Главные вкладки

    Конспект конкурсного урока окружающего мира
    методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме

     Урок окружающего мира с использованием ИКТ был  представлен на городской конкурс методических разработок и занял 2 место

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Огонь.Вода.Газ.doc62.5 КБ
    Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt2.4 МБ

    Предварительный просмотр:

    Цели урока: узнать, как выглядит опасность и как она возникает

    Задачи урока:

    1. выяснить причины возникновения опасности при обращении с огнём, водой и газом;

    2. развивать кругозор детей;

    3. воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, сообразительность

    Оборудование: ИКТ, телефон, таблицы и плакаты на тему урока, знаки безопасности для каждого ученик, листы ватмана, маркеры.

    Ход урока.

    І.  Оргмомент.

    ІІ. Актуализация знаний.

    а)Отгадывание загадок:

    - Ребята, сегодняшний урок мы начинаем с загадок. Послушайте их внимательно. Отгадайте. А потом мы подумаем, как они связаны с уроком.

    1.     Рыжий зверь в печи сидит,

            Рыжий зверь на всех сердит.

            Он от злости ест дрова

            Целый час, а может  - два.

            Ты его рукой не тронь,

            Искусает всю ладонь. ( огонь)

     (Появляется первое слово 1 слайда – «Огонь»)

    2.Если руки наши в ваксе,                                    

       Если на нос сели кляксы,

       Кто тогда нам первый друг,

       Снимет грязь с лица и рук?

       Без чего не может мама

       Ни готовить, ни стирать,

       Без чего, мы скажем прямо,

       Человеку умирать?

       Чтобы лился дождик с неба,

       Чтоб росли колосья хлеба,

       Чтобы плыли корабли -

       Жить нельзя нам без ..(воды)

    (появляется второе слово – «Вода») 

    - Посмотрите на экран. Часто ли  в жизни вы встречаетесь с этими явлениями? Зачем они нужны человеку? А ещё без какого вещества мы не представляем свою жизнь на кухне? (Газа).

    ( появлется третье слово –«Газ»)

    ІІ. Сообщение темы и целей урока

    - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом уроке?

    1 слайд –  Тема урока: «Наша безопасность. Огонь. Вода. Газ.»

    - Как часто в повседневной жизни вы встречаетесь с этими веществами и явлениями? Зачем они нужны человеку? Что мы должны помнить при контакте с огнём, водой и газом? (Правила безопасности)

                2 слайд – Цели урока

    - Правильно, сегодня мы постараемся выяснить, как выглядит опасность, сформулируем правила безопасного поведения при обращении с огнём, водой и газом, используя наши знания, полученные на предыдущих уроках и узнав ещё много нового и интересного.

    ІІІ. Работа над новой темой

          а)  Огонь. Безопасность при использовании огня.

    - Огонь верно служит человеку. С его помощью люди делают много полезных дел. Но он становится смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. Скажите пожалуйста, что происходит, когда мы забываем о правилах обращения с огнем? ( пожары)

                       3 слайд «Запомнить твёрдо нужно нам –

     Пожар не возникает сам!»    В. Маяковский

    - Ребята, почему случаются пожары? Назовите причины. (Ответы детей)

    - Молодцы! А теперь посмотрим на экран и прочитаем об этих причинах.

                    4 слайд «Причины пожара»

    1) неисправность электрических приборов (Рисунок)

    2) забывчивость (рисунок)

    3) искра (печь, камин) – (рисунок)

    4) легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда)

    5) спички (игры со спичками)

    6) керосин, бензин, газ

     - Но даже по перечисленным причинам, может ли пожар возникнуть сам? (нет)

    - Кто является главным виновником пожаров? (человек)

    - Правильно, самые главные виновники пожаров – люди. Несоблюдение правил пожарной безопасности. Давайте подробнее остановимся на причинах возникновения пожаров. А именно, когда виновники – дети. Какая  шалость детей больше всего является причиной пожаров? (Игра со спичками)

                     5 слайд – «Шалость детей с огнём - причина пожаров»

    1 уч -  Дремлют спички, словно птички, в коробочке до поры.

               Только маленькие спички не годятся для игры.

              Если искорка случайно попадёт на ворс ковра –

              Может кончиться печально интересная игра:

              Загорятся, как солома, мебель, стены и полы

              И останется от дома только горсточка золы

    - Какие правила надо соблюдать, чтобы такого несчастья не произошло? ( не трогать спички)

    - Но всё таки, в повседневной жизни мы не можем обходиться без спичек, а как с ними правильно обращаться мы сейчас узнаем

                    Гиперссылка к 5 слайду - «спички»

    - Если даже при соблюдении этих правил пожар всё-таки возник, и вы оказались внутри горящей квартиры, необходимо взять себя в руки и сделать следующее:

                    6 слайд – «Не прячьтесь при пожаре»

    2 уч.- если спичек коробок ты не взять никак не мог

             И совсем-совсем случайно что-то в комнате поджёг,

             То нельзя паниковать, лезть под папину кровать

             И туда. Откуда взрослым нелегко тебя достать:

             В холодильник, шкаф, буфет, целлофановый пакет,

             Печь, кастрюлю, чемодан, вазу, валенок, стакан:

             Не укроет от огня ни кастрюля, ни броня,

             Так что спрятаться попытки бесполезная возня.

    -Не только спички и все ранее перечисленное может стать причиной пожара

    - Часто даже праздники могут закончиться бедой. На праздниках люди  всё чаще стали использовать различные салюты, фейерверки, петарды и свечи. И порой даже самые весёлые и долгожданные праздники могут завершиться большим несчастьем, если мы не будем помнить о чём? ( О правилах поведения на праздниках и правилах обращения с фейерверками)  Скажите пожалуйста, какие правила нужно помнить и соблюдать на таких праздниках? ( ответы детей) 

    - Совсем недавно мы отпраздновали весёлый, шумный, яркий, любимый всеми детьми и взрослыми праздник. Какой? (Новй год). Что произошло на одном из праздников нам расскажет Данил.

                                   7 слайд «Будьте осторожны на ёлках»

    3уч: Сегодня нам ёлочку папа принёс, а в гости явился живой Дед Мороз.

         И все удивлялись и думали: «вот, как весело встретим сейчас Новый Год!»

         А Саша от радости даже зажёг бенгальский огонь…не огонь огонёк;

         И бегал по комнате, как ураган, и искорка Деду попала в карман.

         Сейчас же карман загорелся, и  вмиг без шубы остался несчастный старик.

         Забившись под ёлку, рыдал до утра… С огнём, как известно, опасна игра.

    - О чём ещё надо помнить на различных праздниках, утренниках и вечерах мы сейчас узнаем. Эта информация будет полезна и интересна и для наших гостей – учителей.

                                         Гиперссылка к слайду7 «На праздниках»

    - Шалость детей, невнимательность, порой даже халатность взрослых часто приводят к пожарам. Но на пожарах люди гибнут не от огня, а от дыма и горячего воздуха. По данным ГУ МЧС РФ по Чувашии за новогодние каникулы в период с1 по 10января в нашей республике произошло 32 пожара. В огне погибли 10 человек, в том числе один ребенок. . Материальный ущерб от них составил около1,5 млн рублей.  Травмы различной степени тяжести на пожарах получили три жителя республики. Кто приходит на помощь при таком несчастье? (пожарные). Недавно мы с вами побывали в гостях  в пожарной части № 5 г.Чебоксары. Чем вам запомнилась эта экскурсия?(Ответы детй)

    8 слайд « Экскурсия в пожарную часть»

    8 слайд «Сводка МЧС по Чувашской республике»

    - С начала года в Чувашской Республике зарегистрировано 95 пожаров.  В огне погибли 15 человек, в том числе  один ребенок (в прошлом году – 13 человек). Травмы различной степени тяжести получили 8 человек (в прошлом году – 18). Спасено 65 человек.

    -Что делать,  чтобы не допустить возникновение пожара в доме? (ответы детей)                           Гиперссылка к 8 слайду «Внимание!» (пожарная машина)

    - Но если вдруг  всё- таки вы оказались в эпицентре огня, ни в коем случае нельзя терять самообладание и постараться вспомнить инструкцию о правилах поведения во время пожара.

                             9 слайд «Что делать, если пожар?»,

    гиперссылка к слайду (инструкции)

     -Что надо делать в первую очередь при возникновении пожара?

     (Звонить по 01)

    - Что необходимо сообщить по телефону нам расскажет Настя

    10 слайд « О пожаре сообщите по 01»

    4 уч. Если в комнате у вас слёзы катятся из глаз,

              так как дым клубами вьётся, и огонь жуёт палас.

              Нужно мужество найти, к телефону подойти,

               Постараться вспомнить цифры от нуля до девяти;

               Смело трубку в руки взять, «01» суметь набрать

               И назвать ещё потом город, улицу и дом

               И квартиру, где живёте, и с каким она замком.

               И ещё сказать: «Даю вам фамилию свою;

               Так же номер телефона у которого стою.

    - Ребята, по «01» можно позвонить не только в пожарную часть, 01 – единая служба спасения, которая сможет нам помочь при любых опасностях. Звонки со всех операторов мобильной связи осуществляются бесплатно по номеру «112», в том числе и при отрицательном балансе.    

    б) Закрепление темы «Огонь».

    - А сейчас мы поиграем в игру и проверим, как вы запомнили правила вызова пожарной службы. Нужно подойти к телефону, набрать нужный номер, рассказать о случившемся. Но сделать это надо правильно.

     а)Игра «Вызов по телефону пожарной команды»

    Ученик звонит по телефону  в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось, называет адрес, где горит, свой № телефона, фамилию, на каком этаже горит.

    І V.                      11 слайд – Физкультминутка (музыка)

    в) Тест на знание инструкций и правила поведения во время пожаров

    12Слайд - Тест «Отвечай, не зевай!»

    1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?                       

     а) “02”;   б) “01”;    в) “ОЗ”;   г) “04”

    2. Как называют людей, которые тушат пожары?                                            а) пожарные; в) водоносы; б) погорельцы; г) тушильщики

    3. Назовите средство пожаротушения, которым можно воспользоваться?                                                                

     а) газовый баллон;в) бензин;б) огнетушитель;г) сухая трава.

    4. Отчего чаще всего страдают люди при пожаре?                                                       а) от огня и дыма;    в) от воды;

      б) от яркого света; г) от потока свежего воздуха

    5. Назовите поджигателей из стихотворения К. Чуковского“Путаница”:

            а) крысы; в) лисички; б) волки; г) бараны                

    V. Вода. Безопасность при использовании воды

    - Но кроме пожара в доме могут возникнуть другие опасности. Какие, кто может ответить?

                             13 слайд «Вода в доме»

    - Какая опасность может возникнуть из-за воды? (Авария водопровода)

    - Как действовать при аварии водопровода?

    - Правила поведения при аварии водопровода посмотрим на слайдах

                         14 слайд « Что делать при аварии водопровода?»

    - Рассмотрите рисунки, что они показывают?

    - какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода?

    (Вентиль, диспетчер)

    VІ. Газ. Безопасность при использовании газа.

                          15 слайд «Газ рядом с нами»

    а) Вводная беседа

    -Ещё одна опасность в наших квартирах, которое вместе с пользой может принести нашей жизни большой вред- это газ.

    - Какой вред может нанести нам газ? (Если утечка, можно отравиться газом, даже умереть)

    - Газовой плитой надо уметь  правильно пользоваться, а как сейчас узнаем.

    16 слайд «Чтобы газ не принёс беду», (гиперссылка)

    - Какая опасность может возникнуть при неправильном использовании газа?

    - Что нужно сделать, если вдруг вы почувствовали в квартире запах газа?

    - Что можно и чего нельзя делать , если почувствуете в квартире запах газа?

    (Вызвать мастера, нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей, т.к. даже небольшая искра в телефоне может привести к взрыву газа)

    - Что может быть причиной утечки газа?

    VІІ. Закрепление изученного

    а)  Работа по учебнику (с.5) со схемами – рисунками.

    - Рассмотрите рисунки- знаки. Что они означают? (открой окно, закрой кран газа, перекрой кран газа на трубе, звони в газовую службу по 04»

    -Какие правила нужно соблюдать, при использовании газа?

    5 уч:- При запахе газа ни в коем случае нельзя зажигать огонь и включать свет ( в выключателе может проскочить искра). Нужно немедленно перекрыть газовую трубу ( надо знать, где перекрывается газовый кран), проветрить квартиру, вызвать работника службы газа.

    6 уч. –Чтобы избежать опасной ситуации, при малейшем запахе газа проверяйте, нет ли утечки. Специалисты проверяют утечку мыльной пеной.

    7 уч. если запах идёт с лестничной площадки, надо узнать, откуда. И устранить утечку. От этого может зависеть здоровье и жизнь десятки человек

    -Что может быть причиной утечки газа? (ответы детей). Проверим наши предположения.

    16 слайд «Причины утечки газа»

    -Я надеюсь, все эти правила вы сможете  при необходимости применить в своей жизни при экстренных случаях.

    VІІІ. Итог урока.

    а)Групповая работа «Как выглядит опасность?»

    - какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

    - Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

    - Как действовать при аварии водопровода?

    - Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

    - А сей час я проверю как вы поняли тему сегодняшнего урока. Мы разделимся на 3 группы по рядам. Вы должны на листках ватмана нарисовать 3 опасности,  о которых мы сегодня говорили. Как вы их представляете, как они выглядят?

    б) Проверка выполнения работы 

    - у доски по 2 человека с каждой группы рассказывают, что они нарисовали.

    в) Чтение вывода в учебнике на с. 7

    - Какие номера телефонов нужно запомнить для вызова помощи в экстренных случаях. (01,02, 03, 04)

    - Какой номер телефона является общей для вызова спасателей при любых опасностях? (01), а с мобильного телефона 112

    ІХ. Домашнее задание.

    1.Прочитать текст «Огонь, вода и газ» - с.4-6

    2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя»

    3. Выполнить задания в рабочих тетрадях по денной теме.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Наша безопасность. Огонь. Вода. Газ.

    Слайд 2

    Выяснить, как выглядит опасность, возникающая при неправильном обращении с огнём, водой и газом. Почему она возникает? Цели урока:

    Слайд 3

    Огонь « Запомнить твёрдо нужно нам, Огонь не возникает сам!» Владимир Маяковский

    Слайд 4

    Неисправность электрических приборов Забывчивость Игры со спичками Искра Легковоспламеняющиеся предметы Керосин, бензин, газ Причины пожара

    Слайд 5

    Шалость детей с огнём - причина пожара Спички не игрушка для детей

    Слайд 6

    Никогда не прячьтесь при пожаре

    Слайд 7

    Будьте осторожны со свечками, бенгальскими огнями и фейерверками на праздниках.

    Слайд 8

    Учим правила не на словах, а на деле! Экскурсия в пожарную часть № 5

    Слайд 9

    По данным МЧС Чувашии, с начала года на территории республики произошло 113 пожаров, прямой материальный ущерб от них составил более 3,2 млн рублей. В огне погибли 14 человек. Травмы различной степени тяжести на пожарах получили 11 жителей республики. Пожарные спасли из огня 264 человека и материальных ценностей на сумму свыше 46 млн. рублей. Главное управление МЧС России по Чувашской Республике напоминает: единый телефон спасателей и пожарных – «01». Единая дежурно-диспетчерская служба «01» обеспечивает круглосуточный прием информации от населения при угрозе или возникновении пожаров, чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф. Звонки со всех операторов мобильной связи осуществляются бесплатно по номеру «112», в том числе и при отрицательном балансе. Внимание!

    Слайд 10

    Что делать, если пожар?

    Слайд 11

    Назвать свой адрес, телефон, фамилию, где возник пожар . 0 1 (112) Немедленно о пожаре сообщите

    Слайд 12

    Физкультминутка

    Слайд 13

    «Не зевай, думай и отвечай!» 1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре? а) “02”; б) “01”; в) “ОЗ”; г) “04”. 2. Как называют людей, которые тушат пожары? а) пожарные; в) водоносы; б) погорельцы; г) тушильщики 3. Назовите средство пожаротушения, которым можно воспользоваться? а) газовый баллон;в) бензин;б) огнетушитель;г) сухая трава. 4. Отчего чаще всего страдают люди при пожаре? а) от огня и дыма; в) от воды; б) от яркого света; г) от потока свежего воздуха 5. Назовите поджигателей из стихотворения К. Чуковского“Путаница”: а) крысы; в) лисички; б) волки; г) бараны Тест:

    Слайд 14

    Вода в доме

    Слайд 15

    Что делать при аварии водопровода? Вентиль - клапан, для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире Диспетчер - работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода.службы газа)

    Слайд 16

    Газ рядом с нами

    Слайд 17

    Чтобы газ не принёс беду…

    Слайд 18

    Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь, слабый огонь был задут сквозняком, не до конца закрыт кран газовой плиты. 2. Неисправность газового оборудования: утечка в соединениях труб, неисправные газовые приборы Возможные причины утечки газа: Вызов газовой службы по телефону «04»

    Слайд 19

    Домашнее задание 1.Прочитать текст «Огонь, вода и газ» - с.4-6 2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» 3. Выполнить задания в рабочих тетрадях по денной теме

    Слайд 20

    Молодцы! Спасибо за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

    Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

    Конспект Конкурсной программы, посвященной Международному дню 8 МАРТА "А ну-ка, девочки!"

    Аннотация:Разработка внеклассного мероприятия А ну-ка, девочки! для 6-7 классов. В разработке указаны цели мероприятия, оборудование для учителя и учащихся, предварительные задания для...

    Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

    Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

    Презентация и конспект "Конкурсная программа "А ну-ка, девочки!"

    Презентация и конспект  конкурсной программы к 8 Марта  "А ну-ка, девочки"...

    Конспект конкурсной программы "Мисс Олимпия"

    Мероприятие было проведено во время летней лагерной смены. Прошло очень интересно:участницы и гости получили много положительных эмоций. Участницам была предоставлена возможность проявить фантазию, пу...

    Конспект конкурсной программы "Мисс Вселенная"

    Мероприятие было проведено в рамках летней лагерной смены.Ребятам было предложено совершить космический круиз на космолайнере "Мечта"  на рейсе  2011 по маршруту: Земля – Космическое (Межпла...

    Конспект конкурсного урока. Николай Сладков «Снег и Ветер».

    Формировать более полное и глубокое восприятие художественных произведений, развитие творческого воображения, эстетической, эмоциональной отзывчивости к искусству....