Особенности преподавания курса ОРК и СЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему

                                               Основные особенности:

·        преподавать данный курс  в  школе будут светские педагоги;

·        курс имеет не вероучительный,  а культурологический характер;

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

1) Отечество

2) семья

3) культурная традиция. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_prepodavaniya_ork_i_se.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преподавания курса

ОРК и СЭ

        

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Особенность  этого предмета – в насыщенном духовно-нравственном наполнении, он является культурологическим, а не религиозным. Его цель - развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добрые и злые намерения, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяет направленность большинства тем как в историческом, так и в современном контексте. Их содержание объединено ключевыми понятиями, базовыми ценностями: Отечество (Россия, малая родина), семья, человек, общество, традиция, нравственные ценности, жизнь и её идеалы. Эти традиционные ценности лежат в основе учебно-воспитательного процесса.              

Возраст обучающихся выбран не случайно, ведь именно в этом возрасте у детей обостряется интерес к извечным вопросам: что такое хорошо и что такое плохо?

           Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».

Основные особенности:

  • преподавать данный курс  в  школе будут светские педагоги;
  • курс имеет не вероучительный,  а культурологический характер;

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

1) Отечество

2) семья

3) культурная традиция.

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;

У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким   и  в  конечном счёте продуктивным.

Важно с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, «нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

              Большинство родителей в той или иной мире ощущают недостаток живого общения с детьми. К сожалению, на разговоры о главном – о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остается слишком мало времени, хотя семья психологически и физически защищает ребенка, создает необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование.

Особенностями преподавания предмета  также является использование   таких подходов, как:

  • целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
  • активизация познавательной активности школьников;
  • создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширять мотивационные условия изучения курса нужно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий  на печатной основе нужно использовать электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы,  оригинальные документы,   произведения художественной литературы и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательства  правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями. В результате  этой работы школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В начальной школе  (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

        Все обозначенные выше формы работы призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрена роль преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальных классах средней школы. Приведена методика преподавания основбезопасности жизнедеятельности в начальных классахв условиях ...

Презентация "Особенности преподавания в первом классе при реализации ФГОС НОО"

К данной презентации прилагается текст доклада по теме....

Особенности преподавания иностранного языка в начальной школе/

Материал предназначен для учителей иностранного языка, работающих в начальной школе....

Особенности преподавания математики в Образовательной системе «Школа 2100» по учебнику Демидовой Т.Е.

В работе раскрыты особенности преподавания математики в Образовательной системе "Школа 2100" средствами учебника Демидовой Т.Е. Объяснён принцип минимакса при планировании урока.Отмечена направленност...

Особенности преподавания курса ОРКСЭ

Введение в школе курса ОРКСЭ вызвало со стороны родителей множество опасений. Они не понимали, для чего это необходимо детям и что они будут делать.Необходимо уже в конце 3 класса провести родительско...