программа по ОРКСЭ
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)
программа курса ОРКиСЭ (модуль "основы светской этики") расчитана на 0,5 часов в неделю с календарно-тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_svetskaya_etika.docx | 49.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семилукская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол № 1 от « » 2015г. | Принята педагогическим советом протокол №1 от « 25» августа 2015г. | «Утверждаю»_______________ Директор школы С.И.Тычинин приказ № 213 от« 1 » сентября 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»,
модуль «Основы светской этики»
для 4 класса
на 2015-2016учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
г. Семилуки
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по основам светской этики для 4 класса разработана на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- письмом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 № 01-03/06321 « О направлении методических рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- основной образовательной программой начального общего образования МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП;
- Рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом начального общего образования, программы по ОРКСЭ для 4 классов общеобразовательных учреждений начального образования « Основы светской этики» М. Т. Студеникин, 2012 г.
Преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на формирование у учащихся:
- готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- понимания значения норм светской и религиозной морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- первоначальных представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознания ценности человеческой жизни.
Цели курса:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов в 4 классе. Специфика предмета заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов светской этики.
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно – воспитательного процесса обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал доступный для понимания. Полезнее если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников – это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов – выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам и старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери», ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относится к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника – это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относится с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относится уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный предмет «Основы светской этики» реализуется в рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».
В федеральном базисном учебном плане в 4 классе на изучение этого курса отводится 0,5 часа в неделю, всего 17 часов, в том числе внеурочная форма работы 4 часа.
Четверть | Количество недель | Количество часов |
I | 9 | 4,5 |
II | 7 | 3,5 |
III | 10 | 5 |
IV | 8 | 4 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- получить опыт самостоятельного общественного действия..
Содержание учебного предмета
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Особенности курса
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно – воспитательного процесса обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал доступный для понимания. Полезнее если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников – это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов – выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам и старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы: «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери», ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относится к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника – это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относится с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относится уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
Задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость. Консолидацию, целостность нашего общества и государства.
В целях повышения эффективности работы учителя и сокращении затрат времени на подготовку к урокам предлагаемое содержание курса светской этики (программа) дается в сочетании с тематическим планированием его преподавания. В планировании указаны темы уроков, их количество и требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся. Более подробные рекомендации практического характера, а также внеклассные мероприятия разработаны в поурочном методическом пособии к учебнику «Основы светской этики»
Приложение
Календарно- тематическое планирование ОРКСЭ (модуль «Светская этика»)
№ п/п | дата | Тема урока | Вид деятельности | Планируемые результаты | Формы диагностики и контроля | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
1. | Введение в предмет «Светская этика» | Знакомство с учебником, с понятиями : этика, этикет | Научатся проявлять дружелюбие, культуру своего поведения. | Р. :Определение алгоритма составления простого плана. П.: анализировать по плану иллюстрации учебника, выразительно читать, осуществлять словарную и графическую работу. К. :знать правила коллективной работы, знание практической пользы этики и этикета. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | Фронтальный опрос. | |
2 | Этика и этикет | Работа с учебником, словарем. Определение понятия этикет, мораль, нравственность. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика. | Сформируют представление о понятиях : этика, мораль, нравственность; научатся следовать правилам хорошего тона ,объяснять критические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни. | Р.: усвоение правил работы с учебником. П. : чтение текстов ,ответы на вопросы, выполнение заданий, работа с карточками по определению значений слов, работа со схемами ,словарем. К.: культурное и вежливое общение в коллективе, в разрешении элементов практических ситуаций этикета в повседневной жизни, пробуждение стремления совершать добрые дела. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. | Фронтальный опрос | |
3 | Вежливость | Работа с учебником, словарем. Определение понятия вежливость ,уважение. Выдвижение гипотез происхождения слов: здравствуйте, спасибо ,пожалуйста, их значения. | Сформируют представление о понятиях: вежливость ,уважение ,тактичность ,скромность. Научатся осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях ,соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома. | Р.: определение правил отработки терминов и понятий; П.: работа с таблицами, отработка терминов и понятий, чтение текста и составление схемы; К.: неформальное общение ,соблюдение правил этики и этикета, осознанное использование слов вежливости в разных ситуациях, соблюдение правил вежливости на улице, в школе и дома. | Иметь представление о понятиях: вежливость ,уважение, тактичность, скромность; уметьосознанно использовать слова вежливости в повседневной жизни, соблюдать правила вежливости, аргументировано обосновывать свою точку зрения. | Фронтальный опрос | |
4 | Добро и зло. Викторина «Всегда ли мы вежливы?» | Работа с учебником и словарем, определение понятий добро и зло,работа с литературными текстами, анализ прочитанного. | Сформируют представление о понятиях: добро и зло, поймут как влияет слово на взаимоотношения людей, научатся тому, как не совершать необдуманные поступки, бескорыстно помогать нуждающимся людям. | Р.: построение алгоритма сложного плана при изучении нового материала; П.: работа с карточками по определению терминов и понятий, соотношение текста с рисунком, выделение морали прочитанной сказки ,сопоставление с действительностью; К.: работа в парах, применение коммуникативных навыков ,правил разговорной речи | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. | Фронтальный опрос | |
5 | Добро и зло. (в русских народных сказках) | Тест №1 | |||||
6 | Дружба и порядочность | Работа с учебником, литературными текстами, определение понятий дружба, порядочность | Сформируют представление о понятиях: дружба, порядочность. | Р.: составление алгоритма работы в парах. П.: анализ правил дружбы, объяснение пословиц, работа с литературным текстом; К.: работа в парах, соблюдение правил дружбы, умение слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. | Фронтальный опрос | |
7 | Честность и искренность | Работа с учебником, литературными текстами, определение понятий: честность, искренность. | Сформируют представление о понятиях: честность, искренность, узнают что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Научатся определять позитивные качества личности. | Р.: определение нравственных принципов собственного развития; П.: отработка терминов и понятий ,выполнение практических заданий, этическая беседа по иллюстрациям учебника, работа с пословицами и поговорками; К.: умение работать в группах и парах, критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. | Фронтальный опрос | |
8 | Гордость и гордыня. Проект (долгосрочный) «Традиции нашей семьи» Проект осуществляется под руководством учителя. | Работа с учебником, литературными текстами, определение понятий: гордость и гордыня. | Сформируют представление о понятиях: гордость, гордыня; узнают, что значит чувство собственного достоинства, человека, самоуважение; научатся отличать порядочность и скромность от зазнайства и гордыни. | Р.: определение правила составления схемы. П.: выполнение заданий, составление кроссворда, работа с иллюстрациями учебника; К.: чтение и обсуждение стихов, умение работать в команде, критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. Воспитание положительных качеств личности ,гордость за хорошие дела и поступки героев России. | Фронтальный опрос | |
9 | Обычаи и обряды русского народа | Работа с учебником, литературными текстами, определение понятий: честность, искренность. | Сформируют представление о понятиях:обычай, обряд.; узнают историю своего народа через обрядовые песни, обычаи. | Р.: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей; П.: работа с учебником ,чтение народного фольклора, прослушивание музыки; К.: работа в парах, умение критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. Воспитание положительных качеств личности ,гордость за хорошие дела и поступки героев России. | Тест №2 | |
10 | Терпение и труд | Работа с учебником, литературными текстами, определение понятий: честность, искренность. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Сформируют представление о понятиях: терпение, трудолюбие. Научатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям, давать определение понятий. | Р.: определение принципов применения блок-пакетов на уроках этики. П.: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | Фронтальный опрос | |
11 | Семья | Работа с учебником, литературными текстами, определение понятия: семья. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Сформируют представление о понятиях:род, родословная семья, семейные ценности. Научатся соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. | Р.: правила анализа текстов по выявлению разумных потребностей; П.: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. К.: работа в парах, умение критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. Воспитание положительных качеств личности . | Фронтальный опрос | |
12 | Семья. (семья на Руси) Работа по проекту «Традиции нашей семьи» | Работа с учебником, литературными текстами, определение понятия: фамилия, происхождение фамилии на Руси. | Фронтальный опрос | ||||
13 | Семейные традиции | Работа с учебником, литературными текстами, определение понятия: традиция. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание. | Сформируют представление о понятии: традиция. Научатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям, давать определение понятий. | Фронтальный опрос | |||
14 | Сердце матери | Работа с учебником, литературными текстами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Сформируют представление о роли матери в семье. Научатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям, давать определение понятий. | Р.: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей; П.: работа с учебником ,чтение народного фольклора, прослушивание музыки; К.: работа в парах, умение критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | Тест № 3 | |
15 | Правила твоей жизни. | Работа с учебником, литературными текстами, Знакомство с правилами и традициями народов России. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Выработают правила жизни в школе ,дома, в обществе. | Р.: определение правил отработки терминов и понятий; П.: работа с таблицами, отработка терминов и понятий, чтение текста и составление схемы; К.: неформальное общение ,соблюдение правил этики и этикета, осознанное использование слов вежливости в разных ситуациях, соблюдение правил вежливости на улице, в школе и дома. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. Воспитание положительных качеств личности . | Фронтальный опрос | |
16 | Праздники народов России Защита проекта «Традиции нашей семьи» | Работа с учебником, литературными текстами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Сформируют представление о праздниках России (народных, государственных). Научатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям, давать определение понятий. | Р.: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей; П.: работа с учебником ,чтение народного фольклора, прослушивание музыки; К.: работа в парах, умение критически оценивать свои поступки, слушать собеседника ,проявлять уважение к чужому мнению. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | Фронтальный опрос | |
17 | Обобщающий урок | Закрепление основных знаний и умений | Закрепят знания полученные за год | Р.: определение правил отработки терминов и понятий; П.: работа с таблицами, отработка терминов и понятий, чтение текста и составление схемы; К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | Тест № 4 |
Учебно – методическое обеспечение курса
- Студеникин М. Т. Основы светской этики. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. Учебное пособие. Москва.: «Русское слово», 2012.
- Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2012.
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Энциклопедия «Вокруг света».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Учебная программа курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» 4 класс
Авторская переработка программы общеобразовательных учреждений "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики". Содержит календарно-тематическое план...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...