Модель урока «Основы светской этики»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Модель урока «Основы светской этики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №51» города Кирова
Модель урока «Основы светской этики»
Тема урока: « Нравственные идеалы. Богатырь.»
Класс: 4-А
Учитель: Крутикова Н.Н., первая квалификационная категория
Дидактическая цель: способствовать формированию УУД в процессе осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения в знакомой и новых учебных ситуациях средствами эмоционального стимулирования личности с использованием ИКТ.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты (цели по содержанию):
1.Предметные:
- знать понятия «богатырь», «правила честного поединка»;
- соотносить понятие «богатырь» с подвигами защитников русской земли;
-понимать, что «правила честного поединка» подчеркивали высокие нравственные качества
воинов;
- понимать, как богатыри оказали влияние на современные нравственные представления о воинах;
- понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам.
- 2.Метапредметные:
а) познавательные:
- формулировать цели учебной деятельности, сохранять цели и задачи учебной деятельности на уроке
-адекватно использовать речевые средства для решения познавательных задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
- сравнивать и обобщать информацию, устанавливать аналогии
б) коммуникативные:
- строить монологическое высказывание в соответствии с заданием
- аргументировать свою точку зрения.
-формулировать собственное мнение и позицию
- сотрудничать с учителем, со сверстниками
в) регулятивные:
- выбирать действия в соответствии с поставленными задачами
- контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
3. Личностные:
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
Средства обучения:
1.УМК « Основы религиозных культур и светской этики» ( авт. Программа Данилюка А.Я.):
- Программа комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики»
1.Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
2. Электронное пособие « Основы религиозных культур и светской этики» М.: Просвещение, 2012. (Презентация к уроку « Нравственный идеал»)
3. Рабочие тетради учащихся.
4.Дополнительный раздаточный материал
5.Мультимедийное сопровождение урока.
6 .Интерактивная доска
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Создает положительный настрой на урок и ситуацию успеха. | Приветствуют гостей и учителя. Проверяют готовность рабочего места. | Умеют настроиться на урок. |
2. Целеполагание и мотивация. 3.Актуализация знаний и умений | Организует работу групп. Предлагает учащимся обсудить результаты выполнения домашнего задания, выбрать и прокомментировать самые значимые, с их точки зрения, пословицы и поговорки о любви к Родине; (Приложение 1) Обобщает результаты комментариев учащихся. В процессе знакомства учащихся с содержанием стихотворения И.Никитина «Русь» подводит учащихся к формулировке темы урока «Нравственные идеалы. Богатырь» (Слайд 1). (Приложение 2) Предлагает сформулировать цели урока.(Слайд 2) | Работают в группах, обсуждают пословицы и поговорки, выбирают самые значимые, готовятся комментировать. Комментируют выбранные пословицы и поговорки. Формулируют тему урока. Формулируют цели урока. | Умеют сотрудничать со сверстниками. Умеют аргументировать свою точку зрения. Умеют формулировать собственное мнение, позицию. Умеют формулировать тему урока. Умеют формулировать цели учебной деятельности, сохранять цели и задачи учебной деятельности на уроке. |
4. Первичное усвоение нового материала | Предлагает рассмотреть картину В.М.Васнецова «Богатыри» и описать внешность былинных героев: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича (Слайд 3). Предлагает учащимся найти определение понятия «богатырь» в учебнике (Ур.24, стр.50) и записать его в тетрадь. Учитель знакомит детей с портретом А.П.Бородина. и предлагает послушать фрагмент «Второй симфонии», которую называют «богатырской», предлагает определить характер музыки. (Слайд 4). Задает вопрос: «Какие качества вы можете добавить к образу богатыря, определив характер фрагмента «богатырской» симфонии ?». Предлагает отгадать загадки о богатырском вооружении. (Приложение 3). | Рассматривают картину В.М.Васнецова «Богатыри». Описывают внешность былинных героев: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Находят понятие «богатырь» в тексте учебника и записывают определение в тетрадь. Знакомятся с портретом А.П.Бородина и слушают фрагмент «Второй симфонии». Определяют характер музыки. Называют новые качества к образу богатыря после прослушивания музыкального фрагмента. Отгадывают загадки о богатырском вооружении. | Умеют осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Умеют адекватно использовать речевые средства для решения познавательных задач. Знают понятие «богатырь». Умеют сравнивать и обобщать информацию, устанавливать аналогии. Умеют формулировать собственное мнение, позицию. Умеют адекватно использовать речевые средства для решения познавательных задач. |
5. Осознание и осмысление учебного материала | Организует работу групп. Предлагает учащимся в группах выбрать «правила честного поединка», используя дополнительный материал (Слайд 5). (Приложение 4). Предлагает прокомментировать выбранные правила. | Работают в группах. Выбирают правила, используя дополнительный материал, а затем комментируют «правила «честного поединка». | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Знают правила «честного поединка». Понимают, что «правила честного поединка» подчеркивали высокие нравственные качества воинов. Понимают необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. |
6. Систематизация учебного материала | Предлагает ответить на вопрос: - Герои Великой Отечественной войны- богатыри? Почему? (Слайд 6). Предлагает детям подумать, живут ли среди нас богатыри и кто они (Слайд 7). | Отвечают на вопрос. Выполняют задание. | Умеют соотносить понятие «богатырь» с подвигами защитников русской земли. Понимают, как богатыри оказали влияние на современные нравственные представления о воинах. |
7. Применение
| Организует работу групп. Предлагает учащимся, используя полученные знания, а также дополнительный материал (Приложение 5), записать в тетрадь нравственные качества, которыми обладали богатыри. | Записывают в тетрадь нравственные качества, которыми обладали богатыри. | Умеют осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. |
8. Проверка уровня усвоения | Предлагает представителям групп прокомментировать нравственные качества богатырей, записанные в тетрадях. Остальным учащимся дополнить записи в тетрадях. Учитель предлагает дать портрет богатыря как образца нравственности. (Слайд 8,9,10) | Представители групп комментируют качества богатырей. Дополняют записи в тетрадях. Дают портрет богатыря как образца нравственности. | Умеют аргументировать свою точку зрения. Умеют строить монологическое высказывание в соответствии с заданием. |
9. Информация о домашнем задании | Учитель предлагает дома прочитать одну из былин и охарактеризовать образ былинного богатыря. (Слайд 11) | Осмысливают задание, записывают в дневник. | Умеют сохранять цели и задачи учебной деятельности. |
10. Рефлексия | Предлагает заполнить «Лист самооценки» и сдать учителю. (Приложение 5). | Дети заполняют лист самооценки и сдают учителю. | Умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Приложения
Приложение 1.
Пословицы и поговорки о любви к Родине, которые могут выбрать учащиеся
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Своя земля и в горсти мила.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Всякому мила своя сторона.
- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.
- Человек без Родины - соловей без песни.
Приложение 2
Стихотворение Ивана Никитина «Русь»
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Приложение 3
Загадки
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
2. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Догадались? Конечно же это…(Меч)
3. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)
4. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
5. Оружие для удара по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой ударной части. (Булава)
6. Этот боевой предмет можно самостоятельно приготовить, используя кривой сук и шнурок. (Лук)
Приложение 4
Задание:
- Выберите из предложенных вариантов «правила честного поединка»
Договоренность о месте и времени поединка.
Запрет на использование случайных хитростей.
Правило равного вооружения противников.
Не наносить удар в спину.
Правило «око за око, зуб за зуб».
Верность клятве, слову, данному товарищу.
Приложение 5
Дополнительный материал для работы групп
1 группа:
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
2 группа:
Отрывок из былины «Михайло Данилович»
…Тут поехал Михайло Данилович
Во чистое поле ко войску нечестивому,
И стал рубить он с одного края,
Сек-рубил силу три дня и три ночи,
Хлеба-соли не едаючи,
Ключевой воды не пиваючи,
Себе отдыха не даваючи!...
3 группа:
Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
…И видят: в поле меж врагами,
Блистая в латах, как в огне,
Чудесный воин на коне
Грозой несется, колет, рубит,
В ревущий рог, летая, трубит...
То был Руслан. Как божий гром,
Наш витязь пал на басурмана;
Он рыщет с карлой за седлом
Среди испуганного стана.
Где ни просвищет грозный меч,
Где конь сердитый ни промчится,
Везде главы слетают с плеч,
И с воплем строй на строй валится;
В одно мгновенье бранный луг
Покрыт холмами тел кровавых,
Живых, раздавленных, безглавых,
Громадой копий, стрел, кольчуг.
4 группа:
Богатырь, он вот каков!
Он силен, он здоров!
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал.
На границе стоял,
Зорко – зорко наблюдал.
Подрастем мы и смотри,
Станем как богатыри!
Воплощен в былинах старых
Вот стоит он как живой!
Бич врагов в сраженьях ярых
Витязь Родины святой!
Меч в руках его тяжелый
А в ногах - узорный щит
На пиру он гость веселый
В битвах - молнией летит!
5 группа:
Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»
…Едет во поле добрый молодец,
Едет русский могучий Святогор-богатырь;
Святогоров конь да будто лютый зверь,
У богатыря плечи да во косу сажень,
Он и едет во поле, потешается:
Он бросает палицу булатную,
Выше лесушки бросает да стоячего,
Ниже облака бросает да ходячего,
Улетает палица высоко под поднебесье,
Когда палица та вниз спускается,
Он подхватывает ее да одной рукой!...
Приложение 6
Лист самооценки ученика
Оцени работу в группе. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна)
1. Все ли члены группы принимали участие в работе?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один человек.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
2. Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
3.Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком Х.
_______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок основы светской этики
Урок по курсу ОРКиСЭ. Тема: "Род и семья - исток нравственных отношений".4- 5кл. Урок воспитывает уважение к своей семье, к своим родственникам, знакомит со своей родословной....
презентация к уроку "Основы светской этики"
Тема презентации "Нравственные идеалы"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-538164-1480260469.jpg)
Кроссворд "Нравственность"к уроку Основы светской этики
Кроссворд помогает вспомнить, что такое поступок, мотив, цель, стыд, высказывания великих мыслителей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/16/picture-643573-1434488293.jpg)
Технологическая карта урока основы светской этики. 4 класс.
В матариале предлагается технологическая карта урока основы светской этики по теме: " Семейные ценности"....
Конспект урока «Основы светской этики» по теме « Дружба» в 4 классе.Рахимова Фарзана фаритовна МБОУ СОШ №4
Цель: 1. Расширение знаний детей о дружбе.2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения..Развивать речевые умения.3.Воспитывать дружеские в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/24/picture-856373-1479997812.jpg)
Интегрированный урок: основы светской этики и русский язык
Тема урока: «Справедливость. Безударные окончания существительных в предложном падеже»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/29/picture-1367810-1638181382.jpg)
Технологическая карта урока основы светской этики.Тема "Чистый ручеек нашей речи". УМК "Школа России" (4 класс)
Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование понятий о речевом этикете, и представлений о речи как о важнейшем средстве общения, обменемыслями и чувствами между людьмиЗадачи...