Уроки нравственности
презентация к уроку по орксэ на тему

Карапетьян Ирина Валентиновна

Презентация на тему "Нравственность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti.pptx938.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Уроки нравственности, добра и красоты» Учитель I категории: Карапетьян И.В. МБОУСОШ №9 г. Североморск 2013г. «Воспитание – это, в первую очередь, прививка и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере» Д.С. Лихачев

Слайд 2

«Ценные принципы жизни» Д.С.Лихачев Заповеди третьего тысячелетия: Не убий и не начинай войны. 2.Не помысли народ свой врагом других народов. 3.Не укради и не присваивай труда брата своего. 4.Уважай мысли и чувства братьев своих. 5. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. 6. Чти природу как матерь свою и помощницу. 7. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслью свободного творца, а не раба. 8. Пусть живет все живое, мыслится все мыслимое. 9. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным. Кодекс человечности носит светский характер.

Слайд 3

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» К.Д.Ушинский (19, 67) Во все века люди ценили духовно – нравственную воспитанность. Актуальна эта проблема и в наше время. Общество нуждается в высокообразованных людях, умеющих использовать свои знания и ориентирующихся в большом потоке информации. Но для этого только образования мало. Нравственное воспитание дает представление о нормах поведения, о последствиях нарушения норм поведения, о последствиях поступка для окружающих. Решению этих задач и направлено духовно – нравственное воспитание на данном этапе образовательно - воспитательного процесса. С этой целью в школе введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В разные времена разными учеными слово «мораль» имело разное толкование. Аристотель давал такое понятие: «…нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» (2, 360).

Слайд 4

Понятие о морали… В.И. Даль : «Мораль – нравственное учение, правила для воли, совести человека» «Нравственный быт важнее быта вещественного». У Ожегова понятие о нравственности другое: « Нравственность это внутренние, духовные качества человека, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» (23, 414). А все вместе ученые считают, что мораль возникла в результате трудовой деятельности человека, где мораль выступала регулятором взаимоотношений людей. « Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это и есть человек нравственной, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственной, доброй нравственности, доблести».(9, 558 ).

Слайд 5

В.А.Сухомлинский «…ребенка надо учить умению чувствовать человека» (26, 120) Взрослому иногда тяжело сделать выбор в каком- либо поступке. А что можно сказать о младшем школьнике? Ему необходимы многократные упражнения в правилах поведения, разнообразных действиях. Но поведение должно контролироваться убеждением и собственными взглядами. В основе нравственности лежат идеальные ценности. Идеал – главный ориентир духовного воспитания. Уроки ОРКСЭ – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. В содержании курса заложены идеи добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. На уроках возникают диалоги, ответы на интересующие вопросы. Анализ воспитательных ролевых ситуаций выявляет эмоциональное состояние всех и каждого в классе. Игровые задания пополняют речевой запас, развивают уверенность, в своих поступках… Подобные уроки нужны не только в четвертых классах. Как научить быть нравственным без закреплений и упражнений в будущем?

Слайд 6

«Немного истории»… Наше государство – православное. Христианство возникло в Палестине. Вера в Бога стала называться религией. Современное летоисчисление ведется от Рождества Христова, т.е. уже 2013 лет нашему православию. Наши предки славяне. Крещение прошло еще в 988 году, при великом князе Владимире Красное Солнышко, на реке Днепр. Ведь наше государство называлось тогда «Киевская Русь»! С этого момента и грамотность на Руси стала развиваться, благодаря прочтению Библии. Многие ценности из Библии стали основой «Азбуки морали» у академика Д.С. Лихачева. Главным стали: ценность жизни, природы, человека, добра, истины, семьи, труда и творчества, свободы, социальной справедливости, гражданственности, патриотизма и человека, как части мирового сообщества. Пятая Заповедь Библии учит нас с уважением относиться к отцу и матери, к старшим и прислушиваться к их словам. Восьмая Заповедь гласит: «Не кради».Нельзя заниматься вымогательством, мошенничать и обманывать других ради своей выгоды. Нравственное воспитание детей было государственной политикой. Великий опыт поколений стучится и в наши сердца. Общечеловеческие ценности возрождаются.

Слайд 8

Это надо знать : Общее число приверженцев христианской веры составляет 33% жителей Земли, 1 млрд. 943 млн. человек. Православное вероисповедание в 1998 году объединяло 178 млн. человек, что составляло 3% населения Земли. Православие является основной конфессией России, Югославии, Белоруссии, Украины, Грузии, Молдавии, Румынии, Македонии, Болгарии, Греции, Кипра. Немало православных христиан в ряде арабских стран: Сирии, Иордании, Ливане. Этнический состав России: русские – 83%, татары – 3,5%, украинцы – 3%, чуваши – 1,2%, дагестанцы – 1%. Кроме того: башкиры – 1млн.300тыс., мордовцы – 1млн.100тыс., белорусов- 1млн., немцы – 700тыс., чеченцы – 700 тыс., евреи -680тыс., удмурты -600тыс., осетины – 350тыс., буряты -350тыс., якуты – 330тыс., кабардинцы – 300тыс., ингуши- 170тыс., тувинцы-160тыс., азербайджанцы- 300тыс., калмыки-140тыс., грузины-90тыс., казахи-500тыс.Всего более 100национальностей. За пределами России проживает 25млн.русских

Слайд 9

Методы и приемы воспитания. «Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» М . Сервантес Наиболее последовательная классификация методов воспитательной работы разработана Г.И.Щукиной (23, 78). Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю обучающихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений ( методы формирования сознания личности).Наиболее часто применяемые методы воспитания: - убеждение и упражнение; - поощрение и наказание; убеждение; - рассказ; - этическая беседа; пример; - поручение; - требование; - приучение; - соревнование.

Слайд 10

Основные направления духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников . «Одной из приоритетных целей воспитания является развитие личности как человека культуры» Д.С.Лихачев 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 3. Воспит 1 . Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. ание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). 5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Слайд 11

Мораль. Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность

Слайд 12

«Азбука морали» Д.С.Лихачев 1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражаются на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям. Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. 2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастливое детство. Плати им за это добром. 3.Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. 4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой. 5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Слайд 13

Примерные виды деятельности воспитателя(классного руководителя): Познавательные беседы: - Когда и кем была принята Конвенция о правах ребенка. -Что значит быть культурным? - Государственные и национальные символы России. Русский язык в нашем Отечестве. -Что объединяет людей. -Доброжелательность – что это значит? Классные часы: -Умейте дорожить временем. -Как говорить? -Быть веселым, но не смешным. -Отворите волшебные двери добра и доверия. -Будь тактичным и вежливым. - Внешний вид.

Слайд 14

Академик Д.С.Лихачев предлагает: «Уроки Лихачева» книга «Раздумья о России». В этой книге собраны «Письма о добром и прекрасном». Письмо №8 – «Быть веселым, но не смешным» Письмо №19 - «Как говорить» Письмо №21 – «Как писать»

Слайд 15

«Декларация прав культуры» «Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей среды» Д.С. Лихачев Культурная среда необходима человеку для его духовной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам нравственной самодисциплины и социальности . «Память – основа совести нравственности, память- основа культуры, «накоплений» культуры, память- одно из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память- это наш долг перед самим собой и перед потомками» Д.С. Лихачев. Краеведение помогает передать знания подрастающему поколению, сохранить памятники нашего города . Памятники отражают историю не только нашего края, но и историю страны. Городу 25 лет – поставили памятник «Ракета» на площади Приморской. В этом году исполняется 40 лет со дня основания памятника североморцам, погибшим во время Великой Отечественной войны или как мы его зовем «Наш Алеша». Памятники нужны не только нам, но тем, кто будет жить потом. Можно провести диспут: - Можно провести диспут: «Нужны ли памятники городу, России?»

Слайд 16

Игровые ситуации: Ситуация к теме: «Взаимное уважение» 1. Вручить подарок другу и произнести приветствие. 2.Обратитесь с просьбой к прохожему. 3.Возразите собеседнику, высказавшему спорное суждение. 4. Выскажите комплимент собеседнику по поводу его суждения.

Слайд 17

Вопросы – ситуации: 1. Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги – ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких мальчиках? 2. В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на всех, кто стоит. Как должна была поступить Оля? Проигрывание ситуаций: Класс делится на три команды, которые должны инсценировать одно из стихотворений по темам: - « Лапуся » (С. Михалков) -«Признание» ( А.Барто ) -«Очень вежливый индюк» ( Б.Заходер )

Слайд 18

Работа с пословицами в нравственном воспитании. Цель: выявить ценностные ориентации личности ученика. Не спеши языком- торопись делом. Кто ленится, тот не ценится. Человек без друзей, что дерево без корней. Не бойся первой ошибки, бойся второй. Хочешь много знать, надо меньше спать. Без туда не вытащишь и рыбку из пруда. Задание : подобрать из слов соответствующее качество к каждой пословице: лень, дружелюбие, болтливость,любознательность , старательность.

Слайд 19

Работа над содержанием пословиц: 1. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. 2.С кем поведешься, от того и наберешься. 3.Доброе братство- лучшее богатство. 4.Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 5.На обеде все - соседи, а пришла беда, они прочь, как вода. Закончить фразы: Друг – это тот, кто…. Понимать человека – это значит…. Если человек один…..

Слайд 20

Памятки в процессе общения с детьми: Задание: выписать для себя правила жизни . Памятка «Организуй самого себя» 1.Точно определяй цель своей деятельности. 2.Приступай к делу сразу. 3.Придумай себе стимулы. 4.Сосредоточь свои усилия на главном. 5.Научись говорить себе «нет». 6.Следи за тем, на что ты тратишь свободное время. 7.Воспитывай в себе уважение к своему времени. 8.Старайся разнообразить занятия. 9.Приобретай привычку к ведению дневника. 10.Дал слово – держи, дал обязательство-выполни .

Слайд 21

Тесты: №1 .Бабушка не очень хорошо видит, ей трудно вдеть нитку в игольное ушко. Она просит вас помочь. Но в это время вы смотрите интересный мультфильм. Как вы поступите? А)Сразу же откликнитесь на просьбу бабушки. Б) Скажете, что поможете ей после досмотра фильма. В) Откажетесь ей помочь, сославшись на то, что не умеете вдевать нитки в игольное ушко. №2 . Вы сделали на «черновике» домашнее задание по математике. Папа пришел раньше других домой с работы. Он очень устал. Как вы поступите? А) Дадите отдохнуть, а потом попросите его проверить самостоятельную работу. Б)Сразу обратитесь к папе за помощью, ведь вы хотите поиграть со своими машинками. В)Не станете беспокоить папу до того момента, пока он не отдохнет, и лишь потом подойдете к нему с просьбой проверить самостоятельную работу.

Слайд 22

«Свой путь мы выбираем сами» Р.Рождественский « У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет?Куда пойти учиться? Как жить?Что делать? Вопросы – громады и вопросы – карлики. Вопросы – океаны и вопросы – капли.»

Слайд 23

Методика неоконченных предложений: Добро – это… Зло – это… Любовь - … Дружба - …. Враждебность – это… Честность – это… Хитрость – это… Подлость – это…. Наглость – это …. Порядочность – это … Право – это … Обязанность - это

Слайд 24

Из писем Д.С.Лихачева: «Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно , чтобы жить долго – не только физически, но и умственно..»

Слайд 25

Словарь: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения- народом, нацией. В понятие культура должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Культура – это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации. Культура – это святыни народа, святыни нации» Д.С.Лихачев

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы   Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в  с...

Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"

Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...

Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"

Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...