Урок по ОРКСЭ, Модуль "Светская этика" на тему:"Справедливость"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Формирование нравственных качеств младшего школьника через развитие понятия  справедливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_novyy.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Урок на тему «Справедливость»

Цель: Формирование нравственных качеств младшего школьника через развитие понятия  справедливости.

Задачи : Формирование чувства справедливости;

               Развитие отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей.

Метапредметные:  

Развитие умения адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, коммуникативные навыки.

Предметные:

Раскрыть сущность понятия «справедливость». Подвести учащихся к пониманию: кто такой справедливый человек?

Ход урока

  1. Мотивация к деятельности ( 1-2 минуты)

Ребята, сегодня у нас особый урок. Мы поговорим об одном из самых замечательных качеств человека. А о каком, я думаю, что вы сами догадаетесь.

  1. Актуализация знаний ( 1-2 минуты)

На слайде  1 пословицы

- Как  аукнется, так и откликнется .

- Око за око, зуб за зуб.

- Что посеешь, то и пожнешь.

Прочитайте их, объясните смысл пословиц..

Какая общая тема их объединяет?

(Справедливость)

  1. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Так какова же тема нашего урока?

Сформулируйте цели урока.

1). Что такое справедливость

2). По каким признакам можно судить о справедливости.

3). Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

  1. Открытие нового знания (7-8 минут)

Да, ребята, сегодня у нас разговор на уроке пойдет о справедливости.

На столах у вас разные источники: ( этимологический словарь, словарь Даля)

Я предлагаю вам поработать в группах с разными источниками и продолжить фразу:

Справедливость- это ………………….

(Работа в группах, отчет групп.)

А сейчас давайте обратимся к учебнику и узнаем о понятии «справедливость» (учебник стр.28)

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. Аристотель назвал справедливость совершенной добродетелью.

Сравните свои выводы с выводами автора учебника.

(Выводы детей )

  1. Выявление места и причины затруднения ( 1-2 минуты).

Учитель проводит побуждающий диалог.

- Справедливость свойственна все людям? Припомните случаи, когда с вами обошлись несправедливо.

- А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к кому-то?

- Как вы считаете, по каким признакам можно определить поступок- справедливый или нет?

(Ответы детей).

Давайте обратимся к учебнику, совпадают ли ваши ответы с мнением автора.

(Учебник стр.28-29)

На слайд  2 вынести:

1). Признак соразмерности

2). Признак уравнивания.

- Какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к другим?

(Ответы детей).

(Работа с учебником стр. 29).

Физминутка ( 3 минуты) .

  1. Самостоятельная работа.

Раздать детям тексты «Сказка о справедливости»

Сказка о справедливости

Лежал зайчик на травке и грелся на солнышке, но тут подлетела пчела и стала собирать нектар с цветов рядом с зайцем. Не понравилось зайцу, что нарушили его покой, и начал он гонять пчелу.

Увидела это лиса и возмутилась, что заяц обижает тех, кто слабее его. Из чувства справедливости она напала на зайца и стала его трепать. Пчела благополучно улетела.

У волка, увидевшего как лиса расправляется с зайцем, тоже проснулось негодование по поводу того, что обижают слабых. Он схватил лису за шкирку и начал бить ее лапами. Заяц на радостях дал деру.

Медведь, заметивший возню волка с лисой, тоже был возмущен тем, что обижают слабых, и решил отомстить волку. Придавил его к земле и начал топтать ногами. Лиса освободилась от лап волка и быстро скрылась в лесу.

Пролетавшие мимо пчелы тоже воспылали чувством защиты справедливости. Они напали на медведя и стали кусать его, в результате чего медведь оставил волка, который, пользуясь случаем, быстро исчез.

Справедливость в конце концов восторжествовала: искусанный и злой медведь разворошил и разломал на части пчелиный улей, потом по очереди прибил всех, кто ему попался: зайца, лису и волка. Не разбирая, кто прав и кто виноват.

Мораль: месть, конечно, интересное занятие, но всегда найдется тот, кто отомстит за тех, кому мстили.

Обсуждение прочитанного.

Как вы считает, связана ли эта сказка с темой нашего урока? Докажите.

Кто в этой сказке поступил по справедливости. Почему?

Назовите русские народные сказки и сказки зарубежных писателей, в которых  рассказывается о несправедливом отношении одних героев к другим.

(Коротко вывод из каждой сказки).

Работа в парах. Обсуждение ситуаций.

Ситуация 1. «Игра»

- Сестра говорит :- Я старше, значит, мне надо больше кубиков.

Брат ей отвечает:- Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

(Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?)

Ситуация 2. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына:  - Сынок, ты погулял с Дружком?

Сын ей отвечает:

- Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.

- Но ведь мы, же договорились, что днем будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание,- возмутилась мама.

Мальчик обиделся и сказал маме:

- Просто ты меня не любишь, поэтому и даешь мне поручения!

(Оцените поступок мальчика).

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Викторина :

1). Противоположность справедливости – (несправедливость).

2). Чем нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к людям –(правилами).

3). Первый признак оценки справедливости- (соразмерность).

4). Поступок должен быть оценен по – (заслугам).

5). Моральное правило, регулирующее отношение между людьми – (справедливость).

  1. Домашнее задание ( по выбору).

1). Рассказать родителям об уроке, своих впечатлениях.

2). Найти мудрые мысли, пословицы, поговорки о справедливости.

3). Написать сочинение – миниатюру «Трудно ли быть справедливым».

  1. Рефлексия деятельности (4-5 минут).

На столах карточки: желтая - я узнал много нового, был активен, оранжевая – был наблюдателен за происходящим, есть вопросы, красная – меня не заинтересовала эта тема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе по предмету: Основы религиозных культур и светской этики Тема: Справедливость и милосердие

Урок в 4 классе по предмету: Основы религиозных культур и светской этики Тема: Справедливость и милосердиеЦели: 1-я линия развития личности:Анализировать  и  объяснять п...

ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

ОРКСЭ «Основы светской этики»    тема: «Добро и зло»...

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...

Презентация к курсу ОРКСЭ. Светская этика. Тема "Альтруизм и эгоизм".

В презентации раскрываются основные понятия, связанные с темой (эгоизм, милосердие, любовь. понимание, долг, терпимость, меценатство).  Для иллюстрации используются примеры от сказочных персонаже...

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика) на тему "Какие правила морали особенно важны в школе"

Данная разработка поможет учителю организовать и провести урок обобщения и систематизации знаний ОРКСЭ в 4 классе по теме "Какие правила морали особенно важны в школе" в соответствии с современными тр...

Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).

Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....