Главные вкладки

    Конкурсный урок русского языка УМК "Перспектива" 2 класс "Состав слова"
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

    Резакова Анна Анатольевна

    Данный урок первый в изучении раздела "Состав слова" в УМК "перспектива" 2 класс. Тип урока - урок усвоения новых знаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_sostav_slova_1.doc131.5 КБ
    Microsoft Office document icon karta_zadaniy.doc113 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    2 В класс  МКОУ ШР «Гимназия»

    УМК Перспектива

    Тема: Состав слова

    Тип урока: Урок усвоения новых знаний

    Цели: 1. Создание условий для формирования представления о частях слова; обогащать словарный запас через введение новых слов – терминов: корень, однокоренные слова, приставка, суффикс, окончание; актуализировать знания о понятии «родственные слова»; научить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней, формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

    2.  Развитие учебно-познавательной и коммуникативной сферы обучающихся;

    3. Способствование формированию положительной мотивации к обучению, коммуникативных качеств через работу в паре; уважительного отношения к профессии строителя.

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные: научатся называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса;

    получат возможность формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;  разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы;  овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

    Метапредметные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы

    Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.); научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям

    Этап урока

    деятельность учителя

    Учебное содержание

    Деятельность обучающихся

    УУД

    Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    (1 мин.)

    -Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке.

    Мы пришли сюда учиться,
    Не лениться, а трудиться.
    Работаем старательно,
    Слушаем внимательно.

    Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы, правильно идентифицируют себя с позицией школьника; формирование познавательных потребностей и учебных мотивов.

    (2 мин.)

    -Чтобы настроиться на работу, привести ум в порядок я предлагаю вам сразу выполнить несколько упражнений.

    1) Движения глазами по четырем направлениям и диагоналям. Совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положжениях

    2) Кулак - ребро - ладонь.

    Три положения руки последовательно сменяющих друг друга. Повторить 8-10 раз. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно.

    3) Колечко.

    Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлениях. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно.

    Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. 


    Актуализация знаний.

    (4-5 мин.)

    -Прочитайте слово на доске. Что вы можете про него рассказать? (слово обозначает предмет, в нем 3 слога, второй слог ударный, 3 буквы согласных звуков, 3 буквы гласных звуков)

    -Пропишите каллиграфически правильно буквы согласных звуков, буквы гласных звуков.

    -Запишите слово работа. Определите ударный слог, поставьте знак ударения и подчеркните безударные гласные.

    -Как думаете, почему наш урок начинается с этого слова?

    -Это слово сегодня поможет изучить новую тему всем, кто умеет хорошо работать, трудиться.

    на доске записано слово Работа

    рбт

    аоа

    работа 

    Отвечают на вопросы учителя. Выполняют каллиграфически правильную запись букв, слова.

    Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

    Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

    Регулятивные:  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

    Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации.

    Постановка цели и задач урока.

    (5 мин.)

    -Сегодня на уроке вы будете работать в паре. Давайте обсудим правила работы в паре.


    -Перед вами лежат кубики. Что можно с ними сделать? (построить постройку)

    -Сегодня мы – строители. Важна ли профессия строителя? В чем она заключается? Выполните свои постройки.

    -Что у вас получилось?

    -А у кого получилось слово?

    -Какие открытия в русском языке вы сделали? (слова состоят из частей)

    -Эти части являются слогами?

    А может эти части - отдельные буквы или звуки?

    -На какие вопросы вы хотите найти ответ на нашем уроке?

    -Над какой темой будем работать?


    Кубики с записанными частями слов.









    На доске предполагаемые вопросы.

    Записывается тема урока.

    обсуждают правила работы в паре.

    Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

    Выполняют постройки из кубиков.

    Делают выводы.

    Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о  строении слова и его частях;  формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания  и представления о новом изучаемом предмете.

     Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока.

    Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания.

    Первичное усвоение новых знаний.

    (3 мин.)

    Я тоже составляла из кубиков слова и вот что у меня получилось.

    -Что можете сказать? (эти слова родственные; общая часть одинаковая, добавляются другие части и получаются новые слова).

    -Как называется общая часть родственных слов? (корень) (Читаю стихотворение про корень слова, показываю как выделяется)

    -А раз у них одинаковый корень, то эти слова - …. (однокоренные)

    -Какие части помогли образовать новые слова? (приставка, суффикс)

    -Как думаете, какую роль играет окончание? (меняется форма слово, но новое не образуется) (на примере слова РАБОТА меняю окончание)

    Работа

    Работники

    Работница

    Подработка

    Корень

    Корень я, фундамент слова,

    Иногда его основа.

    Поручиться не боюсь:

    Корни есть на всякий вкус.

    Для дворца и для избушки,

    Для банкира и старушки.

     Суффикс

    Ну, а я совсем особый,

    И скажу без хвастовства,

    Что в секунду дом огромный

    В домик превращаю я.

      Приставка

    Перед корнем есть приставка,
    слитно пишется она.
    А при помощи приставки
    образуются слова
     

    Окончание

    Обратите вы внимание

    На меня. Я – Окончание.

    Не люблю собой гордиться,

    Вмиг готова измениться.

    Наблюдают за словами, рассуждают, высказывают предположения, делают выводы.

    Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о  строении слова и его частях;  формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания  и представления о новом изучаемом предмете.

    Регулятивные: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

    Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают учителя; строят понятные речевые высказывания.

    Физминутка

    (1-2 мин.)

    -Чтобы лучше запомнить знаки, которыми обозначаются части слов, выполним необычную физминутку.

    -Встаньте. Нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой.

    -Нарисуйте приставку поочередно правой и левой рукой, а теперь обеими.

    -Нарисуйте суффикс правой ногой и левой рукой, а теперь противоположными.

    -Двумя руками одновременно нарисуйте окончание.

    Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. 

    Первичная проверка понимания

    (2 мин.)

    -Проверьте по учебнику на странице 45, правильно ли мы сделали вывод? (работа с правилом)

    -Для чего надо знать состав слова?

    «Чтобы хорошо понимать слова и овладеть правописанием, надо знать составные части слова: приставку, корень, суффикс, окончание»

    Самостоятельно открывают учебник и читают правило. Соотносят со сделанным выводом.

    Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о  необходимости знаний о частях слова;  формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из учебника).

    Регулятивные: ориентируются в учебнике. 

    Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания.

     Первичное закрепление

    (7 мин,)

    -Вернемся к нашим кубикам.

    Составьте и запишите как можно больше однокоренных слов.

    -У кого получится самое длинное слово.

    -Выделите во всех словах части.

    -Какие слова получились у вас?

    -Прочитайте самое короткое слово.

    -Прочитайте самое длинное слово.

    Слово делится на части!
    Ах, какое это счастье!
    Может каждый грамотей
    делать слово из частей!

    Работают в паре. Составляют из частей слова и записывают их. Выделяют в словах части.

    Познавательные: общеучебные -  формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных);

    Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока.

    Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    (1 мин.)

    -Посмотрите, на правой странице вашей карты урока изображен дом. На фундаменте домика и стенах записаны разные части слов. Составьте из этих частей разные слова и запишите на свободных строчках.

    -корм-, -а, -ушк-, -ит, по-, за-, пере-, -ов-, -ой.

    Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя

    Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

    Рефлексия (подведение итогов занятия)

    (2 мин.)

    -Над какой темой работали на уроке?

    -На какие вопросы вы хотели найти ответы? У кого всё получилось?

    На последней страничке вашей карты записано незаконченное предложение Моя работа на уроке была ….

    выберите из списка подходящие слова и закончите это предложение.

    Моя работа на уроке была…

    интересная

    познавательная

    активная

    неинтересная

    скучная

    Выполняют анализ и рефлексию своей деятельности на уроке.

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

    Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его.



    Предварительный просмотр:

    КОРЕНЬ

    ПРИСТАВКА

    СУФФИКС

    ОКОНЧАНИЕ

    КАРТА   ЗАДАНИЙ    

    урока русского языка                                                  

    Моя работа на уроке была …

    интересная

    познавательная

    активная

    неинтересная

    скучная

    бесполезная                


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурсный урок русского языка в 4 классе по теме: "Написание письма"..

    С этим конспектом я участвовала в акции "Лучший урок написания письма"....

    Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

    Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

    Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

    1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

    Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

    Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

    Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

    Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....