Урок в 4 классе по предмету: Основы религиозных культур и светской этики Тема: Справедливость и милосердие
план-конспект урока (4 класс) по теме

Манакова Екатерина Александровна

 

Урок в 4 классе по предмету: Основы религиозных культур и светской этики

 

Тема: Справедливость и милосердие

Цели:

1-я линия развития личности:

Анализировать  и  объяснять понятия: духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность, добро, зло,  справедливость ,  милосердие .

2-я линия развития личности:

Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои  и  чужие поступки, делать правильный выбор поступков.

Организовывать работу для самостоятельного пополнения учащимися знаний в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей.

Оборудование: список понятий для игры «Твой номер».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе по предмету: Основы религиозных культур и светской этики

Тема: Справедливость и милосердие

Цели:

1-я линия развития личности:

Анализировать  и  объяснять понятия: духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность, добро, зло,  справедливость ,  милосердие .

2-я линия развития личности:

Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои  и  чужие поступки, делать правильный выбор поступков.

Организовывать работу для самостоятельного пополнения учащимися знаний в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей.

Оборудование: список понятий для игры «Твой номер».

Этапы  урока 

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Проверка домашнего задания.

(Слайд 1)

1 2 3 1 2 3 4 1 2 3 1 2

Учитель предлагает детям послушать историю и поделиться своими размышлениями о счастье и смысле жизни.

 (по рассказу Владимира Марциновского, христианского миссионера, о случае с ним в 1921 году в парижском парке Бютт-Шомон на «мосту самоубийц»)

Прохожий увидел юношу, который явно собирался броситься с моста в реку и так покончить с  собой. Прохожий задержал его крайне неуместным вопросом: "Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?". Удивленный юноша ответил:

- Да, есть…

- Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?

- Пожалуй…

- А раз так, то, может, Вы зайдет вот в тот бедный дом  и оставите беднякам уже ненужные Вам деньги?

Юноша согласился. Он ушел и на мост больше  не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.

(Слайд 2)     Анализ текста

Что чувствует человек, когда совершает что-либо доброе для ближнего? (дети отвечают)

Что несчастному юноше помогло не совершить самоубийство? (дети отвечают)

Милосердная помощь другому спасает жизнь тебе самому.

Милосердие спасает всех: и тех, кому оказывается помощь, и тех, кто эту помощь оказывает.

Заслушиваются ответы детей, также рекомендуется устроить в классе выставку детских проектных работ по теме.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.








Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.


Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.


Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентирова

ться в нравственном содержании и смысле своих и

чужих поступков.



Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.



Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.







Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.




Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентирова

ться в нравственном содержании и смысле своих и

чужих поступков.















Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.





Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.









Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.



Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентирова

ться в нравственном содержании и смысле своих и

чужих поступков.









II.Актуализация знаний.

1 2 3 1 2 3 4 1 2 3 1 2

– Повторить понятия, которые будут для нас сегодня важны, поможет игра «Твой номер». (Слайд 3)

Учитель составляет на доске пронумерованный список понятий:

1. Добро.

2. Зло.

3. Духовность.

4. Бездуховность.

5. Нравственность.

6. Безнравственность.

Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками или другим принятым в классе способом.

– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?

– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.

– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?

Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев  и оценок.

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2

Послушайте внимательно притчу «Последний лист» и попробуйте определить тему нашего урока:

(слушают притчу http://www.youtube.com/watch?v=CRNx8mTf_Mk&feature=youtu.be)

(Слайд 4)

Беседа о прослушанной притче.

– Откройте учебник на с. 34.

– Какова тема нашего  урока ? ( Справедливость   и   милосердие .)

–  Справедливость   и   милосердие  свойственны всем людям?

– Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? (В школе.)

– А уместны ли в школьных ситуациях такие понятия, как  справедливость  и   милосердие ?

Ввместе с ребятами выбирается вариант чтения (вслух, про себя, по ролям, по абзацам или как-то иначе).

– Как Лена  и  Антошка отреагировали на поступок Илюши? (Они возмутились его поведением.)

– В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? (Как поступить по  справедливости ?)

– Какое понятие в этом случае будет уместно? (Несправедливость по отношению к другим ребятам.)

– Почему Рустам не согласился с Антошкой? (Он считает, что сказать учителю о нарушении правил – значит наябедничать.)

– В чём запутались ребята?

(Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу?

Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?)

– Как можно это сформулировать в виде вопроса?

Учащиеся высказывают свои предположения.

– Посмотрите на с. 75, какой проблемный вопрос предлагают авторы?

(Слайд 5)

Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.


1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1

Предлагается в парах выполнить задания, отмеченные серым цветом на с. 34.

  1. Есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?
  2. Чем отличается поучение от рассказа? Что у них общего?

Работа с текстом «Золотое правило» до чтения.

– Давайте прочитаем название текста. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?


Работа с текстом «Золотое правило» во время чтения.

Организуется комментированное чтение текста.

Две с половиной тысячи лет назад жил в Китае знаменитый учёный и мудрец по имени Конфуций. Однажды один из его учеников спросил:

– Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а можно ли всё твоё учение обозначить одним-единственным словом? И из всех правил выбрать главное? (Можно? Предположите.)

– Можно, – улыбнулся в ответ старый, мудрый Конфуций. – Слово это – «взаимность», а правило – «не делай другому того, чего не желаешь себе».(У вас был такой вариант?)

(Слайд 6)

Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности.

Почему оно «золотое»? (Как мы решили?)

Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых. (Как?) Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра. Выбирая, как поступить с другим человеком – что ему сказать, что сделать, – поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой – хороший. (Теперь понятно, как? Понятно, почему правило золотое?)

«Золотое правило нравственности» по-разному звучит на разных языках, но смысл его не меняется. (Вот это да!) Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других». (Верно?)


– Кто сформулировал «золотое правило нравственности»?

– Каким единственным словом он обозначил своё учение? (Взаимность.)

– А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?

– Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. (Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал».)

– Рассмотрим, что может произойти дальше.

Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся.

– Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя.

– Дальше возможны два варианта. Илюша скажет: «Ой, извини, я сейчас тороплюсь, убери за меня, а завтра я за тебя!» Ситуация разрешена?

– Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.

– А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать?


Работа с иллюстрацией на с. 35.

– Объясните, сработало ли «золотое правило нравственности» в ситуации, изображённой на картинке. (Да, сработало. Девочка опоздала на встречу, но извинилась за это.)

– Обратите внимание, что опоздавшая девочка бежит, искренне просит прощения (может быть, что-то произошло по дороге) и положила руку на сердце, то есть сожалеет, что заставила подругу ждать.

– Согласитесь, что в жизни встречаются подобные ситуации, но люди часть теряются и ситуации остаются неразрешёнными.

– А что написано об этом в тексте учебника?

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» до чтения.

– Посмотрите на рисунок на с. 36.

– Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?

– Прочитайте подписи под картинками. (Преступление. Справедливое наказание.)

– К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?

– Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?


Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» во время чтения.

Организуется комментированное чтение текста.

Иногда мы слышим, как кто-нибудь восклицает: «Ты несправедлив ко мне!», «Это несправедливое наказание!», «Я требую справедливости!» Что это означает? (Предположите.) Рассмотрим происхождение слова «справедливость». Оно восходит к словосочетанию «с правдой» и означает «соответствующий правде, правильный, настоящий, истинный», в отличие от ложного, неправильного. Получается, справедливость – то, что «вместе с правдой, правилами, истиной». (Стало понятнее? Не совсем...)

Это относится и к оценке, которую люди могут дать поступкам человека. Если мы признаём чьи-то поступки правильными, честными – значит, они справедливые. (Верно?) Если мы оцениваем поступки, а не самого человека, значит, и мы поступаем справедливо, даём правильную оценку. Если же мы про хороший поступок говорим, что он плохой только потому, что человек, совершивший его, нам не нравится, – это несправедливо. (Теперь понятно?)

Итак,  справедливость  – это правильная реакция людей на поступок человека. (А реакция – это...) Например:

– Полезность труда человека для других людей должна вознаграждаться уважением и достойной оплатой. (Согласны?)

– Права, которые получает человек в обществе, должны быть уравновешены обязанностями, которые он должен выполнить перед людьми.

– Добрый поступок должен быть вознаграждён, например, благодарностью, добрым словом. (Справедливо?)

– За совершённое преступление человек обязательно должен быть наказан – штрафом, дополнительной работой или потерей свободы. (А это справедливо?)

 Справедливость  делает жизнь людей правильной  и  честной.

В то же время иногда, даже если человек за свои плохие дела заслужил справедливое наказание, мы можем простить его  и  не наказывать. (Почему? Предположите.) Способность прощать того, кто поступил с нами плохо, называют  милосердием . Слово это означает, что у человека «милое сердце», то есть доброе, любящее. Вспомни, как часто родители собирались наказать тебя за какие-нибудь провинности, но в последний момент отменяли наказание. Почему? Потому что они тебя любят  и готовы милосердно прощать. (Вспоминаются такие моменты?)

 Милосердие  может проявиться  и  в другом. Оказывая кому-нибудь помощь, человек по  справедливости  может ожидать в ответ благодарности. Однако если человек помогает кому-то просто так, не требуя ничего взамен, стало быть, сердце у него доброе, милое. Значит, среди многих качеств его духовного мира есть  и   милосердие . Оно дополняет  справедливость ,  и  это делает жизнь людей добрее, избавляет нас от равнодушия и жестокости. (Вы согласны?)

Человека нельзя заставить быть справедливым или милосердным. Эти ценности являются добровольным выбором каждого. Но от того, какой выбор делает человек, становится ясно, какой он на самом деле.

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» после чтения.

– Как объясняется в тексте значение слова «справедливость»? (Справедливый – соответствующий правде, настоящий, истинный.) (Слайд 7)

– А как правильно оценивать человека или его поступки? А хороший человек может совершить плохой поступок?

(Слайд 8)

– Найдите в тексте ответы на эти вопросы, прочитайте их:

«Чем вознаграждается полезность труда человека для других людей?»

«Чем уравновешиваются права человека в обществе?»

«Чем вознаграждаются добрые поступки?»

«Чем обязательно должен быть наказан человек за совершённое преступление?»

«Что же делает жизнь человека правильной и честной?»

– Исходя из идеи  справедливости , какой правильный ответ на плохой поступок Илюши могут придумать ребята?

– Итак, Илюша намусорил в классе. Он может понять  и  попросить прощения. А какие ещё варианты могут быть?

– Хорошо ли, если один школьник  и  весь класс в постоянной ссоре?

– Какой совет на эту тему может содержать наш учебник? Какое важное слово там есть? ( Милосердие .)

– Предположите, что это значит. Проверим, читая дальше.

– Прочитайте в тексте, что такое  милосердие .

(Слайд 9)

(« Милосердие  – способность прощать того, кто поступил с нами плохо».)

– Требует ли милосердный человек благодарности за свою помощь?

– Исходя из того, что мы прочитали о  милосердии , какой совет можем мы дать Антошке  и  классу в ситуации, если бы Илюша не признал своей вины и обиделся? (Надо простить, чтобы дать ему возможность вернуться к товарищам. Может быть, не сразу, но он поймёт, что был неправ.)

Работа в парах:     (Слайд 10)

Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому  негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

Задание 2. Приведите свои примеры милосердных дел.

V. Выражение

решения проблемы.

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 1 2

(Слайд 11)

 Л. Берне писал:

«Справедливость — такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб»

Сформулируйте вывод по проблеме  урока , сравните его с авторским. («Многие правила поведения людей охватывает «золотое правило нравственности». Оно основано на таких человеческих ценностях, как справедливость   и   милосердие ».)

VI. Выполнение продуктивных заданий по теме.

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2

Предлагается учащимся выполнить продуктивные задания по теме урока  (с. 38).

  1. Объясни своими словами смысл пословиц.
  2. Прочитай стихотворение Я. Полонского. Попробуй описать чувства, которые ты испытал. Повлияло ли это на твой духовный мир?
  3. Объясни своими словами смысл этих изречений о  справедливости . Обсуди с товарищем – он так же их понимает? Попытайтесь договориться.


Задания предлагаются детям на выбор, так же можно выбрать форму выполнения: индивидуальную, парную или групповую. Мнения детей выслушиваются  и  оцениваются с помощью алгоритма самооценки.

(Слайд 12)

Вопросы к учащемуся (начало формирования алгоритма самооценки).

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось ли тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с ... (имя учащегося) учились оценивать свою работу.

VII. Итог урока. Рефлексия.

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 1 2

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

– Вернёмся к плану, который мы составили. Всё ли удалось выполнить?

(Слайд 13)

VIII. Домашнее задание.

– Подумайте над проектом, который мы условно назовем «Эра справедливости и милосердия». Вот вам несколько тем:

  1. предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение.
  2. Придумайте пьесу «Будьте милосердны!». Название можете дать свое.
  3. Подберите пословицы о справедливости и милосердии.
  4. Подберите стихи, фрагменты из фильмов. Можете подобрать и обсудить примеры немилосердных поступков и героев для обсуждения темы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".

Рабочая программа к  учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. ...

Рабочая программа по предмету"Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур"

Ø  Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;Ø  Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивн...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для 4 класса

Рабочая программа учебного предмета  по предмету «Основы религиозных  культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»....

Конспект урока и презентация по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс.

Методическая разработка по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Конспект урока и презентация по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...