программа по ОРКСЭ
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)

Самодурова Юлия Владимировна

программа курса ОРКиСЭ (модуль "основы светской этики") расчитана на 0,5 часов в неделю с календарно-тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_svetskaya_etika.docx49.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Семилукская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов

Семилукского муниципального района Воронежской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных  классов протокол № 1

от «   »                    2015г.

Принята педагогическим советом

протокол №1

от «  25» августа 2015г.

«Утверждаю»_______________

Директор школы С.И.Тычинин

приказ № 213

от« 1 »     сентября      2015г.    

                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Основы  религиозных культур и светской этики»,

модуль «Основы светской этики»

для  4 класса

на 2015-2016учебный год

                                                                                                          Составитель:

                                                                                                     учитель начальных классов                                                                                                                  

г. Семилуки

2015 год


Пояснительная записка

          Рабочая программа курса по основам светской этики  для 4 класса разработана на основе:

-  Федеральным  законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

           - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от   06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России  от 26.11.2010  №1241, от 22.09.2011 №2357);

         - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от  6 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

        - письмом департамента образования, науки и молодежной политики  Воронежской области  от 24.08.2012 № 01-03/06321 « О направлении методических рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»;

       - приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

     - постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

        -  основной  образовательной  программой начального общего образования МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП;

       - Рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом начального общего  образования,  программы по ОРКСЭ для 4 классов общеобразовательных учреждений начального образования  « Основы светской этики»  М. Т. Студеникин, 2012 г.

Преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на формирование у учащихся:

  • готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • понимания значения норм светской и религиозной морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • первоначальных представлений об исторической роли традиционных  религий в становлении российской государственности;
  • внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознания ценности человеческой жизни.

    Цели курса:

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

      Задачи:

- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической  многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

     

   Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Рабочая программа   рассчитана на  17 часов в 4  классе. Специфика предмета заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов светской этики.

       Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно – воспитательного процесса обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал доступный для понимания. Полезнее если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников – это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов – выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам и старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери», ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относится к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника – это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относится с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относится уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный предмет «Основы светской этики» реализуется в рамках предметной области «Основы  религиозных культур и светской этики».

В федеральном базисном учебном плане в 4 классе на изучение этого курса отводится 0,5 часа в неделю, всего 17 часов, в том числе внеурочная форма работы 4 часа.

Четверть

Количество недель

Количество часов

I

9

4,5

II

7

3,5

III

10

5

IV

8

4

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
  • Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  • Использование приобретенных знаний и умений для творческого организационных задач.
  • Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

- получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- получить опыт самостоятельного общественного действия..

Содержание учебного предмета

     На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

    Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

    На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»

    В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

 

Особенности курса

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно – воспитательного процесса обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал доступный для понимания. Полезнее если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников – это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов – выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам и старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери», ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относится к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника – это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относится с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относится уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость. Консолидацию, целостность нашего общества и государства.

В целях повышения эффективности работы учителя и сокращении затрат времени на подготовку к урокам предлагаемое содержание курса светской этики (программа) дается в сочетании с тематическим планированием его преподавания. В планировании указаны темы уроков, их количество и требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся. Более подробные рекомендации практического характера, а также внеклассные мероприятия разработаны в поурочном методическом пособии к учебнику «Основы светской этики»


   Приложение

Календарно- тематическое планирование ОРКСЭ (модуль «Светская этика»)

№ п/п

дата

Тема урока

Вид деятельности

                                        Планируемые результаты

Формы диагностики и контроля

предметные

метапредметные

личностные

1.

Введение в предмет «Светская этика»

Знакомство с учебником, с понятиями : этика, этикет

Научатся проявлять дружелюбие, культуру своего поведения.

Р. :Определение алгоритма составления простого плана.

П.: анализировать по плану иллюстрации учебника, выразительно читать, осуществлять словарную и графическую работу.

К. :знать правила коллективной работы, знание практической пользы этики и этикета.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, становление гуманистических  и демократических ценностных ориентаций.

Фронтальный опрос.

2

Этика и этикет

Работа с учебником, словарем. Определение понятия этикет, мораль, нравственность. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.

Сформируют представление о понятиях : этика, мораль, нравственность; научатся следовать правилам хорошего тона ,объяснять критические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни.

Р.: усвоение правил работы с учебником.

П. : чтение текстов ,ответы на вопросы, выполнение заданий, работа с карточками по определению значений слов, работа со схемами ,словарем.

К.: культурное и вежливое общение в коллективе, в разрешении элементов практических ситуаций этикета в повседневной жизни, пробуждение стремления совершать добрые дела.

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Фронтальный опрос

3

Вежливость

Работа с учебником, словарем. Определение понятия вежливость ,уважение. Выдвижение гипотез происхождения слов: здравствуйте, спасибо ,пожалуйста, их значения.

Сформируют представление о понятиях: вежливость ,уважение ,тактичность ,скромность. Научатся осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях ,соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома.

Р.: определение правил отработки терминов и понятий;

П.: работа с таблицами, отработка терминов и понятий, чтение текста и составление схемы;

К.: неформальное общение ,соблюдение правил этики и этикета, осознанное использование слов вежливости в разных ситуациях, соблюдение правил вежливости на улице, в школе и дома.

Иметь представление о понятиях: вежливость ,уважение, тактичность, скромность; уметьосознанно использовать слова вежливости в повседневной жизни, соблюдать правила вежливости, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Фронтальный опрос

4

Добро и зло. Викторина «Всегда ли мы вежливы?»

Работа с учебником и словарем, определение понятий добро и зло,работа с литературными текстами, анализ прочитанного.

Сформируют представление о понятиях: добро и зло, поймут как влияет слово на взаимоотношения людей, научатся тому, как не совершать необдуманные поступки, бескорыстно помогать нуждающимся людям.

Р.: построение алгоритма сложного плана при изучении нового материала;

П.: работа с карточками по определению терминов и понятий, соотношение текста с рисунком, выделение морали прочитанной сказки ,сопоставление с действительностью;

К.: работа в парах, применение коммуникативных навыков ,правил разговорной речи

Оценивать жизненные

ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Фронтальный опрос

5

Добро и зло. (в русских народных сказках)

Тест №1

6

Дружба и порядочность

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятий дружба, порядочность

Сформируют представление о понятиях: дружба, порядочность.

Р.: составление алгоритма работы в парах.

П.: анализ правил дружбы, объяснение пословиц, работа с литературным текстом;

К.: работа в парах, соблюдение правил дружбы, умение слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению.

Оценивать жизненные

ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Фронтальный опрос

7

Честность и искренность

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятий: честность, искренность.

Сформируют представление о понятиях: честность, искренность, узнают что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Научатся определять позитивные качества личности.

Р.: определение нравственных принципов собственного развития;

П.: отработка терминов и понятий ,выполнение практических заданий, этическая беседа по иллюстрациям учебника, работа с пословицами и поговорками;

К.: умение работать в группах и парах, критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению.

Оценивать жизненные

ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Фронтальный опрос

8

Гордость и гордыня. Проект (долгосрочный)

«Традиции нашей семьи»

Проект осуществляется под руководством учителя.

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятий: гордость и гордыня.

Сформируют представление о понятиях: гордость, гордыня; узнают, что значит чувство собственного достоинства, человека, самоуважение; научатся отличать порядочность и скромность от зазнайства и гордыни.

Р.: определение правила составления схемы.

П.: выполнение заданий, составление кроссворда, работа с иллюстрациями учебника;

К.: чтение и обсуждение стихов, умение работать в команде, критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению.

Оценивать жизненные

ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Воспитание положительных качеств личности ,гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Фронтальный опрос

9

Обычаи  и обряды русского народа

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятий: честность, искренность.

Сформируют представление о понятиях:обычай, обряд.; узнают историю своего народа через обрядовые песни, обычаи.

Р.: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей;

П.: работа с учебником ,чтение народного фольклора, прослушивание музыки;

К.: работа в парах, умение критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению.

Оценивать жизненные

ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Воспитание положительных качеств личности ,гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Тест №2

10

Терпение и труд

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятий: честность, искренность. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Сформируют представление о понятиях: терпение, трудолюбие. Научатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям, давать определение понятий.

Р.: определение принципов применения блок-пакетов на уроках этики.

П.: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, становление гуманистических  и демократических ценностных ориентаций.

Фронтальный опрос

11

Семья

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятия: семья. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Сформируют представление о понятиях:род, родословная семья, семейные ценности.

Научатся соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.

Р.: правила анализа текстов по выявлению разумных потребностей;

П.: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

К.: работа в парах, умение критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению.

Оценивать жизненные

ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Воспитание положительных качеств личности .

Фронтальный опрос

12

Семья. (семья на Руси) Работа по проекту «Традиции нашей семьи»

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятия: фамилия, происхождение фамилии на Руси.

Фронтальный опрос

13

Семейные традиции

Работа с учебником, литературными текстами, определение понятия: традиция.

Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Сформируют представление о понятии: традиция. Научатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям, давать определение понятий.

Фронтальный опрос

14

Сердце матери

Работа с учебником, литературными текстами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Сформируют представление о роли матери в семье. Научатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям, давать определение понятий.

Р.: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей;

П.: работа с учебником ,чтение народного фольклора, прослушивание музыки;

К.: работа в парах, умение критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, становление гуманистических  и демократических ценностных ориентаций.

Тест № 3

15

Правила твоей жизни.

Работа с учебником, литературными текстами, Знакомство с правилами и традициями народов России. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Выработают правила жизни в школе ,дома, в обществе.

Р.: определение правил отработки терминов и понятий;

П.: работа с таблицами, отработка терминов и понятий, чтение текста и составление схемы;

К.: неформальное общение ,соблюдение правил этики и этикета, осознанное использование слов вежливости в разных ситуациях, соблюдение правил вежливости на улице, в школе и дома.

Оценивать жизненные

ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Воспитание положительных качеств личности .

Фронтальный

опрос

16

Праздники народов России

Защита проекта «Традиции нашей семьи»

Работа с учебником, литературными текстами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Сформируют представление о праздниках России (народных, государственных).

Научатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям, давать определение понятий.

Р.: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей;

П.: работа с учебником ,чтение народного фольклора, прослушивание музыки;

К.: работа в парах, умение критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, становление гуманистических  и демократических ценностных ориентаций

Фронтальный опрос

17

Обобщающий урок

Закрепление основных знаний и умений

Закрепят знания полученные за год

Р.: определение правил отработки терминов и понятий;

П.: работа с таблицами, отработка терминов и понятий, чтение текста и составление схемы; К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, становление гуманистических  и демократических ценностных ориентаций

Тест № 4


                                     Учебно – методическое обеспечение курса

  1. Студеникин М. Т. Основы светской этики. Учебник для  4 класса общеобразовательных учреждений. Учебное пособие. Москва.: «Русское слово», 2012.
  2. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2012.
  3. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  4. Энциклопедия «Вокруг света».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Учебная программа курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» 4 класс

Авторская переработка программы общеобразовательных учреждений "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики". Содержит календарно-тематическое план...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...