Особенности преподавания курса ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему

Введение в школе курса ОРКСЭ вызвало со стороны родителей множество опасений. Они не понимали, для чего это необходимо детям и что они будут делать.

Необходимо уже в конце 3 класса провести родительское собрание, на котором родители выбирают один из модулей. Учитель должен раскрыть цели и задачи курса, детально познакомить родителей с содержанием учебника, формами и методами педагогической работы с детьми. Можно пригласить на собрание учителей, которые  вели этот курс.   Результаты должны быть зафиксированы протоколом родительского собрания и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка. 

Одна из особенностей курса то, что курс безотметочный, но  зачётный.

Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как  оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одной из особенностей курса ОРКСЭ является обязательное педагогическое партнёрство учителя и родителей.

Введение в школе курса ОРКСЭ вызвало со стороны родителей множество опасений. Они не понимали, для чего это необходимо детям и что они будут делать.

Необходимо уже в конце 3 класса провести родительское собрание, на котором родители выбирают один из модулей. Учитель должен раскрыть цели и задачи курса, детально познакомить родителей с содержанием учебника, формами и методами педагогической работы с детьми. Можно пригласить на собрание учителей, которые  вели этот курс.   Результаты должны быть зафиксированы протоколом родительского собрания и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.  

В ходе изучения курса необходимо сотрудничество с родителями. Формы работы с родителями :

- проведение родительских собраний;

- система домашних заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс;

- участие в подготовке и проведение школьных семейных праздников;

- участие в подготовке проектов и творческих работ;

- участие в выставке детских художественных работ;

- изготовление и дегустация блюд национальной кухни.

Одна из особенностей курса то, что курс безотметочный, но  зачётный.

Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как  оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.?

Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля,  позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка должна решать как минимум две основные задачи:

- подведение итогов работы;

- сравнение (с самим собой).

Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности.

Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.

Критерии результатов усвоения курса

Инструментарий

Предметные результаты:

- знание и принятие ценностей;

- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;

- осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни.

   - тесты,

   - составление словарей терминов и понятий,

   - контрольно - измерительные материалы,

   - защита проектов.

Метапредметные результаты

   - творческие работы,

   - участие в конференциях,

   - диспуты,

   - ролевые игры,

   - тесты,

   - тренинги.

Личностные качества

  - карта наблюдений,

  - диагностика качеств личности,

  - портфолио.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются следующие виды мониторинга:

- стартовые и итоговые проверочные работы;        

- тестовые диагностические работы;

- текущие проверочные работы;

- портфолио ученика.

Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень знаний, необходимый для обучения.

Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку действий, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.

Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает защиту проекта по основным темам учебного периода.

Для диагностики теоретических знаний разрабатываются  поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты,  результат в которых оценивается словами «молодец», «очень хорошо», «хорошо».

Тестовые задания предлагаются всех видов тестов:

- множественный выбор (с единственным правильным ответом и с несколькими правильными ответами);

- заполни пропуски;

- верно/неверно;

- соотнеси;

- краткий ответ;

- электронные тесты, выполненные в программе «Cаptivаtе»;

- контрольные тесты.

Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся Портфолио ученика.

Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.

Динамика результативности усвоения курса  учащимися фиксируется учителем.

Привычную  форму  письменной  контрольной  работы  можно дополнить  такими   формами  контроля  результатов, как:

- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

- бальная шкала;

- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);

- результаты учебных проектов.

Динамика результативности усвоения курса  учащимися фиксируется учителем.

1.        Педагогическое наблюдение.

•        Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке.

•        Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.

•        Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.

•        Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.

•        Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.

Данные наблюдений  могут быть  зафиксированы в портфолио   ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.

2.        Ведение бальной сетки.

Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу, по которой будут начисляться баллы. Например:

•        активная работа на уроке — 1 балл,

•        выполнение домашнего задания — 2 балла,

•        активное участие в групповой работе — 2 балла,

•        выполнение творческого задания — 3 балла,

•        выполнение дополнительного задания — 3 балла,

•        составление проекта — 4 балла и т. д.

3.        Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).

Самооценка должна присутствовать и в повседневной жизни.

Возможный вариант самооценки:

Перед выполнением с.р. учитель обсуждает с учащимися критерии успешности её выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы в соответствии с критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с выставленными ребёнком баллами ставит свои.

 Используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки.  

Базовые критерии достаточно просты:

•        Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

•        Я мог выполнить работу значительно лучше;

•        Я плохо работал на уроке.

Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполнять их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть 34 по количеству уроков, а количество столбцов предлагает учитель сам или совместно с обучающимися. Можно предложить цветовое  или символическое оформление.

Дата

Я хорошо выполнил свою работу на уроке

Я мог выполнить работу значительно лучше

Я плохо работал на уроке.

06.09.12

13.09.12

20.09.12

4.         Защита проекта.

Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Тему проекта ребята выбирают самостоятельно.  Например «Ценности и традиции моей семьи и моего рода», «Без друзей меня чуть-чуть». Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.

Защита может проходить в разных формах:

  • в форме праздника с приглашение зрителей;
  • в форме конкурса с приглашением жюри;
  • в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.

Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся  сформированы все  группы  универсальных учебных действий.

На заключительном занятии можно предложить детям анкету. Также на последнем родительском собрании можно предложить анкету для родителей, насколько изменилось их отношение к данному курсу.

Ведение документации

По комплексному курсу составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

Классный журнал является главным документом учителя  и  заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.

Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету.

Я желаю всем успехов в изучении нового курса ОРКСЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе " Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ"

В данном эссе я постаралась выразить свое мнение о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 4-х классах. Прослушав курс лекций на курсах, пообщавшись с родителями, познакомившись...

Преподавание курса ОРКСЭ (модуль Светская этика)

Все больше и больше людей приходят ныне к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая сумма наук сама по себе не в со...

Использование активных и интерактивных методик в преподавании курса ОРКСЭ

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методик. Какие же их них можно применять в ходе изучения курса ОРКСЭ?...

Преподавание курса ОРКСЭ

Можно использовать на родительских собраниях....

Организация проектной деятельности в преподавании курса ОРКСЭ

Презентация поможет педагогам-тьюторам в проведении занятия по данной теме....

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...