Методическая разработка по ОРКСЭ "Моральный долг"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Коробова Татьяна Алексеевна

Урок для обучающихся 4 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Тема урока: Моральный долг.

Коробова Татьяна Алексеевна,

учитель начальных классов

Рыльск, 2025

Тема: «Моральный долг»

Цель: формирование представления о моральном долге.

Задачи: 

  • познакомить их  с основными понятиями: моральная норма, моральный долг;
  • развивать творческие и познавательные  способности;
  • формировать коммуникативные умения работать в коллективе и  группами;
  • воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми.

Оборудование:

-толковый словарь русского языка С.И.Ожегова;

-карточки для парной и групповой работы;

-пословицы по теме урока;

-иллюстрации по теме урока.

Ход урока.

I. Мотивация.

- Прослушайте отрывок из песни М.Минкова-Ю.Энтина «Дорога добра».

- О чём  эта песенка? Свяжите свой ответ с темой прошлого урока.

- С какими понятиями вы познакомились?

II. Проверка домашнего задания.

Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся об ответственном поведении человека (из литературы).

III. Словарный диктант.                       

1. Качество, противоположное злу. (Добро)

2. Качество, необходимое для выполнения любого поручения. (Ответственность)

3. Величайшее чувство, доступное человеку. (Любовь)

4. Отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке. (Героизм).

IV. Взаимопроверка.

V. Работа по теме.

1. Актуализация знаний.

-Я сейчас прочитаю небольшой рассказ, вы внимательно послушаете и постараетесь ответить на вопрос:  Можно ли  назвать главного героя свободным и почему?

     «Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватил пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул её ногой, потому что она залаяла от радости.

    Мама просила быть дома в 13 часов- к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко.

   Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. «А нам не задали»,-сказал Толик.

  В 16 часов он пошёл играть в футбол в парк. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелёк. Озабоченная женщина ходила рядом, глядя под ноги. Толик незаметно поднял кошелёк и побежал в магазин покупать мороженое.

-Можно ли назвать главного героя свободным?

-А как мальчику нужно было поступить?

2. Объявление темы.

- Я в ваших ответах услышала слова «Должен был…»

И слова эти очень непростые. В них вложен мудрый и важный смысл, поднимающий человека на высокую нравственную высоту. И эта высота называется …..МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ

- Сегодня на уроке вы узнаете, что такое:

- моральный долг;

- моральная обязанность.

3. Изучение нового материала.

-Чтобы раскрыть значение понятия МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ мы попытаемся

сначала объяснить значение каждого слова в отдельности.

-Что такое МОРАЛЬ и что такое ДОЛГ?

На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно. Есть правила русского языка, есть правила дорожного движения, есть правила игры в футбол и … дальше назовите сами.

-Что же означает слово МОРАЛЬ? Значение слова мы найдём в толковом словаре С.И.Ожегова:

МОРАЛЬ - правила нравственности. Другими словами МОРАЛЬ- это правила доброго поведения. Моральных правил тоже много, и все они очень важны для нас. Но есть среди них самое главное, которое называют золотым правилом морали или золотым правилом нравственности.

- Почему его называют золотым?

- А почему говорят: золотые руки, золотая голова, золотые слова, золотые мысли?

Возникло золотое правило очень давно, ещё в середине первого тысячелетия до нашей эры в разных концах мира, у разных народов.

Рассказывают, что к древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришёл ученик и спросил: « Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: « Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». Это было золотое правило и сказано оно было до нашей эры.

А в начале нашей эры золотое правило прозвучало из уст Иисуса Христа: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

    Так золотое правило вошло в жизнь людей и живёт тысячи лет. И сегодня оно остаётся главным правилом доброго человека. О человеке, который живёт, соблюдая всегда это правило, говорят:  добрый человек, высоконравственный.

  -Почему? Потому что правило кратко и точно отвечает на главный вопрос жизни каждого человека - как следует относиться к другим людям: так, как ты сам хочешь, чтобы люди относились к тебе. Лучше не скажешь!

   - А как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе? Ответ напрашивается сам собой: хорошо, по- доброму.  Ибо какой нормальный человек пожелает себе плохого? И ещё вопрос: можно ли сказать, что золотое правило кого-то выделяет, предлагает нам к одному человеку относиться лучше, а к другому – хуже? Нет, никого оно не выделяет, ко всем предлагает относиться одинаково.

Подведём итог:

Во-первых, золотое правило требует от нас хорошего отношения к другому человеку;

во-вторых, требует хорошего отношения ко всем людям.

- Принуждает ли нас кто-то выполнять эти правила?

 

Нет. Мы делаем это не по принуждению, добровольно.

Итак, значение слова МОРАЛЬ мы с вами объяснили.

- Что же такое ДОЛГ?

Смотрим в словарь:
ДОЛГ- то же, что обязанность, то есть определённый круг действий, возложенных на человека и безусловных для выполнения. ДОЛГ, как утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом.

Теперь, объединив значения слов мораль и долг, мы можем объяснить значение понятия МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ.

МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ- выполнение существующих в обществе правил, норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Принимая свой долг, человек добровольно принимает на себя обязанности по отношению к другим, поэтому моральный долг называют моральной обязанностью.

4. Самостоятельная работа в парах.

- С кем, по вашему мнению, нас связывает долг? Заполните пустые окошки, обсудите в парах.

-Приведите примеры выполнения морального долга, моральной обязанности.

5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

6. Физминутка.

Физминутку начинаем

Вместе весело шагаем,

Руки в сторону ведём,

Кулачки сейчас сожмём,

Руки мы все опускаем

И наклоны совершаем.

Вот присели, приподнялись-

Хорошо все прогулялись.

Сели тихо, не спеша.

И урок вести пора.

7. Беседа «Кто родителей почитает, тот век счастливым живёт».

Человек странно устроен - он никогда не ценит то, что у него есть, и лишь потеряв, понимает истинную ценность того, что имел. Давайте поговорим о почтении, моральном долге детей к своим родителям. Как же разумен совет Божьей Заповеди: «Почитай отца своего и мать… да будет тебе благо, и будешь долголетен на Земле». Давайте задумаемся над тем, что значит – почитать отца и мать. Господь требует от нас не любви, а почитания к родителям. Под словом «почитание» подразумевается уважение, так же это означает быть послушным. И, наконец, почитать – это больше, чем просто проявлять уважение и послушание. Греческий глагол, переведённый словом «почитать» буквально означает «считать драгоценным». Нужно относиться к родителям, как к бесконечно дорогим  тебе людям, достойным уважения. Это понятие включает в себя и любовь, и признательность.

Родители – это святое слово. Они дают нам свою любовь, тепло, сердце…

Почитали родителей всегда на Руси. Это наблюдалось во всех сословиях: и в крестьянских семьях, и в дворянских, и в купеческих. Главой семьи всегда был отец. Его слушались во всём. Он был кормильцем в семье, поэтому самый первый и большой кусок доставался отцу. Плохо поступают сейчас те дети, которые требуют от родителей лучший кусок, считая, почему-то, что всё лучшее должно быть для них. Раньше в семьях не было лучших кусков. Отмечаю, не самый лучший, а первый и большой кусок брал отец, поменьше – мать, и, наконец, дети. Так было всегда.

Есть у русского народа хорошая традиция – сами того не замечая, мы каждый день проявляем уважение к старшим, называя их по имени-отчеству. Этим самым мы чтим отца того человека, к кому мы обращаемся. Ни в одной европейской стране отчество не упоминается, и мы, русские люди, должны ценить эту давнюю традицию, которая помогает нам не забывать об уважении к старшим.

Да, наша жизнь сильно изменилась: люди могут осуждать своих родителей, или называть их предками, кто–то называет официально – отец, мать. Есть такие, кто вообще предпочитает не употреблять это слово, а некоторые так любят свою маму, что называют её «Мамусенька» или «Мамулечка» или просто называют её по имени.

Стоит задуматься, что для нас значит слово «родители». Да, родители бывают разными, и вы сами понимаете, хороши ваши родители или нет. Но, какие бы они не были, вы их должны уважать, почитать и всегда помнить, что они ваши родители! В этом и состоит ваш моральный долг по отношению к самым родным для вас людям - вашим родителям.

-Они дали вам жизнь.

-Оказывайте им благодарность и повиновение.

- Никакого дела без их совета не начинайте.

- Если родители наказывают тебя за что- либо, то сознайся в своём поступке и вытерпи наказание, потому что наказывают тебя для того, чтобы ты исправился и вырос добрым человеком. Если ты считаешь себя невиновным, то говори об этом честно и открыто.

- Если замечаешь в родителях какие-либо слабости, покрывай их молчанием. Остерегайся осуждать своих родителей.

- Если каким-нибудь неосторожным словом оскорбишь их, немедленно проси у них прощения.

Берегите, любите своих родителей, и ваша жизнь всегда будет счастливой!

8. Работа в группах.

- Прочитайте. Соотнесите виды обязанностей перед обществом с примерами.

1. Обязанность беречь мир и безопасность на планете. Каждый человек должен воздерживаться от пропаганды войны, национальной, расовой или религиозной ненависти.

3. Посещая музей в селе Ловозеро, ребята внимательно слушали рассказ экскурсовода об особенностях культуры и быта народов севера: саамов и коми

2. Обязанность защищать окружающую среду. Человек должен беречь природу от пожаров, истребления животных и растений, загрязнения и нерационального использования вод и т.д., участвовать в мероприятиях по посадке растений, созданию уголков природы и т.п.

1. Коля и Артур жили в одном дворе и увлекались граффити. Однажды Коле подарили новые краски и мальчики решили расписать стену гаража. Артур принёс……образец с лозунгом «Россия для русских!» «Не стоит писать глупости!» - сказал Коля, «у меня друзья разных национальностей и я не хочу их обидеть и потерять!» Утром прохожие читали надпись на гараже «Ребята, давайте жить дружно!»

3. Обязанность ценить и беречь культуру своего народа и народов мира. Культура является наивысшим выражением духовного мира человека. Человек обязан относиться к культуре своего народа и народов мира как к величайшей ценности, расширять свои знания о ней.

2. Ребята помыли руки перед завтраком и отправились в столовую. Техничка Елена Николаевна вздохнула и пошла закрывать краны, из которых мощными струями лилась вод

VI. Закрепление изученного.

1. Собери пословицу.

Долг не ревёт,                                       а честь смолоду.

Сам погибай,                                         а спать не даёт.

Береги платье снову,                            а товарища выручай.

2. Блиц-опрос:

  1. Долг- это осознанные действия человека? (ДА)
  2. Моральный долг связан со свободой? (ДА) 
  3. Моральный долг связан с ответственностью? (ДА) 
  4. Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ) 
  5. Моральные нормы или обязанности- это общепринятые в обществе правила? (ДА)
  6. Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА) 
  7. Есть ли документ, в котором прописаны какие права имеет человек? (ДА) 
  8. Завидовать, обзываться - это норма? (НЕТ) 
  9. Нужно ли заботиться о пожилых и больных людях? (ДА) 
  10. Уметь благодарить - это норма? (ДА) 
  11. Родители должны заботиться о своих детях? (ДА) 
  12. Дети должны помогать родителям? (ДА) 

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  • Вспомните всё, о чём говорилось на уроке.  Подумайте и сделайте вывод, что такое моральный долг.
  • Продолжите фразы: «Человека в обществе будут уважать за…».
  • «Я хочу быть человеком долга, чтобы …»

       - «Необходимо следовать моральному долгу, потому что …»

VIII. Домашнее задание.

1.Подберите пословицы по теме урока.

2.Найдите иллюстрации по данной теме.

3. Посоветуйтесь с родителями и составьте рассказ о моральном поступке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет...

Методическая разработка урока для учащихся 4 класса по теме "Долг и совесть"

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса  по теме "Долг и совесть". К методической разработке уро...

Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику "Основы светской этики") по теме: Урок «Совесть, стыд, долг».

Предмет -  основы светской этики     Класс -  4класс «В»Тема урока : «Совесть, стыд, долг» Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.Вид урока: ...

Методическая разработка урока по теме «Совесть». «Долг» (модуль «Основы светской этики»)

Формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «долг»...

Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по теме "Как долго живут растения"

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»).Тема: «Как долго живут растения. РСМ Болота и луга как сообщества нашего края».Цели: 1. Обобщить и систематизировать зн...

Методическая разработка "Долг и совесть". Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...