Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Клюкина Виктория Викторовна

Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_orki_se.docx_gotovaya.docx41.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 446

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

руководитель МО

учителей начальных классов__________

              /В.А. Чубук/

протокол № _____

от «__» ________ 2015

«Рекомендовано к использованию»

Педагогическим советом

ГБОУ гимназии № 446

Протокол № _______  

«__» __________ 2015

«Утверждаю»

Директор гимназии

_____________________

                      /И.А. Лев/

«__» _____________ 2015

Рабочая программа учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

для учащихся 4 «В» класса

        

Составитель: учитель начальной школы

ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Клюкина Виктория Викторовна

Санкт-Петербург

  1. учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа соответствует  требованиям ФГОС НОО, образовательной программе начального общего образования и учебному плану ГБОУ гимназии № 446, Примерной программе начального общего образования по ОРКиСЭ, составлена с учётом выбора модуля родителями на основе учебной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» группы авторов Р.Н.Бунеева, Д.Д.Данилова, И.И. Кремлева.

Цель модульного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных  традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи модульного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»

1.  Знакомство обучающихся с основами  светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.  Обобщение знаний, понятий и представлений о  культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.  Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного предмета:

Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»  в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».

        Обозначая цели через линии развития, результаты освоения основной образовательной программы по этому предмету более понятны ребёнку. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами.

Обозначенные выше линии развития личности средствами предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»  имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов[1]*. Он направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Место учебного предмета в учебном плане

        В соответствии с учебным планом, курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»  изучается в 4 классе один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

В ходе изучения данного курса будут использоваться следующие технологии и методики:

 - технология развивающего обучения

 - технология проблемного обучения

 - технология поэтапного формирования умственных действий

 - технология коллективного взаимодействия

 - технология разноуровнего обучения

 - технология проектного обучения

Учащиеся данного класса имеют разноуровневую подготовку, достаточную для освоения данной программы и будут осваивать программный материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

        Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
  • Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

        Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.

        Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

        Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

        Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

        Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

        Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.

        Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

        Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

        Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

        К 1-й линии развития относятся следующие из них:

  • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
  • Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
  • Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
  • Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

        Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

  • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
  • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

        Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (34 часа)

Раздел

Название разделов

Кол – во часов

1

Введение. Россия – наша Родина.

2

2

Как отличить добро от зла?

14

3

Каковы истоки правил морали?

10

4

Какие правила морали особенно важны в школе?

8

Введение. Россия – наша Родина! (2 часа) Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.

        Как отличить добро от зла? (14 часов) Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.

        Каковы истоки правил морали? (10 часов) Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.

        Какие правила морали особенно важны в школе? (8 часов) Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате изучения модуля «Основы светской этики» выпускник научится:

-основным понятиям светской этики;

-определять основные исторические моменты возникновения светской этики;

-нормам морали; понятию формирования чувства гордости за свою Родину;

-понятию формирования образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,

-определять национальности, религии;

-  уважительно относиться к разным светским и духовным традициям.

-методам нравственного самосовершенствования.

В результате изучения модуля «Основы светской этики» выпускник получит возможность научиться:

      -отстаивать свою точку зрения;

-грамотно формулировать свои мысли,

-мотивировать свою точку зрения;

-анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морального правила

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс: 4 «В»

Учебный год: 2015-2016

Часов в год: 34 часа (1 час в неделю)

Название и автор программы: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» Р.Н. Бунеев

Учебник: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» Р.Н. Бунеев, Москва, 2014 год

Название разделов и тем программы

Количество часов по плану

Фактически дано

Примечание

1.

Введение. Россия – наша Родина!

Как работать с учебником

2

1

2.

Введение. Россия – наша Родина!

1

3.

Как отличить добро от зла?

Граница между добром и злом

14

1

4.

Граница между добром и злом

1

5.

Долг и совесть

1

6.

Долг и совесть

1

7.

Честь и достоинство

1

8.

Честь и достоинство

1

9.

Счастье и смысл жизни

1

10.

Счастье и смысл жизни

1

11.

Справедливость и милосердие

1

12.

Справедливость и милосердие

1

13.

Обобщение главы 1

1

14.

Обобщение главы 1

1

15.

Представление проектов

1

16.

Представление проектов

1

17.

Каковы истоки правил морали?

Ценность рода и семьи

10

1

18.

Ценность рода и семьи

1

19.

Образцы культуры народов

1

20.

Образцы культуры народов

1

21.

Взгляд светский и взгляд религиозный

1

22.

Взгляд светский и взгляд религиозный

1

23.

Обобщение главы 2

1

24.

Обобщение главы 2

1

25.

Представление проектов

1

26.

Представление проектов

1

27.

Какие правила морали особенно важны в школе?

Правила поведения в школе

8

1

28.

Этикет – форма для содержания этики

1

29.

Этикет – форма для содержания этики

1

30.

Обобщение главы3

1

31.

Обобщение главы3

1

32.

Представление проектов

1

33.

Представление проектов

1

34.

Обобщение курса за год

1

Итого:

34 часа

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Уровень обученности на данных уроках не оценивается в виде баллов. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – словесная оценка учителя в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для учащихся:

Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева – М. Баласс, 2014

Для учителя:

«Уроки основ духовно-нравственной культуры народов России и светской этики. Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Кремлева И.И. – М. Баласс, 2014



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...