Конкурсный урок русского языка в 4 классе по теме: "Написание письма"..
методическая разработка (4 класс) по теме

Алёшина Галина Викторовна

С этим конспектом я участвовала в акции "Лучший урок написания письма".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon luchshiy_urok_pisma..doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: показать учащимся, что письмо имеет свою структуру и

                       стилистические особенности; доказать важность переписки в

                       жизни людей; возрождать российские традиции эпистолярного

                       жанра, развивать устную и письменную речь учащихся.

Оборудование: образцы писем, конвертов, бумаги для письма, плакат «Схема

                        письма»,текст пословиц, магнитофон, аудиокассета.

Литература: 1. Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку к

                        учебному комплексу Т.Г. Рамзаевой: 4 класс. – М. :ВАКО,

                         2006. – 400 с.

                        2. Журнал-сборник сценариев для библиотек. Читаем, учимся,

                         играем. – М. : Либерея-Бибинформ. №1. 2003. – 15с.

                        3. Мурзин А.П. Сотвори себя сам. – 2-е изд., переработ. и  доп. –

                        М. :Политиздат. 1987. – 180-199 с.

                        4. Сборник. Тридцать три пирога. = М. : Дет. лит. 1981. – 38 с.

                        5. Советский энциклопедический словарь. – М. : Сов.

                        энциклопедия. 1981. – 1600 с.  

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прослушивание аудиозаписи с песней «Письма, письма лично на почту ношу…» в исполнении ВИА «Самоцветы».

2. Сообщение темы и цели урока.

1) Беседа по содержанию услышанной песни.

- Что парень лично носил на почту? ( письма)

- Как в песне он называет свою девушку? (адресат)

- Что парень желает получить от девушки? (ответ)

- Как правильно назвать человека отправившего письмо? (отправитель)

2) Отгадывание загадки.

- Отгадав загадку, вы узнаете, без чего невозможно отправить письмо

- Заклеили клеем прочно.

  И ко мне прислали срочно.

  Я его не пожалею;

  Получу и вмиг расклею. (Конверт)

3) Конкретизация темы и цели урока.

- Сегодня я предлагаю вам написать письмо своей семье.

3. Работа по теме урока

1) Беседа об истории письма.

- Как давно, по вашему мнению, люди начали писать письма? ( В глубокой древности, много миллионов лет до нашей эры)

- Что представляли собой древние письма? (рисунки на камнях, дощечках, послания на бересте)

- Почему письмо можно считать историческим фактом? (Оно отражает какой-то исторический период жизни конкретного человека, людей)

- Кто играл роль первых почтальонов? ( чаще всего торговцы товаров, которые разъезжали по странам, простые люди, которые, собираясь навестить родных, брали послания для других, чтобы попутно их доставить адресату.)

2)Виды писем.

а) Беседа

- У космонавтов Валерия Рюмина и Леонида попова спросили: «Что вам было приятнее всего получить с Земли?». «Письма», - ответили космонавты.

- Как вы думаете, почему космонавты так ответили?

- С какой целью, почему люди пишут письма? (Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей. Письма возникло потому,  что людям необходимо было общаться на расстоянии).

- Сохраняются ли у вас в семье чьи-то письма? ( Ответы детей.)

б) Виды писем.

1)                   «Дорогие дети!

        От души желаю вам, хорошие маленькие люди,, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

                                                                                               М. Горький».

- Это письмо-пожелание, в котором писатель М. Горький желает детям быть чуткими и добрыми. Это письмо говорит о том, что писатель любил детей.

2) «С Днем рождения, мои дорогие близнецы! Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.

Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

                                              Любящий ваш дедушка Коля».

- Это письмо-поздравление, в котором дедушка поздравляет своих внуков с Днём Рождения и желает им здоровья, дружбы между собой.

3) «Дорогие родные! Нахожусь в районе обороны. На подступах к          Москве. Враг прёт, не жалея ничего. Велика Россия, но отступать некуда. Позади Москва, иду в бой.

                                Целую. Ваш Иван».

- Это письмо с фронта, может быть последнее перед смертью, поэтому оно кратко и ёмко. Воин отступать не собирается, ведь он защищает Родину.

4) - Когда 26 апреля 1966 года в 5 часов 23 мин в г. Ташкент произошло сильнейшее в Мире землетрясение, то все союзные республики откликнулись на беду узбекских друзей. Простые люди предлагали помощь.

«У вас разрушены школы и, конечно, библиотеки в них тоже пострадали. Придут осенью дети на занятия и что будут читать? Мы купили книг на тридцать рублей, вышла маленькая библиотека, хотим послать вам, только скажите куда?

Е.П. Рыбина, пенсионерка. Леночка Гузеева, ученица школы №39 г. Тулы».

- Это письмо – жест доброй воли, сочувствие чужому горю, желание поддержать в беде.

5) «Здравствуйте, дорогие мама и папа! Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.

   Когда вы приедете? Я уже соскучился по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки.

                                                                Целую. Ваша дочь Оля».

 

 - Это письмо родителям. В нём Оля сообщает о том, что ей в санатории живётся хорошо, но она скучает, просит родителей поскорее приехать. Это письмо содержит только информацию, но не отражает настроение.

3) Уточнение понятий «Адресат» и «отправитель»

а) Рассмотрение двух конвертов увеличенной формы: заполненного и чистого.

- Конверт разделён на две части.

- Как их назвать?( Адрес отправителя. Адрес получателя.)

б) Чтение  уч-ся стихотворений

Осмотри внимательно

Ты с письмом конверт,

Коль заполнишь правильно –

Ждёт тебя ответ.

В левом верхнем уголке

Свой адрес напишите

Аккуратно и красиво

Вы же «Отправитель»

В правом нижнем уголке

Место «Адресата».

Для кого письмо в руке?

Вспомните ребята.

Вспомните и напишите

И письмо по почте шлите

Коль не спутал уголок,

То письмо явится в срок.

4)  Проверка восприятия. Заполнение конверта.

- Как назовём человека, который пишет письмо? (Отправитель)

- Сегодня это вы, ребята. Заполните левый верхний угол конверта.(Дети заполняют адрес отправителя на чистых конвертах.)

- Как назовём человека, который получит письмо? (Адресат)

- Заполните правый нижний угол конверта. Чей адрес напишите? (Кому адресовано письмо?)

- Писать нужно аккуратно и разборчиво, чтобы не получилось, как у Якова Акима в стихотворении «Письмо Неумейки».

- Почему письмо не нашло адресата? (Потому что адресат был неконкретный, неточный.)

5) Части письма.

а) Беседа.

- Что такое письмо с точки зрения урока русского языка ? (Текст.)

- Сколько частей обычно имеет текст? (Три части.)

- Письмо тоже имеет три части : начало, основная часть, концовка.

б) Работа со схемой на доске.

 Схема письма                  Опорные слова

1. Обращение.                    Дорогие мои папа и мама! Любимая бабушка!

                                             Уважаемый учитель!

2. Начальная фраза о        Получила ваше письмо. Давно не получала писем.

    состоянии переписки.  Очень захотелось вам написать.

3.Основное содержание   Расскажу о нашей жизни. У нас всё хорошо.

   письма.

4.Вопросы адресату.         Как здоровье? Какие новости? Как живёте?

5.Просьба. Приветы.        Прошу вас…Передайте привет…

6.Прощания.                      До свидания! До скорой встречи!

7.Концовка. (подпись,     Целую. Скучаю. Ваш …28 декабря 2003 г.

   дата)

6) Оформление текста на листе.

- Письма стараются писать разборчиво, чётко, на аккуратном листочке бумаги. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, но украшенные рисунком. Многие ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки.

- Знаете ли вы, как надо размещать текст на листе? (С левого края бумаги оставляют свободное поле. Такие же поля оставляют сверху и внизу листа. Письмо не пишется «сплошняком». В нём выделяется обращение, подпись, может быть много красных строк.)

          4. Самостоятельная работа учащихся1)

 Эмоционально-психологический настрой на письмо.

- Представьте себе, что вам посчастливилось отдыхать в загородном оздоровительном лагере. Вы рады, что скрылись от вездесущего глаза родителей. Но прошла неделя, и вы уже скучаете. Расположение лагеря таково, что мобильная связь недоступна. Тогда вы садитесь и пишите письмо, спеша поделиться первыми впечатлениями.

- Что заинтересует родителей в вашем письме? (Здоровье, настроение, новые друзья, интересные случаи.)

2) Чтение стихотворения-предупреждения  Р. Алдонина.

- Послушайте какое письмо получила бабушка от внука. Подумайте, чего здесь много, чего не хватает.

Бабуля, здравствуй! Не грусти.

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу.

Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе –

Пропали плавки на заборе.

Здесь скучно. Я в поход ходил.

Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

- Почему это письмо может расстроить адресата? (Много просьб, жалоб, но нет впечатлений о реальных событиях.)

3) Работа с пословицами.

- Прочитаем хором пословицы на доске:

«Что написано пером, не вырубишь топором»,

«Слово не воробей – вылетит, не поймаешь».

- Какой смысл вложен в пословицы? (Нужно осторожно относиться к словам, чтобы не было стыдно за сказанное или написанное вами.)

- При написании письма помните народную мудрость.

4) Самостоятельное написание послания родным или близким.

- Достаньте листы для написания письма, которые вы подготовили на уроках изобразительного искусства. (Листы украшены декоративной рамкой из веточек и цветов.)

5. Итог урока.

1) Чтение учащимися своих писем. ( По желанию.)

2) Рубрика «Это интересно».

- Я хочу вас познакомить с самым коротким письмом из всей истории писем. Это была переписка писателя Виктора Гюго, которая велась в 1862 году с его издателями. Автор уехал отдыхать и, желая узнать, как продается его новый роман «Отверженные», написал письмо: « ? » Издатель ответил: « ! »

3) Заключение.

- Пишите письма родным и близким, друзьям и знакомым, ведь в них вы дарите адресатам частичку себя, а получив ответ, обогащаетесь сами.

- Вспомните, что не вырубишь топором … (Дети хором: «то, что написано пером»)