Урок по ОРКСЭ "Добро и зло" (светская этика)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Рябухина Татьяна Михайловна

Цель: создать условия для понимания значения понятий «добро» и «зло» в жизни человека; учить детей анализировать как свои поступки, так и поступки окружающих и делать нравственный выбор в пользу добра.

Задачи:

1.      Формировать основы морали – осознание обучающимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми  в обществе представлениями о добре и зле.

2.      Формировать потребность совершать добрые дела.

3.      Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse.docx22.49 КБ
Файл urok_po_orkse_svetskaya_etika_kursy.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ (светская этика) в 4 классе: «Добро и зло»

Рябухина Татьяна Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

                                                учреждение средняя общеобразовательная

                    школа № 156  г.о. Самара

Цель: создать условия для понимания значения понятий «добро» и «зло» в жизни человека; учить детей анализировать как свои поступки, так и поступки окружающих и делать нравственный выбор в пользу добра.

Задачи:

  1. Формировать основы морали – осознание обучающимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми  в обществе представлениями о добре и зле.
  2. Формировать потребность совершать добрые дела.
  3. Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. Под редакцией Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлёва, 2012, ООО «БАЛАСС»», презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

  1. Создание проблемной ситуации.

Рассмотрите изображения. Назовите сказочных героев. Как, одним словом, можно охарактеризовать этих сказочных героев. Распределите их на 2 группы.

Назовите тему урока. Давайте поставим цели и задачи к уроку.

  1. Введение в тему урока.

Притча о Добре и Зле

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

«Сильнее Я» сказало Зло:

«Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало: « Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю, что ещё сказать…

Остаться с кем, самим решать

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

  • Что такое добро?
  •  Что такое  зло?
  • Какие качества им присущи?
  • Попробуйте дать определение.

  1. Изучение нового материала.

1) Словарная работа. ( исследовательская работа)

- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь  С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу,    способствует   его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов:  «Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость»

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить.

  • Ребята, как вы думаете, всегда ли существовало зло на Земле?

2)Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов.

Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.

В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром.

Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.

В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова «зло» в православии есть синоним – «грех». Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть.

Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.

Делать добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху.  Он четко указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и повелевал  людям следовать путем добра и справедливости.

В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до  последних. Между добром и злом идет постоянная борьба.

                  Добро и Зло – два вечных спутника,

                 Идут по жизни с нами до конца.

                 Как разделить их, чтоб не мучиться,

                 И не болела по ночам душа.

                 Добро – такое теплое, как солнышко,

                 А зло – оно холодное, как лед.

  1. Физминутка – игра.

Я буду называть имя сказочного героя,  если вы считаете, что этот герой добрый, то хлопайте в ладоши, а если злой – то топайте: Шапокляк, кот Леопольд, Бармалей, Снежная королева, Герда.

  1. Работа по учебнику.

Работа с текстом на с. 16 – 17.

  • Что удивляет Игоря и что непонятно Оле?
  • Оля была удивлена, что Игорь не поздоровался с ней?
  • Чтобы знать, что правильно, а что неправильно, надо знать, как определить правила, общие для всех.
  • Как определить, какой поступок хороший, добрый, а какой – злой?
  • Сравните мнения Оли и Игоря о правилах поведения людей.

(Мнение Оли: «Люди живут по определённым правилам и приучают к ним детей с раннего возраста».

Мнение Игоря: «Откуда взрослые знают эти правила? Может быть, их исполнение совсем необязательно»).

  • Какие вопросы возникают в этой ситуации?
  • По каким правилам живут люди?
  • Кто их придумал?
  • Обязательно ли всем их соблюдать?
  • На чём основаны правила поведения людей?
  • Откуда они берутся?

  1. Закрепление изученного материала.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: 

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… 

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… 

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? 

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: 

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.» 

  • Ребята, а  какого волка вы кормите и чем?
  • Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?
  • Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
  • Что человека делает добрым или злым?
  • Как вы понимаете слова, написанные на кадре (слайд № 9)?

  1. Рефлексия.

Проверим чего больше в нашем классе добра или зла.

Обучающимся раздаются карточки. На них дети должны написать (1 качество) какие качества преобладают в нашем классе.

Складывание карточек в две стопки «добро» и «зло».

  • Что нужно делать, чтобы вокруг нас было как можно больше добра?
  • Какие правила надо соблюдать, чтобы вокруг было как можно больше добра?
  • Можно стать добрым человеком? Как?

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать

 добро, а тот, кто не умеет делать зло»

          (В.О.Ключевский)

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне, -вот это и есть мои пороки» (древнекитайское изречение)

  1. Итог урока

ПОМНИ:

Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.

  1. Домашнее задание.

Выбери то домашнее задание, которое тебе нравится и выполни его:

  •  Нарисовать рисунок на тему «Улица добра».
  •  Составить памятку «Как стать добрым человеком?»
  •  Найти пословицы и мудрые мысли великих людей о добре и зле.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по ОРКСЭ (Светская этика) Тема: Добро и зло Работу выполнила Рябухина Т.М. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 156

Слайд 4

Добро Зло

Слайд 5

Что такое добро ? «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу» «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» из Толкового словаря Ожегова

Слайд 6

Что такое зло? Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий «Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру» из Толкового словаря Ожегова

Слайд 7

Физкультминутка

Слайд 8

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

Слайд 9

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне, -вот это и есть мои пороки» ( древнекитайское изречение ) «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» (В.О.Ключевский)

Слайд 10

Лишь добро одно бессмертно , Зло подолгу не живёт! Ш.Руставели

Слайд 11

Домашнее задание Выбери то домашнее задание, которое тебе нравится и выполни его: Нарисовать рисунок на тему «Улица добра». Составить памятку « Как стать добрым человеком?» Найти пословицы и мудрые мысли великих людей о добре и зле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока курса "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Добро и зло"

План-конспект урокаТема: Добро и злоПрогнозируемые результаты: дети научатся осознанно различать главные моральные понятия жизни – добро и зло, будут стремиться поддерживать добрые отношения друг с др...

Урок по курсу ОРКСЭ по модулю «Основы светской этики». «Смысл жизни и счастье»

Познакомить учащихся с основными понятиями: смысл жизни, счастье, притча. Создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье. Воспитывать умение анализировать свои пос...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс

На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...