Заочная экскурсия в храм Святой Троицы
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Синицына Людмила Юрьевна

ОРКЭ "Православная культура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_8._ekskursiya.docx43.63 КБ

Предварительный просмотр:

   План заочной экскурсии в храм Святой Троицы г. Балаково.

1. Мотивация деятельности учащихся, сообщение темы, постановка цели и задач экскурсии.

2.Рассказ учителя:

- Введение        

- История создания храма        

- Судьба храма после революционных перипетий:        

А) Разрушение храма        

В) Восстановление храма        

- Заключение

3. Обобщение, закрепление и систематизация полученных знаний.

 Содержание

Содержание        

Введение        

Глава 1.История создания храма        

Глава 2. Судьба храма после революционных перипетий        

§ 1. Разрушение храма        

§ 2.  Восстановление храма        

Заключение        

Список используемой литературы        


 Введение

В этом, 2012 году, исполняется 250 лет со дня основания города Балаково. В 2011 году мы отметили 100-летие присвоения селу Балаково статуса заштатного города и начала строительства архитектурной  жемчужины  — храма Святой Троицы.

 Пять каменных церквей было в Балакове в начале XX столетия. Коло-кольным звоном перекликались храмы Божии, зовя прихожан на службу. Но недолго звучали колокола, смолкнув под роковыми бурями 17-го года и оставив о себе лишь отголосок в памяти. Единственная церковь, взорвать которую не решились власти, была Свято-Троицкая.

 


 

 

 

Глава 1.История создания храма

Один из богатейших людей Балакова — купец-старообрядец Анисим Мальцев — задумал в начале ХХ века построить в Балакове такую церковь, похожей на которую не было бы во всей России. Но подсчитав свои капиталы, понял, что это даже для него слишком дорого, нужны   колоссальные средства. Тогда был брошен клич по всей Волге — от Нижнего Новгорода до Астрахани. В результате необходимые деньги были собраны с помощью всего волжского населения.

В 1908 году Московское архитектурное общество организовало конкурс на создание проекта храма в Балакове. Были представлены 34 проекта из разных уголков России. Обязательным для архитекторов было использование образцов древнерусского зодчества до 17 века. Жюри выбрало 3 проекта, однако они не совсем удовлетворяли требованиям Анисима Михайловича Мальцева. В итоге обратились к председателю жюри Федору Осиповичу Шехтелю  [Приложение 1] с просьбой выполнить проект храма. К этому времени работы зодчего в неорусском стиле (Русский отдел на международной выставке в Глазго и Ярославский вокзал в Москве), получили всемирную известность [Приложение 2]. В этих постройках были использованы черты древнерусской архитектуры с включением шатров. Федор Шехтель очень ответственно отнесся к проектированию храма. Все вопросы он обсуждал с Анисимом  Мальцевым, а также постоянно консультировался со знатоком духовной культуры старообрядцев и толкователем Священного Писания Павлом Петровичем Шибановым.

По словам самого архитектора, его проект был «прост и ясен». Это «шатровый бесстолпный храм из белого камня с тремя главами, символизирующими Животворящую Троицу, с колокольней и крещальней [Приложение 3]. Монументальный объем четверика с четырьмя щипцами венчает восьмигранный барабан со щелевидными окнами, каждая грань которого завершена кокошником, переходящая в грандиозный шатер, вертикали главного объема»[1]. Прообразом явилась шатровая церковь Вознесения в Коломне.

Место под строительство выбрали на высоком берегу реки Балаковки, чтобы здание полностью просматривалось с судов, плывущих по Волге [Приложение 4].

Строительство храма началось в 1911 году, а освящение состоялось в 1914 году. Строителем являлся некий инженер Антонов, который работал под непосредственным наблюдением Шехтеля.

В 1909 году журнал «Церковь» представляет следующие сведения о строительстве: «Храм сооружается на подаренной старообрядческой общине удельным ведомством земле. На огромной открытой площади на средства местных прихожан, известного по старообрядческому Поволжью и др. местам, благотворителя А.М. Мальцева по проекту архитектора Шехтеля. И по своим огромным размерам, и по архитектуре, и по материалу, из которого он строится, это будет единственный пока во всем старообрядчестве храм, на который посмотреть и подивиться будут ездить со всей России. Храм сооружается в древнем новгородском стиле  и будет построен весь, от основания до верха, не из кирпича, а из глыб белого жигулевского камня, причем так, чтобы, насколько это было возможно, и швов не было заметно. Стоимость постройки этого храма будет огромна, как передают, около 500 тысяч рублей. И это в селе, хотя и большом, бойком и торговом».[2]

Православная символика Святой Троицы отразилась во многих элементах проекта: трехкратное повторение формы шатра, в венчании основного объема, колокольни и крестильни, в мотиве тройных щипцов и арочных окон на фасадах храма.

В общее пространство храма Шехтель активно включает и пространство притвора. Он применяет излюбленный прием — устройство сквозной, с раскрытием на всю высоту храма арки, которая органично соединяет притвор с центральным подкупольным пространством и обеспечивает перетекание пространства (принцип модерна). Кульминацией композиции является эффект прорыва, подъема мощного купола вверх по вертикали, с помощью парусного свода [Приложение 5]. 

Главный вход решен в виде портала-тамбура, завершенного высоким килеобразным фронтоном, на тимпане которого была выполнена мозаика из итальянской смальты Животворящей Троицы (утраченной ныне и заменной росписью) [Приложение 6]. Входной проем имеет арочную форму и обрамлен перспективным порталом с трехчастным углублением арок на колонках. Арочные проемы центрального объема на барабане, хорах, галерее различны по размеру, и автор предлагает для них разный рисунок декоративных решеток.

Северо-западный угол храма занимает небольшой куполообразный объем крестильни, перекрытой шатром  (в настоящее время   — придел Александра Невского) [Приложение 7].

В юго-западной части храма зодчий поместил колокольню, которая имеет вытянутый вверх объем параллелепипеда, квадратный в плане, усиленный по углам контрофорсами. В верхней части колокольни имелись сквозные проемы, раскрывающие пространство большого колокола — гордости церкви [Приложение 8]. Главный, бронзовый колокол, был поднят на колокольню в 1912 году. Только серебра на его орнамент и отделку ушло 60 пудов[3].

На композиционной оси южного фасада центрального объема размещен входной портал. Над входом три вытянутых вверх оконных проема. На верхней плоскости фронтона выполнена мозаичная фреска «Спас Нерукотворный» с изображением Христа Спасителя и двух Архангелов [Приложение 9].

На треугольном фронтоне стены северного фасада имеется мозаика из итальянской смальты «Богоматерь с Младенцем и Ангелами» («Знамение») [Приложение 10].

Ориентация на древнерусскую архитектуру прослеживается и в интерьере храма. В контраст суровому каменному внешнему облику храма Шехтель смело вводит в интерьер яркие фресковые росписи и дерево теплых тонов. Это дубовые двери, дубовая резная антресоль хоров над главным порталом, дубовый паркет.  

Пока шло строительство, Анисим Мальцев за большие деньги приобрел несколько сотен драгоценных дониконовских икон, которые в 1915 году были размещены в храме (к сожалению, о дальнейшей судьбе этих икон ничего не известно). 

Всего лишь несколько месяцев Анисим Мальцев не дожил до освящения церкви. Его брат Паисий достроил храм.

Храм действительно получился уникальным.


Глава 2. Судьба храма после революционных перипетий

§ 1. Разрушение храма

Пять каменных церквей было в Балакове в начале XX столетия. Колокольным звоном перекликались храмы Божии, зовя прихожан на службу. Но недолго звучали колокола, смолкнув под роковыми бурями 17-го года и оставив о себе лишь отголосок в памяти. Единственная церковь, взорвать которую не решились власти, была Свято-Троицкая.

Начиная с 1919 года, из Троицкого храма изымалось церковное имущество. Затем государство наложило огромный налог на здание, и старообрядческая община, в связи с отсутствием средств,  была вынуждена письменно отказаться от здания. Так старообрядцы потеряли свой храм.

В 1930 году разрушаются шатры центрального объема и колокольни. Разобрана верхняя звонница, все апсиды и алтарная преграда. Со второго яруса сбросили колокол, он разбился. Здание было изуродовано, приспособлено под городской театр.   

После перехода здания к государственным властям в Ленинград послали запрос о ценности данного объекта. В 1932 году панно «Спас Нерукотворный» и «Знамение» как памятники монументального мозаичного искусства, и само здание как памятник архитектуры рубежа XIX – XX веков были поставлены на учёт «Главнаукой», ведомством, занимавшимся до 1933 года охраной и реставрацией историко-художественных памятников[4], и приняты под охрану государства[5].

Неоднократно предпринимались попытки закрасить икону Спаса Нерукотворного, но краска не удерживалась на мозаике. Другая же икона, «Знамение», после перестройки здания оказалась в недоступном для обозрения месте и поэтому дошла до наших дней неповрежденной [Приложение 11].

      Театр, получивший имя Чапаева, не был востребован населением и был закрыт. Здание пустовало и разрушалось. Затем использовалось под зерносклад. Храм невозможно было узнать, от проекта Шехтеля ничего не осталось.

В 1964 году здание реконструируется под клуб завода им. Дзержинского. Изменяется фасад, одноэтажная галерея приобретает второй этаж, а над портальной частью надстраивается третий этаж, с северной стороны пристраивается танцевальный зал [Приложение 12].

§ 2.  Восстановление храма

 В 1981 г. в фондах Самарского государственного архива местный краевед, ныне покойный Анатолий Александрович Деревянченко случайно обнаружил подлинный проект чертежей и пояснительную записку от 1909 г. на мальцевскую церковь[6] [Приложение 13].

В 1988 году здание обследовано профессором, доктором архитектуры Надеждой Александровной Поповой. Указом Президента РФ № 176 от 20.02.1995 было подтверждено решение облисполкома № 104 от 24.02.1983, за храмом закреплён статус федерального памятника архитектуры[7]. Протоиерей  Анатолий Шумов (тоже ныне почивший) обратился с просьбой оказать помощь в возвращении здания церкви. Н.А. Попова обозначила цель вернуть храму прежний облик, соответствующий проекту Ф. Шехтеля. В 1989 году здание было официально передано Русской Православной Церкви.

С 1992 года ведутся исследования и проектирование по воссозданию храма. Были выполнены обмеры, фотофиксация, анализ состояния несущих конструкций, собран архивный материал.   

В восстановлении участвовало много людей: администрация города, руководители многих организаций и предприятий, архитекторы, художники, прихожане.

В 1993 году саратовский архитектор Дмитрий Голубинов выполнил рабочие чертежи и сметы архитектурной реставрации храма[8] [Приложение 14].  Студенты Балаковского института техники, технологии и управления и молодые архитекторы с удовольствием выполняли чертежи и проекты восстановления Свято-Троицкого храма.

Когда освободили северную сторону от танцевального зала, открылась сияющая золотом в утренние часы яркая мозаика «Знамение» [Приложение 15].

В 1996 году восстановили шатер с главкой и крестом, затем звонницу колокольни. На Рождество Христово 1997 года над Балаковом зазвучал долгожданный колокольный звон. Как рассказывал отец Константин (Фролов), настоятель храма в то время, колокола собирали со всей округи, благочестивые прихожане сохранили их во времена лихолетья.

  Дальнейшее воссоздание требовало несущих способностей опорного кольца барабана. В 1999 году металлический каркас огромного центрального шатра был установлен на 8 башмаков барабана. Шатер увенчан позолоченной главой и крестом, выполнена роспись на фронтоне. Восстановлены  алтари в обоих приделах [Приложение 16].

В том же 1999 году в северном приделе был освящен престол во имя Александра Невского. В 2008 году, там установлен новый иконостас из кипарисового дерева работы  тверских мастеров [Приложение 17].

  Ведутся внутренние отделочные работы по интерьерам храма. Основные строительные работы сделаны, но требуют дальнейшей реставрационной деятельности.  

Восстанавливаются  дубовые двери, дубовая резная антресоль хоров над главным порталом [Приложение 18]. А вот дубовый паркет отреставрировать не удалось: слишком сильно пострадал от многочисленных перестроек и варварского отношения, сейчас он заменен плиткой. 

Заключение

        Вот так всем миром строили, всем миром и восстанавливаем православную святыню и замечательный архитектурный памятник. Не все удается сохранить в прежнем виде, в таком случае помогают современные технологии и накопленный опыт. Однако, как известно, восстанавливать и реставрировать иногда гораздо сложнее, чем строить.

Храм Святой Троицы был признан «брендом», исторической визитной карточкой города Балаково.  


         

Список используемой литературы

Будкина И. Духовный капитал купцов Мальцевых // Независимая газета — Религии. — 2004. — 17 ноября.

Балаковская народная энциклопедия / Сост. Ю. Каргин.— Саратов, 2007.

Голубинов Дмитрий. Восстановление Свято-Троицкого собора в Балаково // Тектоника плюс: архитектура, технология, дизайн, искусство. — 2009. —№ 07–08.— С.104–105.

Дедюхин Б. Сердца сокрушенные.— Саратов, 1990.

Деревянченко А. У реки великороссов.— Балаково: ТОО «Август»,1994.

Попова Н.А. Балаково. Историко-архитектурное наследие.— Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2008.

Попова Надежда. Белокаменный феникс // Православие и современность.— 2009.— № 10.—С. 113–118.

Попова Надежда. Проект старообрядческой церкви Анисима Мальцева // Тектоника плюс: архитектура, технология, дизайн, искусство. — 2009. —№ 07–08.— С.64–69.

«Создатели святаго храма сего…»/ Сост. Е. Фатьяновой. — [Балаково]: Вирма, б.г.

Храмы и монастыри: Храм во имя Животворящей Троицы // Православие и современность: Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии. — Режим доступа: http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=350&Itemid=150 — Загл. с экрана.


[1] Попова Надежда. Белокаменный феникс // Православие и современность.— 2009.— № 10.—С. 115.

[2]  Там же, с.115.

[3] См.: Балаковская народная энциклопедия / Сост. Ю. Каргин.— Саратов, 2007. С.368.

[4] Российская педагогическая энциклопедия в двух томах / Глав. редактор В.В. Давыдов. Т. 1. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.  — С. 214.

[5] http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=350&Itemid=150

[6] Деревянченко А. У реки великороссов. С.228.

[7] Код памятника 6400149000. См. картотеку kulturnoe-nasledie.ru

[8] Голубинов Дмитрий. Восстановление Свято-Троицкого собора в Балаково // Тектоника плюс: архитектура, технология, дизайн, искусство. — 2009. —№ 07–08.— С.104–105.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник Святой Троицы ( презентация)

Данная презентация поможет  рассказать детям  об одном из основных праздников православной церкви – Троице. В этот день во всех храмах совершается особо торжественное и красивое богослу...

Сценарий фольклорного развлечения " Святая Троица"

Сценарий фольклорного развлечения " Святая Троица"...

Сценарий мероприятия «Святая Троица»

Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение школьников к основам православной культуры, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредство...

Презентация День Святой Троицы

Краткое изложение о празднике. На пятидесятый день после Воскресения Христова Богородица и апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы отпраздновать иудейский праздник Пятидесятницы. В этот день ...

Исследовательская работа "Как храм святой Троицы шел к своему десятилетнему юбилею".

В наше время, как никогда, в поисках ответа на вызовы эпохи мы обращаемся к святыням нашего края: традициям наших предков, духовному наследию, религии, церкви, и обретаем на этих путях утраченное, каз...

Храм Святой троицы в селе Утевка

Изучение истории храма Святой Троицы в селе Утевка через воспитание эстетической культуры, понимания взаимосвязи идеалов красоты и нравственности в православной традиции....