Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Пименова Наталья Владимировна

   Во все времена актуальна проблема передачи духовно-нравственных ценностей от одного поколения к другому. Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно- нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные  представления о морали.           

   Основной задачей реализации содержания модуля является воспитание способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование представлений о светской этике.

 Современный образовательный стандарт предъявляет новые требования к организации процесса формирования духовно-нравственной культуры школьников.  Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). 

        Это нововведение в образовании, как и любое другое, вызвало сложность  у учителей  при подготовке учебно-тематических планов и поурочных разработок из-за отсутствия накопленного методического материала. Любая разработка в этой области, особенно на начальном этапе, являлась для учителя находкой.

       Появление нового курса в школах не случайно: растущая  бездуховность, тяготение к ложным авторитетам, религиозный экстремизм и фанатизм. Проблема воспитания усугубляется тем, что в стране наблюдается кризис семейных отношений: последняя опора ребенка, его крепость и тыл рушится, порой, у него на глазах. Предполагается, урок по теме «Гордость и гордыня», вошедший в модуль «Основы светской этики» и вошедший как конспект урока в данную работу,  будет способствовать у учащихся желание делать добрые поступки, гордиться своими успехами и поступками героев России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_gordost_i_gordynya.docx61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Аксубаевская  средняя общеобразовательная школа №2»

Разработка урока

Основы религиозных культур и светской этике

Модуль «Светская этика»

Тема урока: «Гордость и гордыня»

4 класс

Пименова Наталья Владимировна,

учитель первой квалификационной

 категории МБОУ "Аксубаевская СОШ №2"  

Аксубаевского муниципального района

 Республики Татарстан 

Аксубаево

2015

Пояснительная записка

   Во все времена актуальна проблема передачи духовно-нравственных ценностей от одного поколения к другому. Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно- нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные  представления о морали.            

   Основной задачей реализации содержания модуля является воспитание способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование представлений о светской этике.

 Современный образовательный стандарт предъявляет новые требования к организации процесса формирования духовно-нравственной культуры школьников.  Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).  

        Это нововведение в образовании, как и любое другое, вызвало сложность  у учителей  при подготовке учебно-тематических планов и поурочных разработок из-за отсутствия накопленного методического материала. Любая разработка в этой области, особенно на начальном этапе, являлась для учителя находкой.

       Появление нового курса в школах не случайно: растущая  бездуховность, тяготение к ложным авторитетам, религиозный экстремизм и фанатизм. Проблема воспитания усугубляется тем, что в стране наблюдается кризис семейных отношений: последняя опора ребенка, его крепость и тыл рушится, порой, у него на глазах. Предполагается, урок по теме «Гордость и гордыня», вошедший в модуль «Основы светской этики» и вошедший как конспект урока в данную работу,  будет способствовать у учащихся желание делать добрые поступки, гордиться своими успехами и поступками героев России.

      Курс ОРКСЭ не является изолированным элементом школьной программы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он занимает место между предметом «Окружающий мир» (дополняя его обществоведческие аспекты) и предметом «История», изучение которого начинается в 4-ом классе. Это обстоятельство подчеркивает, что разработки технологических карт по данному курсу могут быть использованы другими учителями-предметниками.

Все выше изложенное обуславливает актуальность разработки технологических карт уроков по ОРКСЭ

Урок "Гордость и гордыня" предполагает знакомство с понятиями: гордость и гордыня, раскрывает значение слов и их принципиальное отличие. Способствует формированию чувства гордости ученика за его добрые дела, достижения и успехи. Формирует эмоционально положительную концепцию развития личности: Я могу, способен, значу.

     Предполагает сформировать гражданские качества у учащихся, воспитать патриота своей страны,  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.  Развить познавательную активность, критическое и системное мышление. 

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-формирование семейных ценностей;

-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 Предметные результаты

- знать значение слов гордость и гордыня, их принципиальное отличие;

- называть черты характера, которые помогают человеку добиваться успехов, качества самоуважения;

- называть черты характера гордеца;

-уметь гордиться своими добрыми делами, достижениями и успехами;

- уметь гордиться своей Родиной, российским народом и историей России;

Метапредметные  результаты

-умение самостоятельно определять цели урока,

- ставить и формулировать для себя новые задачи  в познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально, фронтально и  в паре;

-  находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

- формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Образовательное учреждение  

МБОУ «Аксубаевская СОШ №2»

Учитель

Пименова Наталья Владимировна, учитель начальных классов,  2- 76-34, 89274322964, 5yana@mail.

Курс ОРКСЭ

Модуль: Светская этика

Учебник

Основы светской этики,4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Студеникин –М.:Русское слово, 2012

Тема урока

«Гордость и гордыня»

Тип учебного занятия:

Урок открытия нового знания

Место урока в изучаемой теме:

Урок №7

Класс

4

Цель урока:

Познакомить с понятиями гордость и гордыня. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Задачи урока:

1.Образовательные:

- Формировать знания о понятиях гордость и гордыня как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- Воспитывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Парная

Межпредметные связи:

литературное чтение, окружающий мир

Основные понятия:

Гордость, гордыня

Оборудование

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, пульт,  презентация к уроку, раздаточный материал (листочки с понятиями, карточки с пословицами, притча), листы самооценки, учебник.

Интернет ресурсы:

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, мультимедийные презентации,

http://kolesnikova-zvr.narod.ru/index/0-14 -Персональный сайт - ОРКСЭ.

http://vaterdan.ru/viewtopic.php?f=3&t=232

http://www.testpilot.ru/espace/bibl/tm/1979/gagarin.html

   

                     

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:  способствовать формированию положительной учебной мотивации.

1 мин.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

 

Внутренне организуются, мобилизируются на работу. Создают эмоциональный настрой на работу друг с другом.

Личностные УУД:

Формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности, формирование эмоционального состояния в процессе слушания стихотворения

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

-актуализация изученного способа определения спряжения глаголов;

-мотивация к пробному учебному действию;

-фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

5 мин.

(На доске закреплены слова: добро, зло, дружба, порядочность, человечность, честность) (слайд 2)

-Задание в парах на листочках. Найди значение слов, соедини слово со значением.

Добро- Строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим поступкам.

Зло- Чувство собственного достоинства, самоуважение.

Порядочность- Всё полезное, хорошее, всё, что помогает человеку и природе, идёт на пользу.

Человечность- Чувство удовлетворения от чего –либо, сознание успехов в чём-либо.

Гордость- Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать им добро.

Гордыня- Всё плохое, вредное,            дурное, обман, всё, что относится к беде, несчастью.

Гордость вне всякой меры, ставшая слишком преувеличенной.

-Над значением каких слов  мы уже работали?

Дети выделяют понятия и качество, соединяют их стрелками

Личностные УУД:

Умение понимать друг друга

Регулятивные УУД:

Выделение значимых терминов для изучения нового материала. Постановка цели и темы урока совместно с учителем

Познавательные УУД: умение выделять понятия и качество

Коммуникативные УУД:

Принятие решений и реализация его в парной работе. 

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения понятий и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения:

3 мин.

Организует постановку проблемного вопроса учащимися.

- Почему возникли трудности?

-Какие слова вызвали сомнение, оказались новыми для вас?

Фиксируют затруднение в выполнении пробного учебного действия.

-Гордость и гордыня

Коммуникативные УУД:

Умение  высказывать свое мнение и слушать друг друга

Личностные УУД:

Умение определить свои знания и умение определять свои дальнейшие внутренние потребности к познанию

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.

 

5 мин

Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения.

- Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

- Назовите  тему  урока?

-Какую цель поставите перед собой?

-Чем и кем мы можем гордиться? (слайд 4)

Соотносят свои действия с усвоенным способом определения понятий и фиксируют причину затруднения.

Формулируют тему урока.

-Познакомиться с понятиями гордость и гордыня, кем  или чем мы можем гордиться, помогает ли гордость становиться лучше.

(родителями, семьёй, профессиями, друзьями, городом, страной, спортсменами, защитниками, известными людьми)

Коммуникативные УУД:

Умение слушать друг друга. Развитие умения вести монолог и вступать в диалог с ребятами класса

Регулятивные УУД:

Выделение значимых терминов для изучения нового материала

5.Реализация построенного проекта. 

Цель:

-организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

- зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;

-организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

-уточнить общий характер нового знания.

6 мин.

Организовывает  реализацию построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.

(Работа по учебнику)

-Вот что хочет нам сказать автор учебника М.Т. Студеникин  о гордости. Прочитаем.

-Сделайте пометки значками: «V»- уже знал, «+»- новое для меня, « - «- думал по-другому, «?»-не понял, есть вопросы.

-Расскажите друг другу, что вы узнали из этого текста. Какие возникли вопросы?

Чтение детьми текста учебника на с.70

Дети высказывают своё мнение

Личностные УУД:

Ориентировка на моральные понятия о гордости

Регулятивные УУД:

Умение корректировать свою деятельность в соответствии с уже усвоенными знаниями

Познавательные УУД:.

Умение находить и перерабатывать информацию, найденную в учебнике.

Коммуникативные УУД:

Принятие решения и реализация его в групповой работе.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

-организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

7 мин.

Организует усвоение детьми нового способа действия.

-Что же такое гордость?

-А вот с каким знаменитым человеком нас познакомит учебник, вы узнаете прочитав текст на с.75-77

- О ком вы прочитали?  (слайд 6)

-Можно ли гордиться этим человеком? Чем мы ещё можем гордиться?

На слайде (слайд 8) представлены фото знаменитых личностей. (А.Невский, М.Ломоносов, Г.Жуков, А.Пушкин, Ю.Гагарин). Расскажите, что вы о них знаете?

- Можно ли гордиться собственными успехами?

-Чтобы быть гордым, какие качества должны быть у человека?

Понаблюдайте за некоторыми героями (на слайде отрывок из сказки А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке»

-Присуща ли им гордость и за что?

Можно ли сказать о них, что они возгордились, что у них слишком высокое мнение о себе?

Как же считает автор учебника. Прочитайте. (Стр.71).

-Что вам показалось знакомым? С какими сведениями вы не согласны? Это тоже гордость?

(слайд  ) Что же такое гордыня?

Дети высказывают своё мнение

Гордость - чувство удовлетворения от чего- либо, сознания успехов в чём-либо.

О М.И.Кутузове

Победой в 1812 году, русским народом

Ответы детей

-Злая Царевна-гордится красотой (красоту дала ей природа), а старуха- своим положением.

Дети читают, ставят значки на полях простым карандашом

Гордыня- это гордость вне всякой меры, ставшая слишком преувеличенной.

Познавательные УУД:.

Чтение и извлечение нужной информации из учебника

Осуществление для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения

Коммуникативные УУД:

Умение договариваться и приходить к общему мнению. Умение выполнять роль рассказчика

Регулятивные УУД:

Умение соотносить качества личностей знаменитых людей с примерами из своего личного опыта

7.Физкультминутка

1мин

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

-организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

7 мин.

Организует дифференцированную  самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону.

«Составь пословицу»

Самостоятельно выполняют задание с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

Регулятивные УУД:

Умение соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном

Коммуникативные

Формирование умения слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение работать в паре и группе.

9.Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

6 мин.

Чтение притчи  «Олень» (у детей на столах притчи)


Гордость иногда мешает человеку принять помощь, когда он в ней нуждается.
Доброе и открытое сердце гибнет, разбившись о гордость…

-Помогает ли гордость становиться добрее?

-Кем по вашему можно по настоящему гордиться? Кто доказал свою способность делать добрые дела и совершать хорошие поступки?

Мнения детей

Учащиеся пишут на листочках и прикрепляют к доске.

Регулятивные УУД:

Умение прогнозировать результат с уровнем усвоения знаний

Познавательные УУД:.

Сопоставление разных точек зрения с понятием гордость и гордыня и со своим мировоззрением

10.Рефлексия учебной деятельности. (3мин)

Цель:

-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- обсудить и записать домашнее задание.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

-Что мы определяли сегодня? (возвращаются к заданиям на листочках)

-Как отметили гордость?

Что такое гордыня?

Вы довольны собой?

Оцените себя «Лист самооценки»

Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

Заполняют таблицу:

Читают ответы

Регулятивные УУД:

Умение выделять ориентиры действия при подготовке домашнего задания

Познавательные УУД:

Осуществление рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результата деятельности

Коммуникативные УУД:

Умение высказывать свое мнение и слушать мнение других.

Умение делиться своими добрыми эмоциями.

11.Домашнее задание (1 мин)

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

1.Напиши 5-6 фамилий известных людей, которые вызывают у тебя чувство гордости.

2.Расскажи об одном из них.

3.Свой рассказ можешь проиллюстрировать презентацией. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам.

Список использованной литературы

1. М.Т.Студеникин 2014г. «Основы светской этики»  2014г.

2. Методическое пособие к учебнику М.Т.Студеникина «Основы светской этики»  2014г   

Приложение.

1.Найди значения слов. (соедини слово со значением.)

ДОБРО                                               Строгое соблюдение человеком всегда и во всём

                                                            установленных в обществе норм поведения,      

                                                             неспособность человека к плохим поступкам.

        ……………………………………………………….

ЗЛО                                                    Чувство собственного достоинства, самоуважение.

        ………………………………………………………..

ПОРЯДОЧНОСТЬ                            всё полезное, хорошее, всё, что помогает человеку и

                                                            природе, идёт на пользу.      

        ………………………………………………………………

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ                            чувство удовлетворения от чего либо, сознание успехов

                                                            в чём либо.

        …………………………………………………………….

                                                            отзывчивость, душевное расположение к людям,  

                                                            стремление делать им добро.                                                                          

ГОРДОСТЬ        ………………………………………………………….

                                                             

                                                            всё плохое, вредное , дурное, обман, всё, что  

                                                                  относится к беде, несчастью.

                                                         ……………………………………………………………

                                                            гордость вне всякой меры, ставшая слишком

ГОРДЫНЯ                                                            преувеличенной.

2.  Притча «Олень»

-В огромном лесу жил красавец Олень. С гордостью он носил свои роскошные ветвистые рога. Ими отпугивал он всех, кто хотел к нему приблизиться. Будь то враг или друг. Он любил в одиночестве бродить по лесу, пастись на цветастой зеленой лужайке. Иногда к нему с опаской приближались зайцы или лисы, хотели познакомиться, поговорить: что там видно вдали, с оленьей высоты? Но вместо ответа, он только громко фыркал и угрожал своими рогами.
Однажды охотники пришли в тот лес, и выследили Оленя. Олень в то время задумчиво бродил по лесу. Он не заметил, как в него прицелились из-за кустов и выстрелили!..
Закричал от боли величавый Олень. От этого крика звери испуганно разбежались по своим норам, почуяли беду. Израненный Олень кинулся бежать подальше от опасности.
Ломая ветки деревьев на своем пути, бежал Олень. Он хрипел от боли, а следом за ним на сухой листве оставался кровавый ручеек… Робко поглядывали на него лисы и зайцы из своих нор… Никому не было жалко Оленя… Они боялись за свои жизни!
И вот силы стали оставлять гордого Оленя. Он устало побрел к воде, нежному ручью, протекавшему рядом с лесом.
Не дойдя до воды, он упал на землю… Обессиленный Олень умоляющим взглядом смотрел на воду, не в силах ее достать. А так хотелось пить..
И вот к нему подлетела маленькая Птичка, ей стало жаль Оленя. Она робко присела к нему на роскошные рога.
- Величавый Олень, - обратилась она, - позволь помочь тебе.
Но Олень, собрав последние силы, приподнял голову и резко мотнул ею. Птичка испуганно отлетела… Олень всю свою жизнь привык отгонять «всякую бесполезную мелочь»…
- Олень, - опять обратилась к нему неугомонная добрая Птичка. – Я могу помочь тебе. Позволь я вытащу пулю из твоей раны. Тебе будет больно, но я спасу тебя…
Грозный крик изрёк умирающий Олень, надеясь вспугнуть и прогнать Пичугу.
Тогда Птичка подлетела к ручью, протекавшему рядом, набрала в рот воды. Порхая над величавой головой Оленя, открыла клюв и вода каплями упала в его открытый рот. Олень облизнулся сухим языком, но тех благотворных капель было мало и он уже хрипел. Птичка еще раз поднесла живительной влаги Оленю. И еще… Олень приоткрыл свои веки, увидев Птичку, даже приподнял голову. Осмелев Птичка подлетела ближе, к самой голове, и опустилась рядом с ухом Оленя. Она хотела еще раз предложить ему свою помощь. Быть ему другом в тяжелую минуту жизни…
- Олень, - начала она… Но закончить не успела. Голова Оленя резко опустилась на землю, и ветвистые роскошные рога – гордость зверя – придавили смелую добрую Птичку. Её доброе сердечко замолчало навеки. 

Вскоре пришли охотники и забрали с собой Оленя. А маленькую убитую Птичку никто не заметил. Она погибла от гордости непонимания Оленя...

3. Составь пословицу

Всякая лисица своим хвостом

гордятся

Почет и славу собирают

Кружит.

С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством

В делах тверд

Слава голову

Гордится.

Русский народ в словах горд,

По капле

Гордость выезжает верхом

учат - не сердись

Стоишь высоко - не гордись

а возвращается пешком

Хвалят - не гордись

стоишь низко - не гнись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: Добро и зло"

Тема урока Добро и зло.ПредметОсновы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»Класс4 классФедеральный округ РоссииРоссийская ФедерацияГород/поселениеСанкт-Петербу...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. "Дом и семья в православии"

На уроках ОРКСЭ в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Ведь во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. В содержание уроков вклю...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс Тема: "Пророк Мухаммад и возникновения ислама"

Урок по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек. Таким образом, составля...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло"

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса  на тему "Добро и зло"....