Главные вкладки

    Методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме:
    Конспект конкурсного урока окружающего мира

     Урок окружающего мира с использованием ИКТ был  представлен на городской конкурс методических разработок и занял 2 место

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Огонь.Вода.Газ.doc62.5 КБ
    Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt2.4 МБ

    Предварительный просмотр:

    Цели урока: узнать, как выглядит опасность и как она возникает

    Задачи урока:

    1. выяснить причины возникновения опасности при обращении с огнём, водой и газом;

    2. развивать кругозор детей;

    3. воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, сообразительность

    Оборудование: ИКТ, телефон, таблицы и плакаты на тему урока, знаки безопасности для каждого ученик, листы ватмана, маркеры.

    Ход урока.

    І.  Оргмомент.

    ІІ. Актуализация знаний.

    а)Отгадывание загадок:

    - Ребята, сегодняшний урок мы начинаем с загадок. Послушайте их внимательно. Отгадайте. А потом мы подумаем, как они связаны с уроком.

    1.     Рыжий зверь в печи сидит,

            Рыжий зверь на всех сердит.

            Он от злости ест дрова

            Целый час, а может  - два.

            Ты его рукой не тронь,

            Искусает всю ладонь. ( огонь)

     (Появляется первое слово 1 слайда – «Огонь»)

    2.Если руки наши в ваксе,                                    

       Если на нос сели кляксы,

       Кто тогда нам первый друг,

       Снимет грязь с лица и рук?

       Без чего не может мама

       Ни готовить, ни стирать,

       Без чего, мы скажем прямо,

       Человеку умирать?

       Чтобы лился дождик с неба,

       Чтоб росли колосья хлеба,

       Чтобы плыли корабли -

       Жить нельзя нам без ..(воды)

    (появляется второе слово – «Вода») 

    - Посмотрите на экран. Часто ли  в жизни вы встречаетесь с этими явлениями? Зачем они нужны человеку? А ещё без какого вещества мы не представляем свою жизнь на кухне? (Газа).

    ( появлется третье слово –«Газ»)

    ІІ. Сообщение темы и целей урока

    - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом уроке?

    1 слайд –  Тема урока: «Наша безопасность. Огонь. Вода. Газ.»

    - Как часто в повседневной жизни вы встречаетесь с этими веществами и явлениями? Зачем они нужны человеку? Что мы должны помнить при контакте с огнём, водой и газом? (Правила безопасности)

                2 слайд – Цели урока

    - Правильно, сегодня мы постараемся выяснить, как выглядит опасность, сформулируем правила безопасного поведения при обращении с огнём, водой и газом, используя наши знания, полученные на предыдущих уроках и узнав ещё много нового и интересного.

    ІІІ. Работа над новой темой

          а)  Огонь. Безопасность при использовании огня.

    - Огонь верно служит человеку. С его помощью люди делают много полезных дел. Но он становится смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. Скажите пожалуйста, что происходит, когда мы забываем о правилах обращения с огнем? ( пожары)

                       3 слайд «Запомнить твёрдо нужно нам –

     Пожар не возникает сам!»    В. Маяковский

    - Ребята, почему случаются пожары? Назовите причины. (Ответы детей)

    - Молодцы! А теперь посмотрим на экран и прочитаем об этих причинах.

                    4 слайд «Причины пожара»

    1) неисправность электрических приборов (Рисунок)

    2) забывчивость (рисунок)

    3) искра (печь, камин) – (рисунок)

    4) легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда)

    5) спички (игры со спичками)

    6) керосин, бензин, газ

     - Но даже по перечисленным причинам, может ли пожар возникнуть сам? (нет)

    - Кто является главным виновником пожаров? (человек)

    - Правильно, самые главные виновники пожаров – люди. Несоблюдение правил пожарной безопасности. Давайте подробнее остановимся на причинах возникновения пожаров. А именно, когда виновники – дети. Какая  шалость детей больше всего является причиной пожаров? (Игра со спичками)

                     5 слайд – «Шалость детей с огнём - причина пожаров»

    1 уч -  Дремлют спички, словно птички, в коробочке до поры.

               Только маленькие спички не годятся для игры.

              Если искорка случайно попадёт на ворс ковра –

              Может кончиться печально интересная игра:

              Загорятся, как солома, мебель, стены и полы

              И останется от дома только горсточка золы

    - Какие правила надо соблюдать, чтобы такого несчастья не произошло? ( не трогать спички)

    - Но всё таки, в повседневной жизни мы не можем обходиться без спичек, а как с ними правильно обращаться мы сейчас узнаем

                    Гиперссылка к 5 слайду - «спички»

    - Если даже при соблюдении этих правил пожар всё-таки возник, и вы оказались внутри горящей квартиры, необходимо взять себя в руки и сделать следующее:

                    6 слайд – «Не прячьтесь при пожаре»

    2 уч.- если спичек коробок ты не взять никак не мог

             И совсем-совсем случайно что-то в комнате поджёг,

             То нельзя паниковать, лезть под папину кровать

             И туда. Откуда взрослым нелегко тебя достать:

             В холодильник, шкаф, буфет, целлофановый пакет,

             Печь, кастрюлю, чемодан, вазу, валенок, стакан:

             Не укроет от огня ни кастрюля, ни броня,

             Так что спрятаться попытки бесполезная возня.

    -Не только спички и все ранее перечисленное может стать причиной пожара

    - Часто даже праздники могут закончиться бедой. На праздниках люди  всё чаще стали использовать различные салюты, фейерверки, петарды и свечи. И порой даже самые весёлые и долгожданные праздники могут завершиться большим несчастьем, если мы не будем помнить о чём? ( О правилах поведения на праздниках и правилах обращения с фейерверками)  Скажите пожалуйста, какие правила нужно помнить и соблюдать на таких праздниках? ( ответы детей) 

    - Совсем недавно мы отпраздновали весёлый, шумный, яркий, любимый всеми детьми и взрослыми праздник. Какой? (Новй год). Что произошло на одном из праздников нам расскажет Данил.

                                   7 слайд «Будьте осторожны на ёлках»

    3уч: Сегодня нам ёлочку папа принёс, а в гости явился живой Дед Мороз.

         И все удивлялись и думали: «вот, как весело встретим сейчас Новый Год!»

         А Саша от радости даже зажёг бенгальский огонь…не огонь огонёк;

         И бегал по комнате, как ураган, и искорка Деду попала в карман.

         Сейчас же карман загорелся, и  вмиг без шубы остался несчастный старик.

         Забившись под ёлку, рыдал до утра… С огнём, как известно, опасна игра.

    - О чём ещё надо помнить на различных праздниках, утренниках и вечерах мы сейчас узнаем. Эта информация будет полезна и интересна и для наших гостей – учителей.

                                         Гиперссылка к слайду7 «На праздниках»

    - Шалость детей, невнимательность, порой даже халатность взрослых часто приводят к пожарам. Но на пожарах люди гибнут не от огня, а от дыма и горячего воздуха. По данным ГУ МЧС РФ по Чувашии за новогодние каникулы в период с1 по 10января в нашей республике произошло 32 пожара. В огне погибли 10 человек, в том числе один ребенок. . Материальный ущерб от них составил около1,5 млн рублей.  Травмы различной степени тяжести на пожарах получили три жителя республики. Кто приходит на помощь при таком несчастье? (пожарные). Недавно мы с вами побывали в гостях  в пожарной части № 5 г.Чебоксары. Чем вам запомнилась эта экскурсия?(Ответы детй)

    8 слайд « Экскурсия в пожарную часть»

    8 слайд «Сводка МЧС по Чувашской республике»

    - С начала года в Чувашской Республике зарегистрировано 95 пожаров.  В огне погибли 15 человек, в том числе  один ребенок (в прошлом году – 13 человек). Травмы различной степени тяжести получили 8 человек (в прошлом году – 18). Спасено 65 человек.

    -Что делать,  чтобы не допустить возникновение пожара в доме? (ответы детей)                           Гиперссылка к 8 слайду «Внимание!» (пожарная машина)

    - Но если вдруг  всё- таки вы оказались в эпицентре огня, ни в коем случае нельзя терять самообладание и постараться вспомнить инструкцию о правилах поведения во время пожара.

                             9 слайд «Что делать, если пожар?»,

    гиперссылка к слайду (инструкции)

     -Что надо делать в первую очередь при возникновении пожара?

     (Звонить по 01)

    - Что необходимо сообщить по телефону нам расскажет Настя

    10 слайд « О пожаре сообщите по 01»

    4 уч. Если в комнате у вас слёзы катятся из глаз,

              так как дым клубами вьётся, и огонь жуёт палас.

              Нужно мужество найти, к телефону подойти,

               Постараться вспомнить цифры от нуля до девяти;

               Смело трубку в руки взять, «01» суметь набрать

               И назвать ещё потом город, улицу и дом

               И квартиру, где живёте, и с каким она замком.

               И ещё сказать: «Даю вам фамилию свою;

               Так же номер телефона у которого стою.

    - Ребята, по «01» можно позвонить не только в пожарную часть, 01 – единая служба спасения, которая сможет нам помочь при любых опасностях. Звонки со всех операторов мобильной связи осуществляются бесплатно по номеру «112», в том числе и при отрицательном балансе.    

    б) Закрепление темы «Огонь».

    - А сейчас мы поиграем в игру и проверим, как вы запомнили правила вызова пожарной службы. Нужно подойти к телефону, набрать нужный номер, рассказать о случившемся. Но сделать это надо правильно.

     а)Игра «Вызов по телефону пожарной команды»

    Ученик звонит по телефону  в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось, называет адрес, где горит, свой № телефона, фамилию, на каком этаже горит.

    І V.                      11 слайд – Физкультминутка (музыка)

    в) Тест на знание инструкций и правила поведения во время пожаров

    12Слайд - Тест «Отвечай, не зевай!»

    1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?                       

     а) “02”;   б) “01”;    в) “ОЗ”;   г) “04”

    2. Как называют людей, которые тушат пожары?                                            а) пожарные; в) водоносы; б) погорельцы; г) тушильщики

    3. Назовите средство пожаротушения, которым можно воспользоваться?                                                                

     а) газовый баллон;в) бензин;б) огнетушитель;г) сухая трава.

    4. Отчего чаще всего страдают люди при пожаре?                                                       а) от огня и дыма;    в) от воды;

      б) от яркого света; г) от потока свежего воздуха

    5. Назовите поджигателей из стихотворения К. Чуковского“Путаница”:

            а) крысы; в) лисички; б) волки; г) бараны                

    V. Вода. Безопасность при использовании воды

    - Но кроме пожара в доме могут возникнуть другие опасности. Какие, кто может ответить?

                             13 слайд «Вода в доме»

    - Какая опасность может возникнуть из-за воды? (Авария водопровода)

    - Как действовать при аварии водопровода?

    - Правила поведения при аварии водопровода посмотрим на слайдах

                         14 слайд « Что делать при аварии водопровода?»

    - Рассмотрите рисунки, что они показывают?

    - какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода?

    (Вентиль, диспетчер)

    VІ. Газ. Безопасность при использовании газа.

                          15 слайд «Газ рядом с нами»

    а) Вводная беседа

    -Ещё одна опасность в наших квартирах, которое вместе с пользой может принести нашей жизни большой вред- это газ.

    - Какой вред может нанести нам газ? (Если утечка, можно отравиться газом, даже умереть)

    - Газовой плитой надо уметь  правильно пользоваться, а как сейчас узнаем.

    16 слайд «Чтобы газ не принёс беду», (гиперссылка)

    - Какая опасность может возникнуть при неправильном использовании газа?

    - Что нужно сделать, если вдруг вы почувствовали в квартире запах газа?

    - Что можно и чего нельзя делать , если почувствуете в квартире запах газа?

    (Вызвать мастера, нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей, т.к. даже небольшая искра в телефоне может привести к взрыву газа)

    - Что может быть причиной утечки газа?

    VІІ. Закрепление изученного

    а)  Работа по учебнику (с.5) со схемами – рисунками.

    - Рассмотрите рисунки- знаки. Что они означают? (открой окно, закрой кран газа, перекрой кран газа на трубе, звони в газовую службу по 04»

    -Какие правила нужно соблюдать, при использовании газа?

    5 уч:- При запахе газа ни в коем случае нельзя зажигать огонь и включать свет ( в выключателе может проскочить искра). Нужно немедленно перекрыть газовую трубу ( надо знать, где перекрывается газовый кран), проветрить квартиру, вызвать работника службы газа.

    6 уч. –Чтобы избежать опасной ситуации, при малейшем запахе газа проверяйте, нет ли утечки. Специалисты проверяют утечку мыльной пеной.

    7 уч. если запах идёт с лестничной площадки, надо узнать, откуда. И устранить утечку. От этого может зависеть здоровье и жизнь десятки человек

    -Что может быть причиной утечки газа? (ответы детей). Проверим наши предположения.

    16 слайд «Причины утечки газа»

    -Я надеюсь, все эти правила вы сможете  при необходимости применить в своей жизни при экстренных случаях.

    VІІІ. Итог урока.

    а)Групповая работа «Как выглядит опасность?»

    - какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

    - Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

    - Как действовать при аварии водопровода?

    - Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

    - А сей час я проверю как вы поняли тему сегодняшнего урока. Мы разделимся на 3 группы по рядам. Вы должны на листках ватмана нарисовать 3 опасности,  о которых мы сегодня говорили. Как вы их представляете, как они выглядят?

    б) Проверка выполнения работы 

    - у доски по 2 человека с каждой группы рассказывают, что они нарисовали.

    в) Чтение вывода в учебнике на с. 7

    - Какие номера телефонов нужно запомнить для вызова помощи в экстренных случаях. (01,02, 03, 04)

    - Какой номер телефона является общей для вызова спасателей при любых опасностях? (01), а с мобильного телефона 112

    ІХ. Домашнее задание.

    1.Прочитать текст «Огонь, вода и газ» - с.4-6

    2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя»

    3. Выполнить задания в рабочих тетрадях по денной теме.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Наша безопасность. Огонь. Вода. Газ.

    Слайд 2

    Выяснить, как выглядит опасность, возникающая при неправильном обращении с огнём, водой и газом. Почему она возникает? Цели урока:

    Слайд 3

    Огонь « Запомнить твёрдо нужно нам, Огонь не возникает сам!» Владимир Маяковский

    Слайд 4

    Неисправность электрических приборов Забывчивость Игры со спичками Искра Легковоспламеняющиеся предметы Керосин, бензин, газ Причины пожара

    Слайд 5

    Шалость детей с огнём - причина пожара Спички не игрушка для детей

    Слайд 6

    Никогда не прячьтесь при пожаре

    Слайд 7

    Будьте осторожны со свечками, бенгальскими огнями и фейерверками на праздниках.

    Слайд 8

    Учим правила не на словах, а на деле! Экскурсия в пожарную часть № 5

    Слайд 9

    По данным МЧС Чувашии, с начала года на территории республики произошло 113 пожаров, прямой материальный ущерб от них составил более 3,2 млн рублей. В огне погибли 14 человек. Травмы различной степени тяжести на пожарах получили 11 жителей республики. Пожарные спасли из огня 264 человека и материальных ценностей на сумму свыше 46 млн. рублей. Главное управление МЧС России по Чувашской Республике напоминает: единый телефон спасателей и пожарных – «01». Единая дежурно-диспетчерская служба «01» обеспечивает круглосуточный прием информации от населения при угрозе или возникновении пожаров, чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф. Звонки со всех операторов мобильной связи осуществляются бесплатно по номеру «112», в том числе и при отрицательном балансе. Внимание!

    Слайд 10

    Что делать, если пожар?

    Слайд 11

    Назвать свой адрес, телефон, фамилию, где возник пожар . 0 1 (112) Немедленно о пожаре сообщите

    Слайд 12

    Физкультминутка

    Слайд 13

    «Не зевай, думай и отвечай!» 1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре? а) “02”; б) “01”; в) “ОЗ”; г) “04”. 2. Как называют людей, которые тушат пожары? а) пожарные; в) водоносы; б) погорельцы; г) тушильщики 3. Назовите средство пожаротушения, которым можно воспользоваться? а) газовый баллон;в) бензин;б) огнетушитель;г) сухая трава. 4. Отчего чаще всего страдают люди при пожаре? а) от огня и дыма; в) от воды; б) от яркого света; г) от потока свежего воздуха 5. Назовите поджигателей из стихотворения К. Чуковского“Путаница”: а) крысы; в) лисички; б) волки; г) бараны Тест:

    Слайд 14

    Вода в доме

    Слайд 15

    Что делать при аварии водопровода? Вентиль - клапан, для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире Диспетчер - работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода.службы газа)

    Слайд 16

    Газ рядом с нами

    Слайд 17

    Чтобы газ не принёс беду…

    Слайд 18

    Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь, слабый огонь был задут сквозняком, не до конца закрыт кран газовой плиты. 2. Неисправность газового оборудования: утечка в соединениях труб, неисправные газовые приборы Возможные причины утечки газа: Вызов газовой службы по телефону «04»

    Слайд 19

    Домашнее задание 1.Прочитать текст «Огонь, вода и газ» - с.4-6 2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» 3. Выполнить задания в рабочих тетрадях по денной теме

    Слайд 20

    Молодцы! Спасибо за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект Конкурсной программы, посвященной Международному дню 8 МАРТА "А ну-ка, девочки!"

    Аннотация:Разработка внеклассного мероприятия А ну-ка, девочки! для 6-7 классов. В разработке указаны цели мероприятия, оборудование для учителя и учащихся, предварительные задания для...

    Презентация и конспект "Конкурсная программа "А ну-ка, девочки!"

    Презентация и конспект  конкурсной программы к 8 Марта  "А ну-ка, девочки"...

    Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

    Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

    Конспект конкурсной программы "Мисс Олимпия"

    Мероприятие было проведено во время летней лагерной смены. Прошло очень интересно:участницы и гости получили много положительных эмоций. Участницам была предоставлена возможность проявить фантазию, пу...

    Конспект конкурсной программы "Мисс Вселенная"

    Мероприятие было проведено в рамках летней лагерной смены.Ребятам было предложено совершить космический круиз на космолайнере "Мечта"  на рейсе  2011 по маршруту: Земля – Космическое (Межпла...

    Конспект конкурсного урока. Николай Сладков «Снег и Ветер».

    Формировать более полное и глубокое восприятие художественных произведений, развитие творческого воображения, эстетической, эмоциональной отзывчивости к искусству....

    Конкурсный урок "Мир моих увлечений", 4 класс

    Открытый урок конкурса "Педагог года - 2018", в номинации "Педагогический дебют". Прилагается технологическая карта занятия и ссылка на презентацию (ссылка на видео будет позже):...