? Чему мы научились? Что бы мы еще хотели узнать? » и др. Проблемные вопросы могут быть записаны на доске или оформлены каким-либо другим способом.

    Планирование деятельности

    ♦ Записанные вопросы и будут планом деятельности на уроке, так как ни один вопрос нельзя оставить без внимания.

    -Ребята не только для вас, но и для вашего ровесника Игоря наступило время подвести итоги изучения предмета «Основы светской этики».  И конечно, его старшей сестре Юле тоже было интересно, что же узнал и понял братишка, что ему особенно запомнилось.  

    Решение проблемы, применение знаний и умений

    ♦ Кроссворд

    Перед вами кроссворд, который начал составлять Игорь  и он простит чтоб вы ему помогли.

    Придумайте вопрос – загадку для другой группы, ответом на которую будет данное  понятие.( у каждого свое)

    А сейчас я вам предлагаю узнать, что же узнал Игорь на уроках Светской этики. Для этого прочтем текст в учебнике на странице 139-141

     

    ♦ Чтение текста урока по ролям.

    Интерактивное задание

    Перед вами высказывание известных людей о добре,  вам нужно их соединить линиями. (По одному человеку от группы.)

    Прочитайте еще раз название урока. Как вы понимаете смысл темы урока?

    1. вы любите сказки?
    2.  В сказках встречаются добрые и злые персонажи?

    Ребята вам пришли письма от академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Но прежде чем его прочитать соберите пазлы. И приклейте их на картон.

    А теперь ребята я прошу встать тех, у кого на ваш взгляд получились положительные герои.  

    1. А на какого персонажа вы хотели бы быть похожими? Почему? 

    Соберите пазлы   и мы с вами сможем прочесть, что за письмо нам с вами прислал Дмитрий Сергеевич Лихачев.    

    1. Расскажите, как вы поняли, какой теме посвящены письма академика Д. С. Лихачева.

    1. Как вы думаете, помог ли прочитанный вами текст Д. С. Лихачева ответить на вопросы Игоря? Если да, то как?

    Я думаю, вы все совершаете только добрые дела, поэтому я вам предлагаю собрать бусы добрых дел 4 б класса.

    По очереди я к вам подхожу и вы называя свое доброе дело одеваете их на нитку.

    1. Слушая вас, я еще раз убедилась в том, что у вас добрые сердца.

    Мы с вами вспомнили о добре и зле давайте распределим данные слова в две группы при помощи стрелок.

    Распредели слова на две группы, при помощи стрелок.

    Обман,

    насилие,

    взаимовыручка,

    помощь,

    умение говорить правду,

    хвастовство,

    ложь,

    трудолюбие,

    мужество,

    честь,

    хвастливость,

    жестокость,

    скромность,

    милосердие,

    совесть

    трусость,

    зависть,

    жадность,

    честность,

    тактичность,

    болтливость,

    правдивость,

    хитрость,

    бестактность,

    лживость,

    малодушие,

    справедливость,

    выдержка,

    эгоизм.

    ♦ Чтение и обсуждение рассказа Ю. Ермолаева «Спор» в приложении (с. 170—172). Работу с текстом можно Организовать в группах. Вопросы и задания группам:

    1. Объясните, в чем состоит конфликт между мальчиками.

    1. Кто, на ваш взгляд, прав, а кто виноват?

    1. Предложите, как мальчикам разрешить спор таким образом, чтобы остаться друзьями.

    Составление кластера (Работа по группам)

    На что может быть похоже добро?  (на солнышко)

    В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Она согревает нас. Добрый человек любит людей, животных и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.

    Коснитесь ладошек друг друга. Что вы почувствовали? Какие они?

    Тепло наших сердец и рук давайте подарим всем окружающим.

    На партах - вырезанные ладошки.

    Волшебные ладошки станут лучиками  для нашего солнышка-доброты. Прежде чем их прикрепить, подумайте, чему научил вас предмет Светская этика, напишите это на своей ладошке и приклейте лучик к нашему солнцу.

    Давайте сравним совпало ли что ни будь с другой группой?

    Вот такое солнышко пусть живёт внутри каждого из нас, согревая всех. Совершайте добрые поступки и о вас всегда будут думать хорошо.   Ведь без добрых дел нет доброго имени.

    Рефлексия и оценивание

    ♦ Беседа с учащимися. Примерные вопросы для обсуждения:

    1. Чем были полезны уроки этики?

    1. Какие «вечные вопросы» мы обсуждали на уроках этики?

    1. Какие еще вопросы хотелось бы обсудить?

    ♦ Учитель предлагает, продолжить предложение: «Знание этики помогает мне...»

    Игра «Волшебный цветок добра».

    - Ребята, я приглашаю вас поиграть.

    Встаньте все в круг, вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать.

    - В моих руках ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зёрнышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.

    (Под музыку учитель подходит к каждому, и нежно прикасаясь к ладоням детей, кладёт в них невидимое зёрнышко).

    - А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышко посадите его внутрь себя.

    - Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах.

    - Но не забывайте об одном условии – оно прорастёт только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

    - Нарисуйте в своём воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в своё сердечко.

    - Вас овевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

    - Ребята, а теперь откройте глаза.

    Домашнее задание

    Составить план добрых дел на лето.

    Прочитать рассказ Ю. Ермолаева «Спор» с 170-172.

    На всякий случай

    1. Решите тест

    1)________________ - образец поступков людей и отношений между ними.

    2)________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

    3)Что считается добрым поступком?

                А. Забыть о неприятной просьбе

            Б. Дать списать домашнее задание

            В. Опоздать на неинтересную встречу

            Г. Помочь соседу по парте разобрать  задачу59218-Thinking-School-Boy-Doing-His-Homework

    4)Укажите поступки , которые одобряет общество

            А. обман

            Б. насилие

            В. взаимопомощь

            Г.унижение

    5)Что является последствием злых дел?

            А.  дружба

            Б.  радость

            В.  вражда

            Г.  мирное сосуществование

    6) Знания о добре и зле помогают людям

            А. проявлять заботу о близких

            Б. жить в мире

            В. Дружить

    Совместная работа.  Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Обман, насилие, взаимовыручка, помощь,  умение говорить правду,  хвастовство,  ложь, трудолюбие. Мужество, честь, хвастливость,  жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность,  тактичность, болтливость,  правдивость, хитрость,  бестактность, лживость,  малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

    Приведите свои примеры

    добро

    зло


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

    Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

    Урок "Идём дорогою добра"

    Задачи урока:                 - развивать у учащихся такие качества, как доб...

    Урок -путешествие "Дорогой добра"

    Конспект урока математики 3 класс "Табличное умножение и деление"...

    Внеклассное мероприятие. Тема: «Всегда идти дорогою добра»

    Придумано  кем – то  просто  и  мудроПри  встрече  здороваться  «Доброе  утро!»Доброе  утро!  Солнцу  и  птицам.Доброе  утро!  Улы...

    Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

    Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

    Урок доброты "Дорогою добра"

    Сценарий урока доброты...

    Конспект урока «Не совсем обычный урок. Прощение»

    Работа над формированием важнейших нравственных ценностей: чувства раскаяния и прощения; развитие умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки; воспитание уважительного от...