Урок ОРКСЭ по теме: "Моральный долг"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Першина Ирина Ивановна

На уроке пользуемся "Письмами о доброте" Д.С. Лихачёва. В основе морального долга, по мнению Дмитрия Сергеевича, забота о ближних! Важно учить детей заботиться друг о друге!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект урока по теме: «Моральный долг» в модуле «Основы светской этики» 4 класс Автор урока: Першина Ирина Ивановна учитель начальных классов

Слайд 2

Тема урока: Моральный долг Цель урока: Формирование представлений у учащихся о моральном долге Задачи: образовательные: повторить понятия: добро, ответственность, любовь, героизм познакомиться с новыми понятиями: моральный долг, моральные нормы, моральные обязанности, установить их связи воспитательные : формировать нравственные нормы поведения «собственного Я» воспитывать чувство ответственности и морального долга, проявляя заботу о близких и родных формировать самооценку, помогая осознать её развивающие : развивать чувства понимания, уважения друг к другу, умения прислушиваться к мнению других, работая в паре, группе, коллективе Оборудование: на доске слова «Мы начинаем!» наглядность: «я и мой моральный долг», цитата « Поступай так, как велит долг человека» (Цицерон) составление на доске кластера «Моральный долг» по ходу урока (для него заготовить стикеры) презентация «Что объединяет людей?» («Письма о добром» Д.С. Лихачёва) раздаточный материал для работы в паре: карточка №1 «Кроссворд» карточка №2 «Индуктор» карточка №3 « Денотатный граф» карточка №4 « Кластер» карточка №5 стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь» карточка №6 рефлексия «Продолжи фразу» Основные термины и понятия: на повторение - добро, ответственность, любовь, героизм новые понятия — долг, моральные нормы, моральные обязанности, моральный долг Компетентности, формируемые у учащихся: коммуникативная личностная познавательная

Слайд 3

Прочтите на доске слова: «Мы начинаем!» - Сегодня мы много будем работать в паре, поэтому вежливо поприветствуйте друг друга. - Помните, что, уважая друг друга, можно договориться о многом! - О чём пойдёт сегодня разговор, вы узнаете, когда кроссворд отгадаете (работа в паре) карточка №1 Д обро О тветственность Л юбовь Г ероизм 1. Качество, противоположное злу (добро) 2. Качество, необходимое для выполнения любого поручения (ответственность) 3. Величайшее чувство доступное человеку (любовь) 4. Отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке (героизм) - Какие понятия вы вспомнили?

Слайд 4

1) Постановка учебной проблемы - Что вы заметили? (по вертикали появилось слово долг и на доске появляется понятие «долг») -Как это понятие связано с добром, ответственностью, любовью, героизмом? 2) Поиск ответа а) работа в паре карточка №2 «Индуктор» -Попробуйте в паре составить на стикере предложение со словом «долг» так, чтобы оно было связано с данными понятиями. - Кто готов, выходите к доске и приклеивайте стикер вокруг понятия «долг» (учитель зачитывает вслух предложения детей). Вывод: Это наше представление о долге. (Возможно его нужно будет разделить на группы: денежный долг, профессиональный (служебный) долг, патриотический долг по отношению к Родине, моральный (нравственный) долг. В этом случае нужно сказать детям, что сегодня мы будем разговаривать только о «моральном долге.)

Слайд 5

б ) работа с учебником - Найдите в учебнике понятие «долг» на стр. 26 «Долг — это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм» - Какие ассоциации у вас возникли, когда вы прочитали это понятие? в) - Для ответа используем приём «Денотатный граф» (имя-- глагол--имя) долг обязывает осознавать (понимать): (моральные нормы)исполнять(моральные обязанности) На карточке №3 Дополните данную схему существительным и связанным с ним прилагательным, пользуясь учебником на стр. 26 - С какими же понятиями в данном определении связан долг? ( моральные нормы и моральные обязанности) Как вы это понимаете? ( правила и их выполнение ) - О каком же долге у нас сегодня пойдёт речь? (о моральном долге ) ( учитель добавляет слово «моральный » в кластер на доске) - С кем, по вашему мнению, нас связывает моральный долг?

Слайд 6

г) карточка №4 Составление кластера Моральный долг с родителями с друзьями семьей с одноклассниками с учителями с соседями жителями одного города жителями одной страны Проверка: Называйте по одному слову от пары. ( учитель дополняет кластер на доске) - Как вы думаете, что объединяет всех этих людей? (мнения детей)

Слайд 7

г) Просмотр презентации «Что объединяет людей?(Слайд 1) - Дмитрий Сергеевич Лихачёв, известный русский учёный, писатель, который много сделал для сохранения и развития культуры нашей страны. Он написал книгу «Письма о добром и прекрасном». В одном из писем он поднимает проблему: «Что объединяет людей?» и даёт ответ: (Слайд 2) «Забота!!! Забота скрепляет отношения между людьми!» Просмотр следующих слайдов без комментариев. (слайды 3 - 9) Слайды 10 - 11 - зачитываются Какой вывод можно сделать? ( Моральный долг повелевает нам делать только хорошие поступки

Слайд 8

- Самое главное — запомни: Моральный долг — это твой выбор! а) Учитель читает стихотворение: Но как бы жизнь нас ни ломала, в ней некое есть волшебство... Хороших людей слишком мало, И всё-таки их большинство. Стань добрым волшебником! Ну-ка попробуй! Тут хитрости вовсе не нужно особой, Понять и исполнить желание другого Одно удовольствие, честное слово!

Слайд 9

б) А теперь прочтите в паре стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь» и попробуйте ответить, а что такое «заповедь». карточка № 5 Редьярд Киплинг «Заповедь» 1.Владей собой среди толпы смятенной, тебя клянущей за смятенье всех, 2.Верь сам в себя, наперекор вселенной, И маловерным отпусти их грех, 3. Пусть час не пробил — жди, не уставая, пусть лгут лжецы — не снисходи до них, 4. Умей прощать и не кажись, прощая, великодушней и мудрей других. 5.Умей мечтать, не став рабом мечтанья, и мыслить, мысли не обожествив, 6.Ровно встречай успех и поруганье. Не забывая, что их голос лжив. 7. Останься тих, когда твоё же слово Калечит плут, чтоб уловлять глупцов, 8. Когда вся жизнь разрушена, и снова ты должен всё воссоздавать с основ.

Слайд 10

12. Останься прост, беседуя с царями, 13 Останься честен, говоря с толпой, 14. Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, пусть все , в свой час, считаются с тобой, 15. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег,- Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек! - Что же такое «заповедь»? (правило жизни) Вывод: Значит, моральный долг — жизнь по особым моральным правилам!

Слайд 11

в) - Попробуйте сформулировать правило, зашифрованное в ваших строчках. (Каждой паре даются свои строчки.) Напишите это правило крупно на листочке. - Кто готов — повесьте его на доску! г) Вывод: Таким образом, мы создали «Наши заповеди»: - Владей собой! - Верь сам в себя! - Не лги! - Умей прощать! - Умей мечтать!

Слайд 12

- Спокойно реагируй и на похвалу и на замечание! - Будь скромным! Скромность украшает человека! - Не падай духом! - Рискуй! Риск — благородное дело! - Что было, то прошло! Ни о чём не сожалей! - Будь ответственным! - Будь прост в общении! - Дал слово — сдержи его!! - Уважай других! - Бескорыстно помогай другим! - Имей цель в жизни и всегда стремись к ней!

Слайд 13

д) А зачем нужны заповеди? Продолжите фразу на карточке №6 рефлексия: «Знать заповеди нужно для того, чтобы …(быть воспитанным). Но только знать их недостаточно, потому что их надо ...» ( выполнять) « Поступай так, как велит тебе долг человека » (Цицерон) (вывешивается на доске) - Как ты понимаешь эти слова? ( надо жить по совести ) ( учитель добавляет в кластер слова: Я и мой... моральный долг )

Слайд 14

- Задумайся, а всегда ли ты выполняешь свой моральный долг? - Что тебе захотелось изменить в себе после нашего разговора? -Есть ли те, кто хотел бы ответить вслух на эти вопросы? (заслушиваем мнения детей по желанию) Подумайте над примерами выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы. Может, ты захочешь приготовить какой-нибудь проект по теме «Зов долга?» (например: игра-викторина «Долг в жизни людей разных профессий», сообщение-презентацию или сочинение «Долг в судьбе человека», «Народные пословицы о долге» или придумать свой проект)

Слайд 15

9. Умей поставить, в радостной надежде, на карту всё, что накопил с трудом, 10. всё проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть о том. 11. Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно всё пусто, всё сгорело И только Воля говорит «Иди!»

Слайд 16

Сегодня может быть не каждый Всё принял, понял и достиг, Но безусловно очень важно Почувствовать хоть малый сдвиг.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д.С. Лихачёв «Что объединяет людей?» материал к уроку «Моральный долг» в модуле «Основы светской этики» 4 класс Авторы: Першина Ирина Ивановна учитель начальных классов МОУ СШ № 48 г.Петрозаводска Зуева Марина Александровна учитель начальных классов МОУ «Основная школа № 32»

Слайд 2

« Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, дружбу, скрепляет жителей одного города, одной страны» Д. С. Лихачёв

Слайд 3

Забота о детях

Слайд 4

Забота о родителях

Слайд 5

Забота о стариках

Слайд 6

Забота о больных

Слайд 7

Забота о друзьях

Слайд 8

Забота о животных

Слайд 9

Забота о растениях

Слайд 10

«Удивительно правильная мысль: Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества.» Д.С. Лихачёв

Слайд 11

«Это значит, что исправить сразу всё человечество нельзя, но исправить себя – просто. Накормить ребёнка, перевести через дорогу старика, уступить место в транспорте, хорошо работать, быть вежливым, обходительным … Всё это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя!» Д. С. Лихачёв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОРКСЭ "Моральный долг"

Презентация к уроку ОРКСЭ на тему   "Моральный долг" составлена совместно с моим сыном для выступления на уроке....

Конспект урока по Светской этике 4 класс по теме "Моральный долг"

Урок к презентации по теме "Моральный долг" 4 класс...

ОРКСЭ (Основы светской этики). Технологическая карта урока по теме "Моральный долг"

Углубление знаний о добродетели, повторение ранее изученных понятий. Расширение знаний о моральных принципах, применение полученных знаний в жизни. Развитие аналитико-синтетических процессов на пример...

Исследовательская работа по теме "Моральное воспитание через рассказы М.М.Зощенко"

ГИПОТЕЗА  Мы предположили, что писатели писали поучительные детские рассказы,  чтобы на них училось младшее поколение, и что эти рассказы могут влиять на моральное воспитание. Помочь понять ...

Урок на тему "Моральный долг"

Интегрированный преемственный урок на тему "Моральный долг" в начальной школе....

Разработка урока по теме "Моральный долг"

Конспект урока по теме "Моральный долг" для 4-5 классов и презентация...