Главные вкладки

    Разработка урока по курсу ОПК
    план-конспект урока по орксэ (3 класс) на тему

    Суханова Татьяна Владимировна

    Задачи:

    1.        Конкретизировать с учащимися понятия «семья», показать, как традиционные религии России относятся к семье; подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают.

    2.       Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.

    3.       Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx242.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    АОУ СОШ №4 ст. Динская

    Разработка урока по курсу ОПК

    Учитель начальных классов

    Суханова Татьяна Владимировна

    Тема: «Семья». (Слайд № 1)

    Цели: (Слайд № 2)

    • формировать у детей понятие семьи; 
    • воспитывать любовь и уважение к своей семье;
    • развивать умение вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения.

    Задачи:

    1.  Конкретизировать с учащимися понятия «семья», показать, как традиционные религии России относятся к семье; подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают.
    2. Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.
    3. Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур.

    Оборудование: 

    компьютер, проектор, мультимедийная презентация, фотографии священных книг и семьей разных религиозных культур, текст, притчи и стихотворения, отрывки из источников разных религиозных культур.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Дети встают в круг. Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

    Из глубокого колодца (руки “О”)

    Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой)

    Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)

    Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

    Новый день оно начнет (руки вниз широко).

    (Слайд № 3)

    Учитель: С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

    2. Обсуждение выполнения домашнего задания. (Слайд № 4)

    - Какое определение вы дали слову «милосердие»? А ваши родители как считают? (работа со словариками)

    - Какой мир – милосердный или враждебный - помогает устанавливать принцип «Как ты к нам, так и мы к тебе»?

    - Как научиться милосердию?

    - Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди?

    - А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?

    3. Актуализация знаний.

    (Слайд № 5)

    Выбрать качества, которые характеризуют милосердного человека.

    1.

    доброта

    2.

    жадность

    3. сопереживание

    4.

    лень

    5.

    лицемерие

    6.

     вежливость

    7.

    лживость

    8.

    хвастовство

    9.

    дружелюбие

    10. сочувствие

    11.

    зазнайство

    12.

    грубость

    Ключ:

    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12

    СПЕЛРМОХЬЯОЙ

    (Слайд № 6)

    У меня есть мама,

    У меня есть папа,

    У меня есть дедушка,

    У меня есть бабушка,

    А у них есть я.

    Что это?            СЕМЬЯ.

    Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.)

    4. Работа над новой темой.

    А) Как вы думаете, на чём держится семья? ( Семейные ценности)

    Работа в группах.

    Чтение и обсуждение притчи.

    (Слайд № 7)

    «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…

    Какое это слово? ( « ПОНИМАНИЕ».) (Слайд № 8)

    Каждая группа выдвигает свои предположения.

    Б) Работа с источниками в группах. (Приложение)

    Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники, из которых должны выписать семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами.

    (Слайд № 9), (Слайд № 10), (Слайд № 11), (Слайд № 12)

    В) Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

    Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)

    Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны).

    - Давайте составим общие семейные ценности.

    5. Закрепление основных понятий урока.

    Составление семейных заповедей.

    - Какая семья называется дружной?

    О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.

    «Как появилась дружная семья». (Слайд № 13)

    Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?) 

    (Слайд № 14)

    Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

    Уважайте мнение всех членов семьи.

    Старайтесь понять каждого и если надо простить.

    Никогда не смейтесь над кем-то.

    Уважайте родственников.

    Почитайте родителей. И т. д.

    6. Рефлексия. (Слайд № 15)

    Законченные предложения.

    Мама и папа для меня самые…

    Я доверяю свои тайны…

    Я люблю бабушку за то….

    Свою семью я считаю…

    Родным я хочу пожелать…

    7. Итог урока. (Слайд № 16)

    Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно. Вы многое узнали, были активны. Мне хочется закончить урок словами:

    Берегите друг друга,

    Добротой согревайте.

    Берегите друг друга

    Обижать не давайте

    Берегите друг друга

    Суету позабудьте

    И в минуту досуга

    Рядом вместе побудьте.

    Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание,

    свято храните честь своей семьи.

    8. Домашнее задание. (Слайд № 17)

    * Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.

    * Написать сочинение о своей семье (по желанию).

    (Слайд № 18)

    ПРИЛОЖЕНИЕ.

    Семья в православной культуре.

    Cемья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

    В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке». Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом.

    Любовь - основа основ семьи и православия.

    Семья в иудейской религиозной  культуре.

    Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.

    Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.

    Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».

    Семья в исламской религиозной культуре.

    В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…».

    Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

    Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

    Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

    Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

    Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

    Семья в буддистской религиозной культуре.

    Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

    Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

    Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям  

    Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

    Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

    Использованная литература:

    • История русской литературы. С-Пб., 1880 г.
    • Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия под ред. Померанцева Э. В., М., 1963 г.
    • Первые шаги к христианским традициям. Сост. Н. А. Фомина, Минск, 2004 г.
    • Использованы фотографии
    • Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учебн. пособ. для общеобразоват. учрежд. / А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2010.

    Интернет ресурсы:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"

    Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...

    Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

    Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

    Методическая разработка урока по курсу «Основы шахматной игры».Тема урока: «Матовые комбинации. Тема блокировки» (второй год обучения)

    На уроке рассмотривается новый тактический приём – блокировка, раскрывается содержание приёма, который позволяет ставить мат, формируется способность действовать в уме,  развивается память, внима...

    Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

    Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

    Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".

    Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...

    Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».

    Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

    Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...