конкурсный урок по ОРКСЭ по теме "Правда и ложь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок по модулю "Основы светской этики" с технологической картой и презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx33.22 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Предметная область: Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России.

Курс ОРКСЭ, учебник «Основы светской этики» под ред. Т.Д.Шапошниковой.

Тип урока: проблемный урок.

Тема: «Правда и ложь».

ЦЕЛЬ: Формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению.

ЗАДАЧИ:- Дать определение понятиям «правда» и «ложь»;

               - помочь осознать важность честных поступков и слов;

               - выяснить, что человек несет ответственность за ложные слова;

              - развивать умение излагать и аргументировать свою точку зрения, слушать   собеседника;

             - развивать умение работать в группе;

         - формировать навыки смыслового чтения текстов различных  жанров.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Тексты произведений: В.А.Осеева «Что легче?», В.Ю.Драгунский  «Тайное становится явным»,  Л.Н.Толстой «Лгун».

Компьютер, проектор.

Учебник «Основы светской этики»: М.: Дрофа, 2012,  словари, карточки с заданиями.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: драматизация, диалог, различные виды чтения, обсуждение прочитанного, работа в группах, самостоятельная работа.  

Содержание взаимодействия педагога и учащихся:

п\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

I.

II.

III.

IV.

V.

VI.

VII.  

  Оргмомент

 Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию.

   

   

   

   

 

«Открытие»

 нового знания

   

   

Поиск решения проблемы.

   

   

   

  Решение проблемы.  

     

Рефлексия «Комплимент»

Проблемное домашнее

  задание.

   

     Приветствие. Пожелания.

- Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок, и мне бы хотелось, чтобы он прошел интересно, мы открыли бы новые знания, поделились мнениями друг с другом, почитали, ответили на вопросы, с пользой провели время. Поднимите руку, кто присоединяется к моим пожеланиям.

1.Я предлагаю начать с просмотра отрывка из известной вам сказки. Выступление приготовили Ваня, Юля и Рая.

  2. Диалог, подводящий к   формулировке проблемы.

     - В какой ситуации морального выбора   оказалась Чернавка?

   - Почему она потупила таким образом?

   - Есть ли что-то в ее действиях, что вызывает у вас вопросы?

- Почему Чернавка сказала неправду?

3. Формулировка проблемного вопроса.

- По разным причинам люди иногда говорят неправду, или, как мы с вами говорили на прошлых уроках, оказываются в ситуации морального выбора. Давайте определим, о каком выборе пойдет речь сегодня на уроке.

- Послушайте цитату из библии и определите, о каком понятии идет речь.« Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.»

- Назовите антоним к слову «ложь».

- Кто попробует сформулировать главный вопрос нашего урока?

Организация поисковой деятельности уч-ся.

- Мы убедились на примере Чернавки, что люди не всегда говорят правду, так как же узнать правильный ответ на главный вопрос нашего урока?

- В каких источниках мы можем поискать информацию?

- Правильно. Для начала давайте определим понятия, о которых идет речь.

- Исходя из определения, назовите синонимы к слову «правда».

1.- На прошлом уроке мы говорили о нравственном качестве человека, которое позволяет ему задумываться над своими поступками. Какое это качество?

- Перед кем несет ответственность человек, сказавший неправду?

- Верно, а еще перед законом. В УК РФ есть статья №307, которая называется «Заведомо ложные показания».(приложение1)

- Прочитайте текст статьи.

- Какие наказания могут быть применены к человеку, который лжесвидетельствовал?

- Какую возможность дает закон человеку уже давшему ложные показания?

- Итак, какой ответ на наш главный вопрос мы нашли в законе?

2.

- А теперь обратимся к народной мудрости. Поработаем в группах.

Задание – собрать из слов пословицу.

- Окончание работы сигнализируем поднятыми вместе руками, и  не забываем о девизах.

-Проверим работу. Читайте пословицы, которые у вас получились и сверяйте с написанными на слайде.

- Итак, что почитали и уважали наши предки?

3.Многие писатели посвящали свои произведения теме выбора между правдой и ложью. Поработаем с текстом.

- Прочитайте рассказы Л.Н.Толстого «Лгун», В.Осеевой «Что легче?», В. Драгунского «Тайное становится явным», выберите и напишите ту пословицу, которая точнее раскрывает главную мысль произведения. (Приложение 2)

- Проверьте свою работу по стрелкам на слайде. Покажите знак +  кто справился с заданием правильно.

- Итак, мы еще раз убедились, что ложь приводит к отрицательным последствиям.

4.

- Возьмите оставшуюся карточку. Она для каждого индивидуально.

- Прочитайте описание ситуации, обведите, какой из предложенных выходов вам ближе.(приложение 3)

- Прочитайте ваш вариант ответа и объясните свой выбор.

- Какие ответы мы услышали?

- Что же происходит, когда нужно осуществить выбор в реальной жизни?

- Получается, что нет однозначного ответа на наш вопрос. Каждый делает выбор в той или иной ситуации самостоятельно. Принимая решение, помните о совести и об ответственности.

- Скажите, с кем вам сегодня было приятно работать? Кого вы хотите похвалить? Почему?

- А закончить наш урок мне хочется словами из древних книг: «Даже о правде следует умолчать, если она принесет несчастье.»                    

Дома я прошу вас сделать письменные рассуждения по отношению к данному высказыванию. Начните с предложения. Я согласен (или не согласен) с тем, что……

Могу привести пример…..

- У кого есть вопросы?

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Заранее подготовленные ученики инсценируют отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Высказывают различные мнения.

Дети называют тему урока.

Находят в толковом словаре, в словаре Ожегова

определение слов «правда», «ложь». Зачитывают.

Ответственность – это черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.

Читают текст, отвечают на вопросы.

Читают слова, составляют пословицу.

Осуществляют самоконтроль.

Читают текст, определяют основную мысль, соотносят с пословицей, формулируют высказывание.

Осуществляют самооценку.

Индивидуально работают  по карточкам.

Аргументируют свои ответы.

Высказывают своё мнение.

.

Личностные: формировать мотивацию учения.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений

Познавательные:

формулирование выявленной проблемы.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Коммуникатив-ные: определение способов взаимодействия, сотрудничество в сборе информации.

Познавательные:

анализ информации, установление связей, обоснование.

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка результата.

Коммуникатив-ные:оценивание действий одноклассников.

Прогнозируемый результат:  так как вопрос, поставленный на уроке,  философский, то главными результатами  я выделяю личностные (формирование основ нравственной личности, оценивание учащимися усваиваемого содержания, исходя из моральных ценностей, осознание важности правильного выбора).

Далее приведены высказывания, взятые из выполненного учащимися  домашнего задания.

Я думаю, что лучше сказать правду, и будет легче на душе, и тебя не будет мучить совесть.(Попов Максим)

Правду говорить нужно, но иногда она может ранить человека, поэтому нужно его сначала подготовить морально.

Иногда правду нужно просто смолчать, чтобы не ранить психику. Например, пропал любимый котенок у малыша, а взрослые узнали, что он попал под машину. Малышу лучше сказать, что он скоро вернется и купить похожего котенка.(Голубев Саша)

Я считаю, что правду стоит сказать, ведь так говорится в пословице:"Горькая правда, луче, чем сладкая ложь."(Сорокин Ваня)

Если правда принесет несчастье, тогда можно говорить неправду. Есть даже такое выражение :"Ложь во спасение". Но в других случаях всегда надо говорить правду.(Беширова Раксана)

Я согласен с высказыванием, потому что моя мама в больнице, и я получил двойку. Я ей не говорю, а когда она придет, я ей скажу. (Бушумов Андрей)

Лучше сказать правду. Ложь обязательно обнаружится и будет плохо. Если соврешь, то можешь подставить другого человека. Тем, кто постоянно врет, перестают верить, и у них нет друзей. "За правду бьют меньше",- так говорят. Честным людям жить легче (Макаров Дима)

Родителям ты всегда должен говорить правду! Можно немного солгать, если тебе не понравился подарок подруги, чтобы ее не обидеть.

Нужно ли говорить бабушке, что ее внучка заболела гриппом? Такая правда принесет лишь ненужные переживания.

Человек должен сам решать, всегда ли нужно говорить правду. Но обманывая близкого человека, чтобы избежать ссоры, мы делаем отношения фальшивыми, а это каждый из нас все равно почувствует.

Всегда нужно говорить правду, если ты попал в беду.(Александрова Юля)

Приложение 2 (раздать детям в зависимости от уровня чтения)

Л.Н.Толстой    Лгун


Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Валентина Осеева                      Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся:

— Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

— А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка— глядь, лесной сторож идёт.

— Нет, — говорит, — в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него

тётка да и простила.

В.Драгунский               ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

(в сокращении)

     
Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
      - ...Тайное всегда становится явным.
      И когда она вошла в комнату, я спросил:
      - Что это значит, мама: "Тайное становится явным"?
      - А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, - сказала мама. - Понял?.. Ложись-ка спать!
      Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.

…..
           - Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
      Ну еще бы... Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:
      - Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!
      Тогда мама улыбнулась:
      - Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни - ты должен съесть все до дна!
      И мама ушла на кухню.
     ….

И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.
      В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:
      - Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! - И она меня поцеловала.
      В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
      - Здравствуйте! - и подошел к окну, и поглядел вниз. - А еще интеллигентный человек.
      - Что вам нужно? - строго спросила мама.
      - Как не стыдно! - Милиционер даже стал по стойке "смирно". - Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!
      - Не клевещите. Ничего я не выливаю!
      - Ах не выливаете?! - язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: - Пострадавший!
      И к нам вошел какой-то дяденька.
      Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.

     
На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша….

      Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
      - Извините, пожалуйста, - сказала она тихо, - разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!
      И они все трое вышли в коридор.
      А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
      - Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
      Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
      - Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:
      - Да.

Приложение  1

Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод
       1. Заведомо ложные показание свидетеля, потерпевшего либо заключение эксперта, а равно заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования —
       наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.
       2. Те же деяния, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, —
       наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Примечание.
       Свидетель, потерпевший, эксперт или переводчик освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства до вынесения приговора суда или решения суда заявили о ложности данных ими показаний, заключения или заведомо неправильном переводе.

Приложение  3 (карточка для индивидуальной работы)

Ребята сговорились всем классом уйти с урока. Ты считаешь, что это неправильно.

Как ты поступишь?

А) предупрежу учителя;

Б) ничего не скажу и останусь в классе;

В) постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, пойду с ними.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ средняя общеобразовательная школа №33 Урок в курсе ОРкСЭ Тема: правда и ложь. Учитель нач.классов : Волкова Л. С . Г. Владимир 2012г.

Слайд 2

ЗАДАЧИ: Дать определение понятиям «правда» и «ложь»; помочь осознать важность честных поступков и слов; выяснить, что человек несет ответственность за ложные слова; развивать умение излагать и аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника; развивать умение работать в группе; формировать навыки смыслового чтения текстов различных жанров. ЦЕЛЬ: Формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению.

Слайд 3

« Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.»

Слайд 4

Правда Ложь Как выбрать ?

Слайд 5

ПРА́ВДА - 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. 2. Справедливость, честность, правое дело. ЛОЖЬ - н амеренное искажение истины, неправда, обман.

Слайд 6

Статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации Заведомо ложные показания 1. Заведомо ложные показание свидетеля, наказываются штрафом в размере от 450 тыс.руб., либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев. 2. Те же деяния, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. Примечание. Свидетель освобожда е тся от уголовной ответственности, если он добровольно до вынесения приговора суда или решения суда заявил о ложности данных им показаний.

Слайд 7

Наш девиз: Работаем дружно! Работаем тихо!

Слайд 8

Народная мудрость гласит: Ложь света боится. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. Правда светлее солнца. В правде люди помогают, а за неправду карают. Правда, что шило, в мешке не утаишь. Счастье хорошо, а правда лучше.

Слайд 9

Л.Н.Толстой «Лгун» В.А.Осеева «Что легче?» В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным» Правда, что шило, в мешке не утаишь. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. В правде люди помогают, а за неправду карают.

Слайд 11

Комплимент

Слайд 12

Я согласен с тем, что… Я не согласен с тем, что… Потому что… Могу привести пример… Даже о правде следует умолчать, если она принесет несчастье. (высказывание из древних книг Вишну Пурана ) Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Понятия "истина" и "ложь"

Разработка урока информатики по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....

Конспект конкурсного урока окружающего мира

 Урок окружающего мира с использованием ИКТ был  представлен на городской конкурс методических разработок и занял 2 место...

Конкурсный урок русского языка в 4 классе по теме: "Написание письма"..

С этим конспектом я участвовала в акции "Лучший урок написания письма"....

Конкурсный урок"Учитель года". Урок русского языка в 3 классе по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова»

Познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной...

Конкурсный урок по теме: "Совесть" ОРКСЭ

Этот урок представлен в виде ролевой игры. Это детективное агенство, в котором дети расследуют дело. Маленькому муравью , который не понимает, что такое совесть дети помогают с помощью улик, которые о...

Технологическая карта урока информатики. Тема:"Понятия истина и ложь"(1 класс, УМК "Школа 2100").

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятий “истина и ложь”, создание условий для решения заданий на истинность и ложность высказываний.Задачи урокаДида...

Технологическая карта урока информатики. Тема: "Понятие истина и ложь." (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: открытие «нового» знания Цель урока: формирование понятий «истина и ложь», создание условий для решения заданий на истинность и ложность высказываний Задач...