Конспект урока "Зачем творить добро" ОПК 4 класс
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Чечина Татьяна Александровна

Данный урок раскрывает для детей нравственные категории нашего мира, помогает определить для себя важное и необходимое, научиться чувствовать себя счастливым

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass._zachem_tvorit_dobro._prav._kul-ra.odt24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Добродетель — всякое слово, дело и помышление, согласное закону Божию. Добродетели есть плоды духовной мудрости, являются признаком духовно живущего человека. Духовное совершенствование невозможно без приобретения добродетелей, их укрепления, обучения им. Более того, опытом своей жизни святые отцы познали, что «истинная добродетель направляет жизнь человека к счастью и блаженству».

Истинная добродетель состоит в победе себя самого, делать не то, что растленное естество хочет, но что святая воля Божия хочет, покорять волю свою воле Божией, и побеждать благим злое, побеждать смирением гордость, гнев кротостью и терпением, ненависть любовью.

Истинное и многоценное добро наше — христианская добродетель, которая не подлежит тлению, с нами в мире живет и в будущий век исходит. Истинная добродетель сама в себе есть награждение, имеющим ее. Где истинная добродетель, там есть любовь, где любовь, там добрая и спокойная совесть, где спокойная совесть, там мир и покой, где мир и покой, там утешение, радость, веселие и сладость. Добродетели есть истинное христианское украшение.

Всякая добродетель должна исходить из сердца, жить в душе, а при случае проявляться в деле. А чего в сердце нет, того и в самом деле нет. Вера, смирение, любовь, милость и прочее — лицемерие, если их нет в сердце и от сердца не исходят.

Такие добродетели, как вера, надежда, любовь, милосердие, страх Божий и другие, позволяют сформировать понятие о совершенном человеке, помогают увидеть, каким он должен быть на самом деле. Показать ребенку этот идеал, пробудить у него желание следовать ему — вот первая забота православного педагога.

В Своей Личности, в Своей жизни Христос Спаситель воплотил тот высочайший пример, стремиться к которому — цель жизни каждого. Стремление к совершенству побуждает человека «следовать учению и жизни Спасителя мира как подлинному критерию добра, идеалу духовного совершенства». Нравственное совершенство есть совокупность добродетелей. Следовательно, человек, стремящийся к совершенству, должен подражать Христу в добродетелях. «Добродетели делают природу человека досточтимой», восстанавливают его естественное состояние.

Всякий человек, творящий добро уже здесь и сейчас получает награду — в его сердце водворяется мир, покой, радость. И напротив, у человека, совершившего зло — в сердце поселяется теснота, скорбь. Самый верный путь к счастью не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми. Для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, помогать, любить их, причем чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться.

Только надлежащая переоценка прежних духовных ценностей, перенесение центра стремлений, желаний и помышлений с внешних предметов на внутренний мир, освобождение от всего греховного, что отделяет от Бога, доставляет человеку истинную свободу и очищение сердца, духовную целеустремленность, сосредоточенность, способность ко всякому доброму делу как в Церкви Христовой, так и в обществе.

«Делая добро, искупаем время и делаем его собственным, вместо того, чтобы продать его злу. Мы искупаем время, когда дни злые превращаем в добрые и делаем их из века сего днями века будущего»

Блаженный Иероним


Конспект урока в 4 классе

Тема: Зачем творить добро...

Цели: осмысление учащимися нравственных категорий и ценностей, творить добро — духовная радость.

Задачи:

  • понимание сущности понятий добра и зла, умение бескорыстно служить людям,
  • формирование представления об ответственности человека за свои поступки,
  • умение устанавливать взаимосвязь мотива, самого поступка и его последствий.

Ход урока

  1. Организационный момент

Собрать пословицы:

Худо тому, ...                                    на добрые дела...

Злой плачет от зависти, …             ищи доброты.

Жизнь дана …                                  кто добра не делает никому.

Не ищи красоты, …                         добрый от радости.

  • Объясните смысл этих пословиц?
  • Что их объединяет?    
  • Какова тема урока?

II.  Наблюдение      

  •    Что такое добро?

-  Какое противоположное понятие существует в мире?

  • Что такое зло?
  • Что сильнее добро или зло? (рассуждения детей)
  • Где вы это наблюдали? (русские народные сказки, примеры из истории, жизни)

«Добро и зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор:

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?»

Прослушаем песню «Дорога добра»...

  • Как вы понимаете слова «Иди всегда дорогою добра»?

III.  Осмысление

Перед детьми картина «Витязь на распутье»...

  • Что вы видите?
  • Почему витязь остановился? (у него есть выбор на распутье трех дорог)
  • Куда ведут эти дороги?
  • Какую из них можно назвать дорогой добра? Почему?

«Добро и зло творить

Во власти всех людей,

Но зло творится без труда.

Добро творить трудней».

  • Что подтолкнуло его выбрать такой нелегкий путь «Убитым будешь...»? (делал это не ради себя, самопожертвование)
  • Какие еще слова можно отнести к главному герою: самолюбие, самоотречение, саможаление, самостоятельность, самомнение, самоотверженность, самонадеянность? Почему? Докажите!
  • Способен ли человек с противоположными качествами совершить доброе дело? Почему?
  • Так как же распознать добрый человек или злой?

«Дерево узнается по плодам, а человек по делам».

  • Вспомните, чем закончилась эта сказка?
  • Ждал ли герой этой сказки награды?
  • Почему же он ее получил?

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди,

так поступайте и вы с ними».

  • Какие чувства родились в душе Ивана Царевича, когда он исполнил наказ отца? (в сердце появляется: радость, мир, простор...)

- От чего появились эти чувства?

  • Какие чувства появились в душе братьев? Почему?

!    Получается, что человек совершая доброе дело тут же получает награду,  испытывая светлые чувства. Человек ищет радость для своего сердца, а для этого творит добро другим людям.  И сам себя наказывает, испытывая муки совести, совершая зло.

IV.  Закрепление

Бог на земле — не только в небесах:

В густой траве и в луговой гвоздике,

В струях воды и в лиственных лесах,

В тропинке нежной и в девичьем лике...

У многих в душах Божья благодать.

Здесь, на земле, Он ходит между нами:

Идти за Ним или Его предать -

Должны решать мы ежедневно сами.

                                   Геннадий Иванов

  • Образ Божий в каждом человеке. Совершая дурной поступок по отношению к другому человеку, мы оскорбляем Самого Бога и оскверняем образ Божий в себе. Человек, не имеющий добрых дел, как бесплодное дерево, которое срубается и бросается в огонь...

V. Рефлексия

  • Что я узнал на уроке?
  • Чему научился?
  • Чему удивился, что было интересно?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

внеурочная деятельность: занятие "Умники и умницы" 2 класс автор Холодова,конспекты уроков 1- 2 классы УМК "Школа России"

конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО  Использование на уроке интерактивной доски, "рабочего места учителя".Календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока для 1 класса. Тема: Спеши творить добро!

Тема: «Спеши творить добро!» Тип урока: комбинированный.Цель: воспитывать доброжелательность к окружающим людям, развить чувства понимания и сочувствия, чувство ответственности за совершенные пос...

Конспект урока для 1 класса. Тема: Спеши творить добро!

Тема: «Спеши творить добро!» Тип урока: комбинированный.Цель: воспитывать доброжелательность к окружающим людям, развить чувства понимания и сочувствия, чувство ответственности за совер...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Мы продолжаем творить…4 класс Защита проектов.

 В 4 классе на уроках русского языка и литературного чтения при обобщении знаний учащимся в качестве домашнего задания предлагается подготовить проект, п...