Главные вкладки

    Методическая разработка по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
    ЖИТЬ - БОГУ СЛУЖИТЬ Внеклассное мероприятие для начальной школы

    Обобщить и закрепить знания о Преподобном Сергии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sergiy_radonezhskiy_urok_2.docx21.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЖИТЬ - БОГУ СЛУЖИТЬ

    Внеклассное мероприятие для начальной школы

    Тема. Что ты знаешь о Преподобном Сергии Радонежском?

    Цели и задачи. Обобщить и закрепить знания о Преподобном Сергии, развивать речь, память, мышление, воспитывать патриотические чувства, чувство товарищества.

    Ход занятия

    Учитель. Сегодня мы узнаем о житие Преподобного Сергия. Для этого мы проведем игру. У меня на столе цветные фигуры, пусть каждый подойдет к столу и выберет себе фигуру. (Дети выполняют.) Теперь те, кто выбрал фигуры одного цвета составят одну команду. (Дети группируются в команды по 4–6 человек.)

    Задание 1. Сейчас я задам командам несколько вопросов. Та команда, которая быстрее поднимет руку, будет отвечать. За каждый правильный ответ команде дается одно очко.

    1. Как звали Преподобного Сергия в детстве? (Варфоломей)

    2. Как звали его родителей? (Кирилл и Мария)

    3. Кому посвятил Преподобный Сергий церковь, ведя иноческую жизнь в лесу? (Пресвятой Троице)

    4. Какое чудо произошло с Преподобным Сергием еще до рождения? (Когда святой находился в утробе матери, он трижды прокричал в самых важных местах литургии)

    5. Как звали братьев Преподобного Сергия? (Стефан и Петр)

    6. На какую битву благословил Преподобный Сергий князя Димитрия Донского? (На Куликовскую битву)

    7. Кто из святых явился Преподобному Сергию вместе с Божией Матерью? (Святые апостолы Петр и Иоанн)

    8. Кто из учеников Преподобного Сергия написал икону «Троица» (Преподобный Андрей Рублев)

    Задание 2. Каждой команде я раздаю стихотворение В. Афанасьева «Схимник Пересвет» о Куликовской битве, на которую Преподобный Сергий благословил благоверного князя Димитрия Донского и дал ему в помощь двух монахов-воинов – Пересвета и Ослябю. Но это стихотворение

    разрезано на несколько частей. Ваша задача – восстановить последовательность событий.

    Победит та команда, которая первой соберет стихотворение и выразительно прочитает его.

    1. С ханской силой биться,

    Мощно ополчась,

    В Лавру помолиться

    Прибыл Дмитрий князь.

    2. Молвил князю Сергий,

    Подавая меч:

    – С Богом! Ныне свергнем

    Иго с наших плеч.

    Мы теперь не слабы.

    Не страшись, иди –

    Пересвет с Ослябей

    Будут впереди.

    Бог и Церковь с вами

    Против всех угроз.

    Русской силы знамя

    Освятил Христос.

    3. Поле Куликово!

    Древние года!

    Дмитрия Донского

    Рать пришла сюда –

    Битвы ждет без страха,

    Хоть и грозен враг,

    С ними два монаха

    В схиме, на конях.

    Скоро грянет битва!

    И звучат в тиши Воинов молитвы,

    Как одной души.

    А за этой ратью

    Вся святая Русь:

    – Стойте крепко, братья,

    Я за вас молюсь!

    4. Копий лес вздымая,

    Утром, в ранний час,

    Встала рать Мамая

    Тучей против нас.

    5. Начал тут хвалиться

    Некто Челубей:

    – Кто не побоится

    Силушки моей? –

    Конь под ним громадный,

    Сам, как Голиаф,

    Страшный и нескладный,

    И такой же нрав.

    Он трясет копьищем

    В целое бревно:

    – Выходи хоть тыща,

    Будет всем одно!

    6. Выезжает конный

    В куколе с крестом,

    С ликом, истомленным

    Бденьем и постом,

    –Вот и он свое

    Поднял боевое

    Длинное копье.

    Без щита, без лат он,

    В стремени нога –

    В мантии крылатой

    Мчится на врага.

    Тот ему навстречу

    Бурею летит –

    Под железом плечи,

    Есть и шлем, и щит.

    7. Смотрят оба войска –

    Кто кого собьет,

    Кто из них геройски

    Общий бой начнет...

    Вот они все ближе,

    Жмет копье рука, –

    Вот склонились ниже,

    Метя в грудь врага.

    8. На дыбы их кони

    Разом поднялись,

    Затрещали копья...

    Крики раздались...

    Тот и другой убиты!

    Рати сошлись, и вот

    На смерть, не на живот.

    9. Люди кричат: «Победа!»

    Трубы трубят: «Победа!»

    Слава тем, кто полег!

    Их да прославит Бог!

    Войско несет с собою

    Первую жертву боя:

    Иночества то цвет –

    Схимник Пересвет.

    (В зависимости от подготовки детей стихотворение можно сократить.)

    Задание 3. На доске вы видите изображения храмов Троице-Сергиевой Лавры. Я буду читать описания храмов, а вы должны показать их на доске. (В зависимости от подготовки детей учитель может называть храмы, а дети – показывать, либо учитель только описывает храм, а дети показывают и называют его.)

    1. Построен над гробом Преподобного Сергия, весь из белого камня. Верх храма весь вызолочен. Внутри у южной стены почивают святые мощи Преподобного Сергия. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохраняет на себе пробоину от ядра, полученную во время осады поляков в 1608 году. (Троицкий собор)

    2. Воздвигнут посреди Лавры, с пятью большими главами. Средняя глава позолочена, а остальные украшены золотыми звездами. (Успенский собор)

    3. Находится с южной стороны монастыря. Снаружи стены ее покрыты разноцветными красками, окна обставлены резными из камня колоннами, вокруг нее идет открытая галерея. (Трапезная с церковью Преподобного Сергия Радонежского)

    4. Маленькая церковь с одной главою, овальной формы. (Церковь Божией Матери «Одигитрии» (Смоленская)

    5. Здание огромное, величественное и изящное, состоит из пяти ярусов и имеет вид четырехугольного столба, который по мере возвышения своего уменьшается в объеме. (Колокольня)

    Задание 4. У Лидии Чарской есть повесть «Один за всех» о Преподобном Сергии. Я сейчас зачитаю оттуда отрывки, а вы попробуйте ответить, кто это сказал и кому.1. «Врешь! Рцы это! Доколе тебе твердить? Становись на колени, протяни руку». (Учитель – Варфоломею)

    2. «Отрок этот будет некогда обителью Пресвятой Троицы». (Старец – родителям Варфоломея)

    3. «Братец, невмоготу... Привык я к обители, тянет в монастырскую келлию». (Стефан – Преподобному Сергию)

    4. «Победиши враги твоя». (Преподобный Сергий – князю Димитрию Донскому)

    Задание 5. Сейчас каждая команда получит карточку с изображением эпизода из жизни Преподобного Сергия. Команды должны догадаться, что изображено на рисунках. На обдумывание дается две минуты. (Эпизоды могут быть такими: видение отроку Варфоломею; Преподобный Сергий воскрешает мальчика; Преподобный и медведь; благословение князя Димитрия и другие.)

    Задание 6. Сейчас каждый член команды получит фломастер. Задача команды – на одном большом листе бумаги изобразить за пять минут вид Троице-Сергиевой Лавры. Обязательное условие: рисовать должны все члены команды.

    Задание 7. Каждая команда получает карточку с русской народной пословицей. Надо привести пример из жизни Преподобного, иллюстрирующий эту пословицу.

    1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. (Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.)

    2. Жить – Богу служить. (Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.)

    3. Послушание паче поста и молитвы. (Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему

    читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.)

    4. Умный смиряется, глупый надувается. (Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца,

    которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.)

    5. С молитвою в устах, с работою в руках. (Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.)

    Задание 8. У меня в руках шкатулка, а что там, предстоит вам угадать. Для этого команды по очереди задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». После того как вы отгадаете, что прячется в шкатулке, вы должны сказать, какое отношение эта вещь имеет к Преподобному Сергию. (В шкатулке находится деревянная игрушка или ложка. С времен Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, а также деревянные вещи были «благословением монастыря».)

    На этом наш конкурс заканчивается. Подсчитываются очки, и выбирается победитель


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие для начальной школы "Я выбираю спорт..."

    Мероприятие способствует формированию у учащихся стремления к здоровому образу жизни, занятию спортом, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей, воспитывать чувство отве...

    "Праздник здоровья" спортивное внеклассное мероприятие для начальной школы

    Конспект спортивного внеклассного мероприятия  для 1-4 классов "Праздник здоровья"...

    Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы

    Данное мероприятие может использоваться как в  начальных классах с английским уклоном, так и в базовых. Данный сценарий подразумевает наличие реквизитов, музыкального сопровождения. Дети легко ус...

    Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы

    Данное мероприятие может использоваться как в  начальных классах с английским уклоном, так и в базовых. Данный сценарий подразумевает наличие реквизитов, музыкального сопровождения. Дети легко ус...

    «День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школы.Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4

    «День матери" - внеклассное мероприятие для начальной школыЦель классного часа - праздника:   -Развивать у учащихся желание устраивать праздники для близких людей;- Воспитывать уважительное отнош...