Урок «Обычаи и обряды русского народа»
план-конспект по орксэ на тему

У каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми произведениями устного народного творчества, которые создавались для того, чтобы воспитывать любовь к семье, родной земле, чувство национальной гордости, умение дружить и жить в гармонии с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obychai_i_obryady_russkogo_narodya_orkse.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Обычаи и обряды русского народа» 

Цель:  определить основные обычаи русского народа и выяснить, насколько они сохранились в современном мире.

задачи:

- ознакомиться с русскими национальными обычаями и обрядами как важнейшим блоком в системе духовной культуры русского народа;

- получить представление об основных обычаях

- исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников;

- осмыслить роль и значение обычаев в жизни в наше время.

  1. Предварительная организация класса (Оргмомент) - 1 минута
  2. Проверка домашнего задания: творческое задание  - 10 минут
  1. Актуализация опорных знаний - 3 минуты
  2. Изучение нового материала - 20 минуты
  3. Физкультминутка -1 минута
  4. Закрепление - 5 минут
  5. Анализ деятельности учащихся, выставление оценок - 3 минуты 
  6. Домашнее задание - 2 минуты 
  7. Ход урока
  1. Предварительная организация класса (Оргмомент)
  2. Проверка домашнего задания: творческое задание  
  3. Актуализация опорных знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с традициями и обрядами нашего народа. Данный урок будет проходить по следующему плану:

1. Традиции приема гостей.

2. Календарные праздники и обряды, фольклор.

3. Традиции русского застолья.

4. Семейные традиции и обряды, свадебные обряды.

5. Традиции русского православного праздничного застолья.

  1. Изучение нового материала

Учитель:  Ребята, у каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми произведениями устного народного творчества, которые создавались для того, чтобы воспитывать любовь к семье, родной земле, чувство национальной гордости, умение дружить и жить в гармонии с окружающим миром.

Учитель:  Первое свое путешествие мы совершаем в русскую семью. На пороге дома нас встречала вся большая семья. Бабушка по такому случаю нарядилась в настоящий русский сарафан, в ярко расписной кофте, на плечах был накинут большой русский платок. Встречали нас хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» мы прошли в избу.

Ученик 1: Будет всем вам здесь приятно

 Побывать в гостях у нас,

 Песни русские попеть,

 В русский пляс с душой пуститься,

 Пирогов отведать вкусных,

 и чайку напиться всласть,

 Все мы рады видеть вас!

Учитель:   В центре комнаты стоит большой стол, накрытый скатертью, на столе возвышается русский самовар, стоят блины, пирожки. Хлеб поставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».

Ученик 2:Ходить в гости, пить чай с бубликами, ватрушками, пирогами – это старинный русский обычай. Не забыт этот обычай. Зайди в любой дом, к молодым ли старым, везде тебя приветливо встретят, пригласят к столу.

Ученик 3:На Руси обычай древний-

 Дорог гость – так привечай

 Наливай ему целебный

 Ароматный, крепкий чай.

Учитель:    Долог зимний вечер. В такие вечера загадки служили подспорьем хорошему настроению. Любят в этом доме и загадки:

Ученик 4: «Что на сковороду наливают, да в четверо сгибают?»

- «В небе – дыра, в землю – дыра, а в середине огонь, да вода».

Учитель:  Вдруг заиграл баян. Это хозяин взял гармонь в свои умелые руки. Следом зазвучали песни. Какие же посиделки без задорной частушки!

Ученик 5:  Хорошо пропели песни

Милые подружки.

Только что за посиделки

Без нашей частушки?

Баяниста Петю я

Давно заприметила,

Играет он старательно,

Моргает завлекательно.

Учитель:  Узнали мы и чем раньше угощали хозяева дорогих гостей. На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Хозяин дома сидел за столом на почетном месте. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками. Традиционной пищей были колобки – небольшие круглые хлебцы.

Учитель:  Ребята, в основе какой русской сказке лежат хлебцы. (Сказка Колобок) 

Учитель: Ребята, на столах лежат конверты. Ваша задача прочитать, обсудить в группах и рассказать классу о данных обрядах и традициях.

1 группа-

Баня

    В семье ценили и ценят опрятность. Женщины по субботам до блеска выскабливали полы в избе, столы. Не было случаев, чтобы раз в неделю, перед баней не сменялось постельное и нательное белье. Русские любят баню и очень часто топят ее.

2 группа-

Колядки - старинный рождественский обряд прославления праздника. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки - старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Колядование начинали дети и молодежь, которые пели песни под окнами и получали за это различное угощение. Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались - рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных.

3 группа-

Крещение (19 января) Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» или «В жребий». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без и сключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.

Святочные гадания.     В сем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий - и люди гадали.  Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, музыка скорую свадьбу, топот коня - дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д.

4 группа-

  Не менее интересно встречают и старый Новый год с 13 на 14 января. В каждый дом заходят ряженные и колядками желают хозяевам изобилия, здоровья, счастья. За это хозяева одаривают их подарками.

 Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой,

 Открывайте сундучок,

 Доставайте пятачок,

 Либо гривенничек.

Уж я сяду на порог –

 Дай лепешку и пирог,

 Чтобы курочки водились,

 Чтобы свиньи поросились,

 Чтоб коровушка телилась,

 Чтоб кобылки жеребились, чтобы счастье и веселье

 Было в доме круглый год,

 Чтоб гостей невпроворот!

 С новым годом!

 Со всем родом!

 Чтоб здоровы были,

 Много лет жили!

5 группа-

Масленица. Время перехода от зимы к весне отмечено  Масленой неделей.

Широко празднуется русская масленица. Масленица всегда превращалась в народное гулянье. Это катание с гор на салазках, на лошадях. На Масленицу обязательным угощением являются блины. В последний день Масленицы мастерили из соломы куклу – чучело. Одевали куклу во все старое, негодное. Лицо ее расписывали красками. А затем куклу сжигали. Это были символические проводы зимы. Пепел разбрасывали по полю, чтобы был хороший урожай.

Как отмечается Масленица

Понедельник – Встреча.  На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. Пекли блины.

Вторник – Заигрыши.  На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. Дети катались с гор во все дни масленицы – съезжали с гор на санях, на салазках, или на обледенелых рогожах.

Среда – Лакомка. На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен.

Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»

Четверг – Разгул. С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, взятие снежного города, на конские бега, катание по улицам.

Пятница - Тещины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Суббота - Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Воскресение - (Последний день Масленицы) — прощёное воскресенье

  Праздник памятный издалека,

 Открывающий путь к урожаю,

 Праздник мира и поля, и трав,

 Праздник душ человечьих свободных,

 Праздник масленичных забав,

 Детских игр, да игрищ народных.

 Эта речь моя – не напрасленница,

 Будет зиму провожать Масленица!

Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа.

6 группа-

Рождение младенца.  

Русские спешили крестить младенца,  и чаще всего крещение происходило в сороковой день. Имя сейчас новорожденному стараются давать в честь Святого, именины которого приходятся на день рождения младенца. (обряд припекания)

Свадьба в России - это не просто церемония заключения брака, это обычай. Свадьбы всегда несут в себе очень много национального. Свадьбы в России заключались в определенную пору года, обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами. Сегодня свадьбы проводят круглый год.

Однако Обряд церковного венчания становится все более частым. Венчание - очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости.

  1. Физкультминутка.
  2. Закрепление. 

Учитель: Какие современные традиции мы поддерживаем с давних времен?

Тест.

1. Какие народные обычаи и обряды вам известны?

2. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие

3. Знаете ли Вы рождественские обычаи?

4. Как вы думаете, соблюдаются ли в нашей местности какие – нибудь обычаи, обряды? Если да, то какие  именно?

5.Какую свадьбу вы хотели бы устроить себе?

Без обрядов_________

Современный гражданский обряд_______________

Гражданский обряд с элементами народной свадьбы_______

6.Какие народные обычаи и обряды известны вам, связанные с рождением  ребенка?________________

7. Какие народные обычаи ты чтишь?

       8. Какие современные обычаи тебе известны?

Учитель: Объясните смысл данных пословиц.

От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

  1. Анализ деятельности учащихся, выставление оценок.

Ответьте на вопросы:

  • С каким настроением вы изучали новый материал на уроке?
  • Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
  1. Домашнее задание.

Учитель: подготовить сообщение на тему по выбору:

  • «Традиции твоей семьи»;
  • «Обычаи русского народа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме: " Обычаи и обряды русского народа. Зимние праздники (Рождество, Крещение)".

В  разработке представлен материал для проведения урока или внеклассного мероприятия к зимним христианским праздникам....

Конспект урока по основам светской этики в 4 классе "Обычаи и обряды русского народа"

Урок по основам светской этики в 4 классе " Обычаи и обряды русского народа". Автор учебника М.Т.Студеникин. Урок   познакомит учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обы...

Методическая разработка урока "Обычаи и обряды русского народа" (ОРКСЭ)

Знакомство и  приобщение детей к  русской  культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол обеспечивает преемственность традиций, сохранение  и  преумножение...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (4 класс) "Обычаи и обряды русского народа"!

На уроке ребята знакомятся с понятиями обычаев и обрядов.Узнают какие обычаи и обряды играют важную роль в жизни русского народа. Учащиеся знакомятся с историей обряда бракосочетания на Руси...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Обычаи и обряды русского народа" (УМК "Начальная инновационная школа", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об обрядах бракосочетания на Руси, формирование представлений об обычаях русского народа, знакомство с понятиями «обычай» и «обр...

Конспект урока. Тема Обычаи и обряды русского народа. 4 класс УМК "Иновационная начальная школа"

Цели деятельности учителя:формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;формирование пр...

Конспект урока по ОРКСЭ (4 класс). Тема: «Обычаи и обряды русского народа». УМК «Начальная инновационная школа»

Цели деятельности учителя: формирование представления об обычаях и обрядах русского народа, об их характеристике, об основных понятиях.Планируемые результаты:Предметные: знать основные понятия: обычай...