рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Калугина Светлана Анатольевна

Рабочая прграмма по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_p_osnovy_pravoslavnoy_kultury_4_klass-nov.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры начального

образования и воспитателей ГПД

Протокол №1 от 25.08.2015 г.

Руководитель кафедры

_______ Н.А. Бухарова

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 46/3 Д от 31.08.2015

Директор МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

____________  Т.В.Сандина

учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

в  4 классе

Составитель:

учитель начальных классов

С. А. Калугина

2015

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана на основе авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010 и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций российской педагогики.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.

Закон Российской Федерации «Об образовании» также требует, чтобы основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивали реализацию федерального государственного образовательного стандарта, «с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников». А рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (пункт 6 статьи 9 «Образовательные программы» Закона РФ «Об образовании»).

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры». В учебно-методический комплект входят: учебное пособие для учащихся 4–5 классов, книга для учителя, книга для родителей и книга для семейного чтения.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. 

Количество часов в год – 34.

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов в I четверти – 8.

Количество часов в II четверти – 7.

Количество часов в III четверти – 10.

Количество часов в IV четверти – 9.

Общая характеристика учебного курса

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:

 «Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»,

«Основы мировых религиозных культур»,

 «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

- единых требований  к результатам освоения содержания  учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Место  комплексного учебного  курса  в учебном  плане.

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю, в год 34 часа

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по_ предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Тематическое планирование учебного модуля «Основы православной культуры»

  1. Россия — наша Родина.
  2. Православие и культура
  3. Отношения Бога и человека в православии
  4. Православная молитва
  5. Библия и Евангелие
  6. Проповедь Христа
  7. Христос и Его Крест
  8. Пасха
  9. Православное учение в человеке
  10. Совесть и раскаяние
  11. Заповеди.
  12. Милосердие и сострадание.
  13. Золотое правило.
  14. Храм
  15. Икона
  16. Творческие работы учащихся.
  17. Подведение итогов
  18. Как христианство пришло на Русь
  19. Подвиг
  20. Заповеди блаженств
  21. Зачем творить добро?
  22. Чудо в жизни христианина
  23. Православие о Божием суде
  24. Таинство Причастия
  25. Монастырь
  26. Отношение христианина к природе
  27. Христианская семья
  28. Защита Отечества
  29. Христианин в труде
  30. Любовь и уважение к Отечеству
  31. Подготовка творческих проектов учащихся
  32. Выступление обучающихся со своими творческими проектами
  33. Выступление обучающихся со своими творческими проектами
  34. Презентация творческих проектов

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
    окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Тематическое планирование

а/а

Тема урока

Кол-во часов

 Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы содержания

Что вы узнаете

Тип урока

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 Россия – наша родина

1

Знать:

-Что такое духовный мир человека

-Что такое культурные традиции и для чего они существуют

Знать: Как человек создает культуру.

-О чем говорит религия

Богатство России. Малая Родина.

.Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Комбинированный урок

1.Традиции, принятые в вашей семье.

2.Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи

5.09

2

 Православие и культура

1

- Знакомятся с историей

возникновения и

распространения

православной    культу-

ры.

Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.

Урок изучения нового материала

1.Что такое культура?

2.Что такое религия?

3.Какие слова благодарности вы знаете?

4.Какие черты православной культуры 17 в. так поразившие арабского путешественника живы до

 сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

12.09

3

    Отношения Бога и человека в православии

1

Знать :

-Какие дары бог дал человеку

-Как вера в Бога может влиять на поступки людей

Знать:

Что такое православие

-Что значит слово «благодать»

-Кто такие святые

-О молитве «Отче наш»

Знакомятся сосновами

духовной традиции

православия.

Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь

. Урок изучения нового материала

1.Почему Бога называют Творцом?

2.Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?»

19.09

4

    Православная молитва

1

- Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать.

Урок изучения нового материала

1.Что значит слово «молиться»?

2.Главное сокровище России

3.Значение слова «искушать»

4.Можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей?

26.09

5

  Библия и Евангелие

1

Знать: -

Кто такие христиане

- Что такое Библия

- Что такое Евангелие

Священное Писание.

Знакомятся с определениями

основных понятий

православной

культуры.

Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

Урок изучения нового материала

1.Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?

2.Как переводится слово Евангелие?

3.Как зовутся авторы книг Ветхого Завета? Нового Завета? .

4. Что означает слово «завет»?

5. как Соломон понял, кто мать ребенка?

6.Как ты понимаешь, что такое откровение?

7.Кто такие христиане?

3.10

6

Проповедь Христа

1

 Знать: -

Чему учил Христос

-Что такое Нагорная проповедь

-Какое сокровище нельзя украсть

 

Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане.

Учатся устанавливать

взаимосвязь между

религиозной

(православной)

культурой и

поведением людей

Урок изучения нового материала

1.Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название?

2.Перечитай ещё раз рассказ о Нагорной проповеди. Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

3. Чего именно вмире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла?

4.На православных книгах изображается крест. Христиане носят на груди крест («крестик»). Для христиан это украшение, талисман или знак, напоминание?

10.10

7

Христос и Его Крест

1

Знать: -

-Как Бог стал человеком

-Почему Христос не уклонился от казни

-Символику креста

Знать: -

Что воскресенье не только день недели

-Что такое Пасха

-Как празднуют Пасху

Учатся устанавливать

взаимосвязь между

религиозной

(православной)

культурой и

поведением людей

Православная культура. Воплощение.  Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста.

Урок изучения нового материала

1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?

2.Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

3.Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

4.Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей.

17.10

8

Пасха

1

Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо.

Комбинированный урок

1.Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2.Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3.Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

4.Как звучит главный

пасхальный гимн?

5.В чем состоит христианский пост?

24.10

9.

 Православное учение в человеке

1

Знать:

-Чем бог одарил человека

-  Когда болит душа

- Что такое «образ Божий»

Душа. Тело.

Знать:

О подсказках совести

- Как исправлять ошибки

Знать:

Что общего у убийства и воровства

- Как зависть гасит радость

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

Урок изучения нового материала

1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

2. Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?

3. Как Библия рассказывает о происхождении души?

4. Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя  в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и  исполнить её или отогнать?

31.10

10.

Совесть и раскаяние

1

Раскаяние. Совесть

Комбинированный урок

1. Есть полушуточное определение человека: «человек - это животное, умеющее краснеть». Объясните его.

2. Какие два важнейших дела у совести?

3. Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа.

4. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

5. Какие шаги в покаянии вы можете назвать?

14.11

11.

Заповеди.

1

Заповеди. Моисей.

Урок изучения нового материала

1. Есть ли связь между словами: заповедь, заповедник заповедный?

2. Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?

3. Зачем нужно преодолевать зависть? Что помогает в борьбе с ней?

4. «Добросердечный человек». Какие синонимы вы можете подобрать?

21.11

12.

Милосердие и сострадание.

1

Знать:

Чем милосердие отличается от дружбы

- Кого называют «ближним»

- Как христианин должен относиться к людям

Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня.

Комбинированный урок

1. Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу

Что чувства добрые я лирой пробуждал

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал

Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово падший? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?). Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?

2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

4. Дайте собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами).

28.11

13.

Золотое правило.

1

Знать:

- Главное правило человеческих отношений

- Что такое неосуждение

Зн

ать:

Грех. Неосуждение

. Урок изучения нового материала

1. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

3. Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?

5.12

14.

Храм

1

Знать:

Что люди делают в храмах

- Как устроен православный

- Почему икона так необычна

- Почему изображают невидимое

Знать:  - Почему икона так необычна

- Почему изображают невидимое

Икона. Благословение.

Иконостас. Алтарь

Знакомятся с

устройством храмов

Урок экскурсия

1. Что такое иконостас? Какие иконы в нём присутствуют всегда?

2. Может ли православный христианин молиться без иконы?

3. Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь».

4. Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?

12.12

15.

Икона

1

Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва.

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

Урок изучения нового материала

1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

2. Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога?

3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

19.12

16.

 Творческие работы учащихся.

1

Знать:  

значение

православной культуры

в жизни людей, общества.

Знать:  

значение

православной культуры

в жизни людей, общества.

Учатся излагать своё мнение

по поводу значения

православной культуры

в жизни людей, общества.

Сочинение на тему «Как я понимаю «золотое правило этики»?

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.

26.12

17.

Подведение итогов

1

Преподобный.

Святитель.

 

18

 Как христианство пришло на Русь

1

Знать: Что такое

Евангелие, Пасха, храм и

икона. Кто такой Иисус

Христос.

Узнать: что такое Церковь

и крещение.

Как Русь стала

христианской страной.

Знать: Что такое подвиг,

что такое жертвенность.

Пример подвижнической

жизни архиепископа Луки

Войно-Ясенецкого.

Уметь

Богатство России. Малая Родина.

.Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Комбинированный урок

Уметь: Отличать

православный храм от других,

узнавать изображение Иисуса

Христа и Пасхи на иконах.

Рассказать историю

проникновения христианства в

древнерусские земли и

крещения Руси.

 

1

19

Подвиг

1

- Знакомятся с историей

возникновения и

распространения

православной    культу-

ры.

Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.

Урок изучения нового материала

Уметь: Объяснить слово

«подвижник», «жертвенность»

и употреблять их в речи.

Различать ценности, ради

которых люди жертвуют своим

временем, здоровьем, даже

жизнью. Рассказать о герое.

20

 Заповеди блаженства

1

Знать: Что такое

«заповедь», «блаженство»,

что делает христианина

счастливым.

Знать: В чём, как и почему

христиане подражают

Христу, чему радуются

святые

Знакомятся сосновами

духовной традиции

православия.

Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь

. Урок изучения нового материала

Уметь: Объяснить, почему

христиане благодарны Иисусу

Христу. Читать текст Заповедей

Блаженства с полным

пониманием. Приводить

примеры исполнения этих

заповедей христианами.

21

Зачем творить добро?

1

- Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать.

Урок изучения нового материала

Уметь: Нарисовать кресты

Иисуса Христа, апостолов

Петра и Андрея.

Правильно употреблять в речи

слово «смирение». Объяснить

выражение «Даром приняли –

даром давайте».

22

Чудо в жизни христианина

1

христианское учение о

Святой Троице. Что такое

христианские добродетели

и в чём они проявляются

Знакомятся с определениями

основных понятий

православной

культуры.

Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

Урок изучения нового материала

изображение Святой Троицы.

Объяснить связь слов «вера» и

«верность». Рассказать, какие

добродетели видит учащийся в

самом себе и своих

одноклассниках.

23

Православие о Божием суде

1

 Знать: В чём состоит

представление христиан о

Божием суде. Почему

христиане верят в

бессмертие.

Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане.

Учатся устанавливать

взаимосвязь между

религиозной

(православной)

культурой и

поведением людей

Урок изучения нового материала

Уметь: Рассказать, как вера в

Божий суд влияет на поступки

христиан. Перечислить мотивы,

поощряющие христиан к

творению добра.

24

Таинство Причастия

1

Знать: Что такое

Причастие, что такое

церковное Таинство.

Что происходит в храме во

время Литургии.

Знать: Кто такой монах, и

почему люди идут в монахи.

Что представляет собой

монастырь. Какие

монастыри и лавры

существуют на территории

России.

Учатся устанавливать

взаимосвязь между

религиозной

(православной)

культурой и

поведением людей

Православная культура. Воплощение.  Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста.

Урок изучения нового материала

Уметь: Рассказать, чем

отличается история Ветхого

Завета от истории Нового.

Объяснить, как главная надежда

христиан связана с Литургией.

Рассказать, в чём главное

назначение Церкви.

25

Монастырь

1

Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо.

Комбинированный урок

Уметь: Объяснить, что

приобретает человек, став

монахом, и от чего он

отказывается. Рассказать, какие

крупные и известные

монастыри действуют на

территории России.

26

Отношение христианина к природе

1

Знать: Какие качества

делают человека «выше»

природы. Какую

ответственность несёт человек за сохранение

природы. В чём проявляется

милосердное отношение к

животным

Знать: Почему

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

Урок изучения нового материала

Уметь: Вести диалог на тему

«Почему человек стал

оказывать губительное

воздействие на природу?».

27

Христианская семья

1

заключение

брака в церкви называется

«венчание». Что означает

венец над молодожёнами.

Что означает обручальное

кольцо.

Знать: Имена и подвиг

святых защитников Родины.

Когда война бывает

справедливой. Когда против

общих недругов России

вместе сражались разные

народы.

Раскаяние. Совесть

Комбинированный урок

Уметь: Рассказать, какие

традиции есть в семье

обучающегося. Объяснить,

какое поведение называется

хамским. Обсудить вопрос:

«Позволяет ли совесть бросать

постаревшего или звболевшего

супруга?»

28

Защита Отечества

1

Заповеди. Моисей.

Урок изучения нового материала

Уметь: Объяснить, какие

поступки недопустимы даже на

войне. Рассказать, какие слова

вдохновили Пересвета и

Ослябю на участие в

Куликовской битве.

29

Христианин в труде

1

Знать: Какие заповеди

получили первые люди от

Творца. Что такое

первородный грех. Что

такое пост, и для чего он

нужен христианину.

Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня.

Комбинированный урок

Уметь: Рассказать, какие

заповеди получили первые

люди от Творца. Объяснить

выражение «работать на

совесть». Составить устный

рассказ на тему «Какой труд

вреден для человека».

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

 

Знать: Главные ценности

для человека, к какой бы

национальности или

религиозной культуре он

себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.

Грех. Неосуждение

. Урок изучения нового материала

Уметь: Объяснить выражение

«жизнь положить за други

своя». Рассказать, какие дела

может совершать человек (даже

ребёнок) на благо других

31

Подготовка творческих проектов учащихся

1

Знать: Как готовится

творческий проект. Какие

виды творческих проектов

существуют.

Знать: всесторонне тему,

по которой готовит

выступление обучающийся.

Икона. Благословение.

Иконостас. Алтарь

Знакомятся с

устройством храмов

Урок экскурсия

Уметь: Искать нужную

информацию,

систематизировать её, сделать

выводы из проведённого

исследования, разработать

творческий проект.

32

33

Выступление обучающихся со своими творческими работами

1

Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва.

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

Урок изучения нового материала

Уметь: Владеть красивой,

грамотной речью, уметь

отвечать на поставленные по

теме выступления вопросы,

аргументировать и отстаивать

свою точку зрения.

34

Презентация творческих проектов

1

Знать: всесторонне тему,

по которой готовит

выступление обучающийся.

Учатся излагать своё мнение

по поводу значения

православной культуры

в жизни людей, общества.

Уметь: Грамотно презентовать

свой творческий проект.

Владеть красивой, грамотной

речью, уметь отвечать на

поставленные по теме

выступления вопросы,

аргументировать и отстаивать

свою точку зрения.

Учебно-методическое обеспечение курса

1. Учебное пособие «Основы православной культуры» для 4-5 классов основной школы. М.: Просвещение, 2011

2. Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя.

3. Учебные видеоматериалы к урокам

4. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...