Тема сегодняшнего урока «Зачем творить добро?» (с. 68 учебника) Мы узнаем, как подражают Христу? Чему радуются святые?
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

           Цели: помочь обучающимся понять причины, по которой христиане стремятся творить добро; осмыслить понятия «добро»,  «самоотверженность»,  «святой»;  сформировать понимание того, что творить  добро – испытывать духовную  радость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 

                     

                          Урок

      по учебному предмету  ОРКСЭ

по модулю  «Основы православной        культуры»

                                     

                        в 4 классе «А»                                                

на тему: « Зачем творить добро?»

   Автор:   Жеребятьева Екатерина                 Игоревна

      учитель начальных классов

 

                                               

   

                             

               

                 

   

                            Урок  на тему  « Тема: Зачем творить добро?»

           Цели: помочь обучающимся понять причины, по которой христиане стремятся творить добро; осмыслить понятия «добро»,  «самоотверженность»,  «святой»;  сформировать понимание того, что творить  добро – испытывать духовную  радость.

         Задачи:  обучающие: узнать о двух причинах  совершения христианами добрых поступков (благодарность  за подвиг Христа и подражание  подвигу Христа);

развивающие: понять, почему самоотверженность (отказ от своих сиюминутных желаний) может приносить духовную радость;

воспитывающие: привить  стремление жить и  творить добро другим людям, осознать, что библейские заповеди  ведут  к духовной  радости.

        Оборудование: мультимедиа проектор, учебники, рабочие листки  для письма, тетради.

                                       1.  Ход урока.

 1. Организационный момент.

- Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка темы урока.

Учитель предлагает посмотреть притчу «Все оставляет свой след». 

После просмотра притчи задает вопросы:

- Ребята, как вы думаете, какая сегодня у нас тема урока? 

Запись темы урока: «Зачем творить добро?»

4. Беседа по содержанию притчи.

- Ребята, как вы думаете, какая основная мысль этой притчи?

Подводит детей к морали притчи.

ВСЕ оставляет свой след. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что остались на воротах. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.

- А какой вывод вы сделали для себя? (Заслушивает ответы учеников)

           

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Зачем творить добро?»  (с. 68 учебника)

                 Мы узнаем, как подражают Христу?

                 Чему радуются святые?

 

 - Вспомните  и скажите Золотое правило этики?  (Мы хотим,  чтобы нам делали добро,  значит,  мы сами тоже должны делать добро людям). (Слайд 1)

                       2.Работа над темой урока.

Учитель: Сегодня мы узнаем причины, побуждающие делать добро.

- Вы узнаете, как христиане подражают Христу? Чему радуются святые?

 

Ребята, за чем вы совершаете добрые поступки? Я вас дома просила подумать над  этим вопросом. (ответы детей).

 

Христиане совершали добрые поступки в знак благодарности Христа.

У И. Христа были ученики,  которые называются апостолами.

     Апостол – в христианской мифологии:  ученик Христа, распространитель Его  учения.

- Найдите текст об одном из учеников И. Христа  в  учебнике с. 68.  (Чтение  текста  «по – цепочке»).

-Учитель: Сделаем вывод:

- О каком апостоле узнали? ( Об Апостоле Петре).

-Кто поджег город, чтобы  ложно обвинить христиан и казнить их? (Император Нерон).

- Кого встретил Петр, покидая Рим? (Самого Христа).

-Куда спешил Христос? Зачем? (Он спешил  в Рим. «Умереть еще раз»,- ответил Он.  Христос не  оставляет христиан, Он с ними в страдании).

- Как поступил Петр? ( Он вернулся, чтоб в минуту тяжких преследований поддержать христиан словом, примером).

-  Прочтите, что говорил Христос? Как вы понимаете это?

(2 слайд)

 ( Он пришел не для того, чтоб Ему служили, но чтобы послужить христианам. Кто хочет быть благодарным Богу за Его жертву, тот должен  быть  добрым к людям, делать добро им.)

(3слайд).

 Учитель: Подражая жертвенному подвигу Христа, Его ученики  стремились меньше  думать о себе, об опасностях, о смерти.

- Прочтите  на с. 69 текст «Это интересно» об апостоле Петре. (1 абзац).

(Щелчок).

( Чтение  текста учеником).

-Прочтите об апостоле Андрее.(2 абзац). (Чтение текста учеником). (Щелчок).

(3слайд). (Чтение учеником  3 абзаца).

(4 слайд).

- Посмотрите внимательно, можем  ли сказать, что  последователи Христа, подражая  Богу,  совершили  подвиг,  самоотверженный поступок? (Да).

 

  Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других людей, ради общего  блага; героический, благородный. (По словарю Ожегова).

Самоотверженный  человек - тот, кто поборол в себе все мирские страсти и живет для других. (По словарю Даля).

- Есть ли разница в толковании?

(5 слайд).

-Чем пожертвовал  Христос для людей? (Жизнью).

(6 слайд).

-Чем можете  жертвовать вы  для другого человека? ( Ответы детей).

                         3. Физкультминутка.

 Учитель: Вспомните примеры самоотверженности героев из  истории.

-На уроке внеклассного чтения вы читали произведения Андерсена . Вспомните его   произведения , где герои совершают самоотверженный поступок? ( «Русалочка», «Дюймовочка», «Дикие лебеди»,  «Снежная королева»).

(7 слайд).

-Как называется сказка?  («Снежная королева»).

-Как звали героев? (Герда, Кай, Снежная Королева).

-Кто больше всего  понравился? Почему? ( Герда.  Она  добрая, верная, самоотверженная).

- Какие самоотверженные поступки совершает Герда, от чего она отказывается?

-По ходу ответов  начертите лесенку самоотверженности  Герды в тетрадях.

(8 слайд).

-От чего отказывается Герда, чтобы спасти Кая? ( Ответы детей сопровождаются слайдами, дети рисуют лесенку):

 -Отдает реке башмаки, чтобы  узнать  о Кае.

-Покидает  бабушку, родной дом, близких и друзей.

(9 слайд).

-Убегает от старушки и оставляет покой, тепло, красивые цветы и дом.

(10 слайд).

-Уезжает из дворца и лишается роскоши, богатства, жизни во дворце.

 

-Уезжает на олене из разбойничьего замка и  лишается защиты разбойницы, очага, еды.

-Отъезд от финки лишает ее сапожек, варежек в холоде. Она остается одна-  одинешенька среди холода и снежной пустыни.

 ( 11 слайд).

Учитель: С каждым разом степень  самоотверженности возрастает, и в конце она находит Кая. Своей добротой она растопила ледяное сердце  Кая,  и они вернулись домой.

 Учитель: Давайте сделаем вывод. (Ответы детей).

-Да.  И люди из жизни, и герои произведений совершают самоотверженные поступки.  Человек должен  подниматься  по лесенке вверх, преодолевая  трудности.  Люди  это делают за похвалу? За награду или деньги? (Бескорыстно, не требуя ничего взамен, по зову души).

 

-Кто такие святые? Обратимся к словарю (Чтение детьми определения):

Святой - проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный; обладающий Божественной благодатью. (По Ожегову).

Святой – духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный, угодный Богу; первообраз человека.  (По Далю).

 Учитель: Сделайте вывод.

   Вывод: Святой – это такой  добрый человек, в сердце котором родился духовный опыт, признан Богом образцом для других людей за праведную  жизнь и стойкость  в вере.

- О каких святых вы слышали, знаете?  (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербуржская, Блаженная Матрона, Целитель Пантелеимон и. д.)

 

 -Поработаем с учебником с.69.  Читаем  текст со слов «Святой….» и до конца страницы.

(12 слайд).

- Как поняли притчу о царе и дикаре? Объясните.

-Сделаем вывод: Какими качествами обладают  люди,  святые, которые делают добро  другим, но ищут радость для своего сердца? (Ответы детей).

                   4. Выступления детей по теме урока.

-А какие  материалы о добре, о добрых поступках подготовили вы? Давайте поделимся своими маленькими открытиями.

Саяпина Дарья , стихотворение В.Дорожкиной «Добро», исполнение песни всем классом«Иди мой друг, всегда иди, дорогою добра».

    .

 

                                   5. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

- Как вы  работали на этапах урока?

-Как оцениваете  свою работу и работу своих товарищей?

-Назовите 2 причины, которые побуждают христианам  делать добрые дела?

 Что вас сегодня удивило?

-Чему радуются святые? К чему они стремятся?

- Что лежит в основе добра?

-Что делает человека счастливым?

-Захотелось ли самим творит добро?

-А какие добрые дела вы можете делать? (Ответы детей)

- Молодцы. Вы все сегодня работали дружно и активно. Пусть этот урок  оставит в вашем сердце добрые семена и они обязательно дадут всходы ДОБРОТЫ.

- Творите добро, и вы соберете сокровища на Небе.

6. Домашнее задание: Прочитайте текст с. 68 -69, Выполнить задание в рабочем листе, посмотрите в словаре слово «Добродетель».

 

                                   

                                         Приложение.

                     

                        Загадки:

    У кого она в достатке,

С тем дружить легко и гладко.

Для души приобрету

Я у Бога _________ .

Ответ: Доброту.

Он пошел без размышлений —

Где Господь, там нет сомнений!

Все оставил поскорей

Первозванным стал _________.

Ответ: Андрей.

На земле жили - душу часто мыли.

С земли ушли - к Богу пришли.

Ответ: Святые.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зачем творить ДОБРО ?

Слайд 2

«Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам» Эрих Фрид

Слайд 3

Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними Золотое правило этики

Слайд 5

Мученичество апостола Петра

Слайд 6

Мученичество апостола Андрея

Слайд 8

Самоотвержение ???

Слайд 9

Г.Х.Андерсен. Снежная королева .

Слайд 10

Сотворение добра требует самоотвержения

Слайд 11

В. Железников «Чучело»

Слайд 12

Вопрос: Почему в Лене, пережившей унижение, есть больше готовности к духовной радости, чем в её одноклассниках?

Слайд 14

Домашнее задание: 1 . Состав слова «добродетель» 2. Список добродетелей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока «Зачем творить добро»

Данный  урок  был  разработан  и  проведен  в  рамках  районного  семинара  учителей  ОРКСЭ  и  ОПК....

Тема урока: Зачем творить добро?

Тема урока: Зачем творить добро? Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции и  понимание того, что творить добро –  духовная ...

Конспект урока "Зачем творить добро" ОПК 4 класс

Данный урок раскрывает для детей нравственные категории нашего мира, помогает определить для себя важное и необходимое, научиться чувствовать себя счастливым...

Работа с притчей. Тема урока: «Зачем творить добро?»

Работа с притчей. Тема урока: «Зачем творить добро?»...

Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....

Подборка материала к уроку "Зачем творить добро?"

Собранный материал поможет учителю  выстроить  свой урок по теме "Зачем творить добро?". Здесь вы найдёте пословицы, стихи, синквейны, притчи, рассказы и сказки, мудрые высказывани...