Разработка урока по теме "Моральный долг"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Бакутина Валентина Семёновна

Конспект урока по теме "Моральный долг" для 4-5 классов и презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moralnyy_dolg.doc126 КБ
Office presentation icon moralnyy_dolg_2.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Бакутина Валентина Семёновна

Район

Володарский

Область

Нижегородская

Место работы

МБОУ СШ№ 5

Должность

Учитель начальных классов, ОБЖ

Общая информация

Модуль

Основы светской этики

УМК

ОРКСЭ  «Просвещение»

Тема урока

Моральный долг

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель, задачи

Цель: Воспитание у школьников общей культуры,

культуры поведения в обществе, нравственных качеств; понимание морального долга.

Задачи:

  • углубить понятие о морали и моральном долге на положительных примерах из жизни, познакомить с обязанностями человека в обществе;
  • формировать  умения размышлять о предназначении человека на Земле; делать соответствующие выводы.
  •  способствовать развитию кругозора учащихся, обогащению словарного запаса.

Необходимое оборудование

 Мультимедийная установка

Дидактическое обеспечение

учебник , толковый словарь, словарь терминов, тетрадь, аудиозаписи

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о  моральном долге и моральной обязанности;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • предметные
  • осознание ценности морального долга и моральной обязанности   в человеческой жизни.
  • знакомство со словами моральный долг, моральная обязанность, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • знание, понимание и принятие обучающимися таких ценностей, как  моральный долг, моральная обязанность .
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих, с точки зрения морального долга и моральной обязанности.
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по формированию понятий моральный долг, моральная обязанность;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

взаимообъяснение, взаимные вопросы и задания групп, составление словаря терминов и понятий, устный опрос

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник

Дополнительная

  • словари

Интернет-ресурсы

  • презентация « Моральный долг»

ЭОРы

  1. http://svetoch-opk.ru/dir/prochie_sajty/1
  2. http://orthgymn.ru/opk/
  3. http://viki.rdf.ru/item/53/
  4. http://aphorism-list.com/index.php?page=poslovica&tk
  5. http://aphorisms.su/stihi/dobrie_stihi.html

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

1. Учитель включает фрагмент песни М. Минкова – Ю. Энтина «Дорога добра»  

Прослушайте песню ещё раз и назовите качество противоположное злу (добро)

Учитель пишет слово добро на доске. Слайд №1

Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам в                группах:1гр.- Качество, необходимое для выполнения любого поручения (ответственность);

2гр.- Величайшее чувство, доступное человеку(любовь);

3гр.- Отвага, решительность, самопожертвование в критической ситуации(героизм)

Внутренне организуются, мобилизуются на работу. Создают эмоциональный настрой на работу друг с другом.

Работают в группах, можно использовать словари

Личностные УУД: формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности, основанной на осознании прощения ближнего.

Коммуникативные УУД::

Организует внимание, доброжелательный настрой всех учеников, приглашает к сотрудничеству.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

2.Постановка темы и цели урока.

На доске учитель пишет слова в виде рассыпанных букв: О с т ь н н о т е т в е в с т, Л о в ь ю б, Г о е р з и м

Подготавливает детей к восприятию темы и осознанию важности данного вопроса, используя приём  

« Мозговая разминка» и составление из букв слов

Учитель пишет слова под диктовку учеников на доске

Добро

Ответственность

Любовь

Героизм

( слайд №2.)

- Какое значение имеет слово   долг?

Самостоятельная работа (составление предложений со словом долг, каждое предложение комментируется)

Собирают слова, определяют тему урока

Чтение и объявление темы урока обучающимися

Работа в парах (можно использовать  словарь)

Регулятивные УУД: Выделение значимых терминов для  изучения нового материала

Познавательные УУД:

Умение применяет методы информационного поиска, работа со словарями и справочниками.

Коммуникативные УУД: принятие решения и реализация его в групповой работе;

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

3. Работа с понятиями       «моральный долг, моральная обязанность».

Слайд№3 Моральный долг, моральная обязанность

- А теперь поработаем с книгой,

 Отмечая ?  непонятные слова и выражения.

Групповая работа по тексту (у каждого свой экземпляр одного и того же произведения)      

Уточнить,  какой именно долг(профессиональный, патриотический…

(Приложение1)

- Какие моральные обязанности ещё существуют?

(бескорыстная помощь другим, родительский долг…)

Учитель: Долг, как утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом.

- С кем, по вашему мнению, нас связывает долг

Слайд 4

Составление кластера

 Создаёт ситуацию для правильного и осознанного усвоения  содержания изучаемого учебного материала, развитию познавательной активности учащихся.

Педагогическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, создать ситуацию взаимодействия.

Групповая самостоятельная  работа

(пытаются объяснить эти два понятия)

Самостоятельно читают текст на стр.26, отмечая непонятные слова и выражения

Читают определения

поступки героев в этих произведениях разбираются в группах, а затем мнения высказываются всему классу

Коллективная работа

Личностные УУД: ориентировка на моральные понятия о долге и обязанности, их проявления в жизни

Регулятивные УУД: совершенствование умения ставить  учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и  того, что ещё неизвестно;

Познавательные УУД: Самостоятельное создание алгоритма  деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, используя кластер

Коммуникативные УУД: принятие  решения и реализация  его в групповой работе;

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

- А теперь используя текст из книги попробуйте ещё раз объяснить смысл этих двух понятий: моральный долг и моральная обязанность

Слайд -5 с определениями

Групповая работа по тексту (у каждого свой экземпляр одного и того же произведения)       Приложение 1

Педагог подводит детей к понятию терминов и работе с текстом.

Комментированное чтение, вопросы по содержанию (обучающиеся сами пытаются объяснить непонятные слова и выражения своим товарищам)

Определения записывают в тетрадь поступки героев в этих произведениях разбираются в группах, а затем мнения высказываются всему классу

Коллективная работа

.

Регулятивные УУД:  Выделение ориентиров действия в новом учебном материале, нахождение в словаре понятий  данных терминов.

Познавательные УУД: ; чтение и  извлечение нужной информации из учебника.

Коммуникативные УУД: Умение планировать учебное сотрудничество со

сверстниками.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

- О каком  долге идёт речь в ваших произведениях (профессиональный, патриотический…)

- Какие моральные обязанности ещё существуют?

(бескорыстная помощь другим, родительский долг…)

Учитель: Долг, как утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом.

- С кем, по вашему мнению, нас связывает долг?

 Создаёт ситуацию для правильного и осознанного усвоения  содержания изучаемого учебного материала, развитию познавательной активности учащихся.

Педагогическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, создать ситуацию взаимодействия.

Коллективная работа

Решают проблемную ситуацию путём составления продолжения предложения: «Всеобщее осуждение окружающих вызывает …» «Человека в обществе будут уважать за…»

Слайд№6,№7

Регулятивные УУД:

умение вставить в предложение понятия, подходящие по смыслу

Познавательные УУД: осуществление для решения учебной задачи операции  анализа, синтеза, сравнения,

Коммуникативные УУД: выявляют, идентифицируют проблему;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Работа по книге

Найдите в тексте и подчеркните моральные нормы, которые должен исполнять каждый, живущий в обществе

Слайд №8 кластер

Организует детей на работу в группах , координирует действия детей в группе, помогает, направляет , может помочь детям- раздать картинки для построения кластера

Самостоятельная работа в группах, составление кластера.

Обсуждают, спорят, используют знания из повседневной жизни. Могут взять картинки, если затрудняются в построении кластера

Регулятивные УУД: Умение вносить  необходимые дополнения  и изменения в кластер.

Познавательные УУД: использование знаково-символичных средств  для решения  учебной задачи

Коммуникативные УУД: ‒ принимают решение и реализуют его;

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Самостоятельная работа

- А сейчас впишите в таблицу недостающих моральных норм и обязанностей из вашего кластера (раздаточный материал)

(Приложение 2)

Дидактическая игра «Собери пословицу»

Долг не ревёт, а честь смолоду. Сам погибай, а спать не даёт. Береги платье снову, товарища выручай. Слайд №9

Просматривает работу в группах, сравнивает со слайдом, выслушивает мнения детей.

Самостоятельно сравнивают  свою работу с работой учителя, дополняют таблицу

Работа в парах

Регулятивные УУД: Умение соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном

Познавательные УУД: структурирование знаний по теме о моральном долге и моральных нормах

Коммуникативные УУД: Умение ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Вывод.

- Вот и подходит урок к концу. Давайте еще раз скажем, что такое моральный долг, моральные обязанности?

Как бы вы сейчас  смогли объяснить вот эти цитаты.

Слайд 10

- Наш  мне хочется закончить напутствием из глубины человеческой  мысли

Чтение произведения В. Сухомлинского «Семь дочерей»

Слайд №11,12

Вспомните свои  предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей).

Учитель приводит детей к мысли о том, что моральный долг и моральные обязанности существовали давным- давно.

 «Меняются времена и люди, но каждый человек обязан выполнять моральный долг, чтобы жизнь на земле процветала. Так было испокон веков, и так должно быть»

 

.

Читают со слайда напутствия из глубины человеческой мысли и делают выводы по прочитанному.

Открывают « корзину идей» сравнивают с конечным результатом и отвечают на вопросы учителя.

прочитанному.

Регулятивные УУД:

Умение прогнозировать  результат  с уровнем  усвоения знаний

Познавательные УУД:

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Операция сравнение и анализа.

Коммуникативные УУД: Умение осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

«  Карточки настроения» Слайд №13

 Каково сейчас ваше настроение? Изменилось ли оно за урок? Отметьте того человечка¸ у которого такое же настроение как у вас в данную минуту.

Звучит песня М. Минкова – Ю. Энтина «Дорога добра»

Учитель подводит к осознанию значимости учебной деятельности и ситуация успеха.

 Он создаёт условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы.

 

Домашнее задание

 Слайд №14,15

«Цветок для мамы». Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять. Запишите на лепестках ромашки.

Повторно обводят «смайлика».

Отвечают на вопросы учителя. Читают и записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

умение выделять ориентиры действия при подготовке домашнего задания

Познавательные УУД: Осуществление рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результата деятельности

Коммуникативные УУД: Владение способами разрешения конфликтов:

Приложение 2

Основные моральные обязанности

1.Профессиональный долг

2. Бескорыстная помощь другим людям

3. Благодарность

4.Родительский долг

5. Соблюдение установленных в обществе моральных норм

6. Патриотический долг

7.Уважение прав других людей

8.Забота о больных и стариках

Приложение 1.

Агния Барто

ЛЮБОЧКА

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе,

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

— У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

— Фу! Какая теснота!—

Говорит она старушке:

— Это детские места.

— Ну садись,— вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

Лев Толстой

ДВА ТОВАРИЩА

(Басня)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,— говорит,— медведь тебе на ухо говорил?» «А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Песня «Неизвестный солдат»

Муз. Н. Елисеева                    Сл. Ю. Коринца  

Ярко звёзды горят,

И в кремлёвском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Над гранитной плитой

Вечный свет негасим.

Вся страна сиротой

Наклонилась над ним.

      Припев:

Неизвестный солдат-

Чей-то сын или брат, -

Он  с войны никогда

Не вернётся назад.

Он не сдал автомат

И пилотку свою.

Неизвестный солдат

Пал в жестоком бою.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОРКСЭ "Моральный долг"

Презентация к уроку ОРКСЭ на тему   "Моральный долг" составлена совместно с моим сыном для выступления на уроке....

Методическая разработка урока для учащихся 4 класса по теме "Долг и совесть"

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса  по теме "Долг и совесть". К методической разработке уро...

Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику "Основы светской этики") по теме: Урок «Совесть, стыд, долг».

Предмет -  основы светской этики     Класс -  4класс «В»Тема урока : «Совесть, стыд, долг» Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.Вид урока: ...

Методическая разработка урока по теме «Совесть». «Долг» (модуль «Основы светской этики»)

Формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «долг»...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по теме "Как долго живут растения"

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»).Тема: «Как долго живут растения. РСМ Болота и луга как сообщества нашего края».Цели: 1. Обобщить и систематизировать зн...

Разработка урока по ОРКСЭ "Совесть. Долг"

Методическая разработка урока по ОРКСЭ  - помочь учащимся осознать чувство совести и долга,  как одного из морально-этических ценностей в обществе....