Выступление на тему : Организация курса ОРКСЭ.
статья по орксэ (4 класс) на тему

Особенности организации курса ОРКСЭ.

1.Необходимость введения нового предмета в школах России.

2. Процесс деления на модули в нашей школе.

3.Цели изучения в школе основ православной культуры.

4.Задачи изучения основ православной культуры.

5.Методы и технологии изучения «Основ православной культуры».

6.Проект помогает достичь цели курса ОПК.

7.Качества личности, формирующиеся в результате проектной деятельности.

8. Проект ”Храмы г. Владимира”.

9.Храм святого Великомученика Георгия Победоносца.

10.Экскурсия в Свято-Георгиевский храм.

11.Проект «Православные праздники»

12.Рождество в храме.

13.Проект « Православная Пасха».

Заключение

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

           Особенности организации курса ОРКСЭ.

1.Необходимость введения нового предмета в школах России.

21 июля 2009года Президент РФ Д. А. Медведев поддержал идею преподавания в школе дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение. « … мы должны воспитывать порядочных, приличных, терпимых, честных граждан, которые с интересом  относятся к окружающему миру, с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограждан».

С 2012-2013 учебного года во всех школах России в 4-х классах  был введён новый предмет - ОРКСЭ( Основы религиозных культур и светской этики.) Курс рассчитан на 34 часа. Этот предмет включает в себя 6 модулей:

-Основы православной культуры.

-Основы буддийской культуры.

-Основы исламской культуры.

-Основы иудейской культуры.

-Основы мировых религиозных культур.

-Основы светской этики.

Право выбора изучаемого модуля было возложено на родителей.

2. Процесс деления на модули в нашей школе.

В 2011-2012 учебном году мы провели родительские собрания, на которых сначала завуч начальной школы, а затем учителя 3-х классов познакомили родителей с новым учебным курсом.

Свои предпочтения в выборе направления изучения ОРКСЭ родители подтвердили письменно в заявлениях. Выбор пал на 3 модуля:

1. Основы мировых религиозных культур.

2. Основы православной культуры.

3. Основы светской этики.

Таким образом, нам пришлось формировать группы из разных классов для изучения каждого модуля. Перед переходом в 5 класс этот опыт миграции для них оказался полезен, т.к., более близкое знакомство с учащимися из соседних классов и умение приспосабливаться к другим учителям  и условиям развивают коммуникативные УУД.

Из предложенного перечня учебников учителя  будущих 4-х классов выбрали комплект учебников издательства «Просвещение». Я выбрала для преподавания курс «Основы православной культуры», т. к. считаю, что. живя в одном из древних городов России, богатом православными традициями, наши ученики обязаны к ним приобщиться.

3.Цель изучения в школе основ православной культуры помогать:

- Школьнику вырасти добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным к учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи и благожелательно  относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений;

-Семье воспитывать добронравных сыновей и дочерей, продолжателей своего рода;

-Школе выпускать свободных и ответственных граждан России.

4.Задачи изучения в школе основ православной культуры:

-Ознакомление с базовыми понятиями нравственности: добро и зло, правда и ложь

- Воспитание благодарности, дружелюбия, честности, осторожности, ответственности, трудолюбия, милосердия.

-Формирование представлений о духовно- нравственных ценностях семьи, общества, государства.

-становление доброго (нравственного) поведения путём привития вкуса к добрым стремлениям, а, главное, к добрым поступкам и делам.

-Воспитание патриотизма и высокой гражданственности.

Я работаю по учебнику  А.В. Кураева « Основы православной культуры». Наиболее значимые для меня темы: «Совесть и раскаяние», «Храм». «Икона». Вызывают трудности при подготовке темы, связанные со знанием Библии и Евангелия.

5.Методы и технологии изучения «Основ православной культуры».

Изучение модуля  «Основы православной культуры» предполагает использование системы современных методов и технологий духовно-нравственного воспитания, ориентированного на ценности православного христианства. Оно не может и не должно ограничиться словесным изложением материала учителем с последующим ответом учащихся на вопросы репродуктивного характера.

Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и засидательных способностей, на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей, таких как информационная, коммуникативная, социальная, которые успешно формируются в результате проектной деятельности учащихся.При проведении курса я использую урок - проектную деятельность, организацию экскурсий.

Остановимся подробнее на таких формах работы, как проект и экскурсии.

Проект-это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

6.Проект помогает достичь цели курса ОПК.

“Единственный путь, ведущий к знаниям,- это деятельность”.

Бернард Шоу

Проект наилучшим образом помогает окунуть учащихся в активную поисковую деятельность.

Создавая проект, дети работают с удовольствием.”Учение с увлечением”-вот залог успеха проектной деятельности.

Осуществление проектов на уроках “Основы православной культуры” помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции .Примером может служить проект “Православные праздники”,во время которого дети знакомились с традициями проведения этих праздников.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них; появляются навыки нравственного самоанализа. Например, при изучении темы “Милосердие и сострадание” дети писали сочинение на тему “Милосердные дела”.А при изучении темы “Совесть и раскаяние” – сочинение “Что такое грех”,где анализировали свои и чужие поступки, что развивает морально-нравственные качества.

7.Качества личности, формирующиеся в результате проектной деятельности.

Участие в ученических проектах требует от ребёнка:

-умение координировать свои усилия с усилиями других.

-умение добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

-умение реализовывать оригинальные идеи,

,научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

Проектная деятельность даёт возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания. Работа над проектом Храмы города Владимира

Расширила знания детей о своём городе.

Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта

Ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. Проект даёт ребёнку возможность найти себя-определить, понять, проверить, уточнить свои интересы ,попробовать собственные силы.

Дети очень любят рисовать проекты.

Например, на уроке по теме “Совесть и раскаяние” мы выпускали стенгазету ”Грехи”,в которой каждый ученик изобразил грех,как он его понимает. Во время урока на тему “Чудо в жизни христианина” издавали книгу “Добродетели”.Все эти мини-проекты для меня ещё ценны ещё и тем,что помогают детям осознать абстрактные,довольно сложные для понимания вещи.

                              8. Проект ”Храмы г. Владимира”.

Одна из форм познания мира,источник исследовательской деятельности –поездки,экскурсии,походы,посещение выставок,встречи с интересными людьми.

В.А. Сухомлинский сказал: «Идите в поле,парк,пейте из источников мысли,и это живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями,пытливыми,любознательными людьми и поэтами”.

Групповой исследовательский проект “Храмы города Владимира” познакомил учащихся с красивейшими православными храмами нашего города такими как Успенский собор и Дмитриевский собор. Дети представляли свой проект в виде экскурсий…

                9.Храм святого Великомученика Георгия Победоносца.

Департамент образования и Владимирская епархия заключили соглашение о сотрудничестве. За каждой Владимирской школой закреплен один из храмов. Наша школа поддерживает связь со Свято-Георгиевским Храмом.

Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в настоящее время является местом по работе с городской молодежью,организует семинары,обучающие программы для подрастающего поколения,проводит постоянную просветительскую работу в общеобразовательных учреждениях. В начале ноября настоятель храма отец Зосима пригласил учителей нашей школы на встречу, с которой началось наше сотрудничество.

10.Экскурсия в Свято-Георгиевский храм

В середине ноября мы совершили экскурсию в храм Георгия Победоносца уже с детьми. Я раздала детям памятки посещения храма.

Мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними  убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они…

Девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Во время экскурсии отец Зосима рассказал о внешнем  и внутреннем устройстве храма, об иконах и о том, для чего к ним ставят свечи.

Эта экскурсия дала начало исследовательскому проекту « История создания  Свято-Георгиевского храма, во время которого учащиеся искали информацию по вопросам истории создания, строительства храма, формировали базу фотографий.

23 ноября 2013 года пришло приглашение на имя директора школы на престольный праздник « Введение в храм  Пресвятой Богородицы». Дети с большим удовольствием восприняли это сообщение и 4.012.12 мы снова приехали в этот храм. На этой службе присутствовали операторы с областного телеканала. Они сняли видеосюжет, в который мы с ребятами тоже попали: во время крестного хода вместе с прихожанами несли иконы. Затем  празднование продолжилось в трапезной, где всех собравшихся  угощали праздничными блюдами. Здесь же состоялся праздничный концерт (пение романсов и русских народных песен), в котором  дети приняли активное участие. У ребят осталось много впечатлений, о которых они поделились с родителями и друг с другом .

11.Проект «Православные праздники»

Эта встреча послужила началом группового проекта «Православные праздники», во время

которого учащиеся не только теоретически, но и на практике познакомились с историей возникновения и традициями проведения следующих праздников:

1.Введение в храм Пресвятой Богородицы.

2.Рождество Христово.

3.Крещение Господне.

4.Масленица.

5.Пасха.

6.Троица.

Всю теоретическую часть учащиеся представили в виде газет, выполненных в группах.

Очень важно, чтобы проект предусматривал не только самообразование, но и имел социальную направленность: я что-то знаю, чему-то учусь не только для себя, но и могу поделиться результатами своей деятельности с теми, кому это нужно. Благодаря этому повышается значимость образования в глазах детей, усиливается их учебная мотивация.

Для детей из других модулей ОРКСЭ учащиеся группы ОПК рассказали о содержании своих газет, выступив в роли экскурсоводов.

12.Рождество в храме.

В начале января мы вновь получили приглашение из Свято-Георгиевского храма на Рождественскую Ёлку, которая состоялась 14 января. Подарки ребятам вручал глава нашего города Сахаров С.В. Во время празднования состоялся концерт академической музыки. Детям это мероприятие очень понравилось.

Кроме Свято–Георгиевского храма мы сотрудничаем с Детским Музейным центром

«Палаты». Праздник Масленицу мы отмечали в ДМЦ, где приняли участие в представлении весёлыми играми, которое закончилось чаепитием с блинами.

                        13.Проект « Православная Пасха».

Долгосрочный проект « Православная Пасха» был рассчитан на 2 месяца. В начале марта каждая группа получила задание:

1 группа - историки -готовили сообщения об истории возникновения этого праздника.

2 группа – краеведы - готовили материал о традициях празднования Пасхи.

3 группа- искусствоведы -готовили сообщения о картинах русских художников про Пасху. 4 группа –поэты- искали и учили стихи русских поэтов про Пасху.

Каждую неделю дети приносили материал  по своей теме. 7 мая состоялась презентация этого проекта.

Заключение

Первый год обучения предмета ОРКСЭ подходит к концу. Хочется подвести итоги. Если год назад многие родители новый курс принимали настороженно, боясь религиозной направленности. То, сейчас, как показывает анкетирование, они изменили своё мнение. Детям, как считают они, предмет нравится. Проводя анкетирование среди учащихся, спрашивала, что больше всего запомнилось учащимся на уроках ОРКСЭ. Всем детям запомнились экскурсии, а также проектные  и групповые формы работы.

 Таким образом, активные формы работы- проектная и экскурсии- способствуют формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводят процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г. Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Выступление по теме "Организация различных видов деятельности в начальных классах в условиях здоровьесбережения".

Выступление по теме "Организация различных видов деятельности  в начальных классах в условиях здоровьесбережения".        Забота о здоровье детей подводит...

Выступление по теме:"Организация внеурочной деятельности"

В своём выступлении старалась отразить все формы и методы работы в проведении внеурочных занятий по курсу"Земля-наш дом"...

Презентация на тему "Особенности организации курса ОРКСЭ "

Презентация на тему "Особенности организации курса ОРКСЭ "...

Выступление на тему «Проектирование уроков ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Материал содержит разъяснения как спроиктировать урок по ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС....

Выступление на тему «Проектирование уроков ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

В данном материале рассказано о том, как построить современный урок по ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Указаны особенности курса ОРКСЭ. Подробно описаны этапы проектирования урока....